В соответствии с этой теорией страна конкурентоспособна по тем товарам, при производстве которых должно быть определенное сочетание сложности процесса их изготовления и общего уровня развития страны, то есть бедные страны производят простые товары более дешево, в то время как сложные товары более дешевы в богатых странах. Современный этап развития этой теории в 60-х годах XX в. связан с именем М.Познера, выдвинувшего идею имитационного лага. Лаг спроса – это время, необходимое для формирования спроса на новый экспортный товар. Лаг реагирования – время, необходимое производителям импортозамещающих товаров, чтобы отреагировать на иностранную конкуренцию. Соответственно, смысл экспортировать есть в случае, когда лаг спроса короче, чем лаг реагирования.
Основные понятия
Абсолютные преимущества, сравнительные преимущества, соотношение факторов производства, специфический фактор производства, эффект масштаба, монополистическая конкуренция, внутриотраслевая торговля, технологический разрыв.
|
|
Тесты
1. Впервые значение международной торговли для экономического развития страны отметили представители:
а) меркантилизма; в) классической политэкономии;
б) физиократы; г) монетаризма.
2. Теорию сравнительных преимуществ сформулировал:
а) Т. Мальтус; б) А. Смит; в) Д. Рикардо; г) А. Маршалл.
3. Причину существования сравнительных преимуществ впервые объяснили:
а) Э. Хекшер и Б. Олин; в) Дж. Такер и М. Познер;
б) П.Кругман и Б. Баласса; г) П. Самуэльсон и Джонс.
4. К созданию рыночной структуры с несовершенной конкуренцией приводит:
а) внешний эффект масштаба;
б) внутренний эффект масштаба;
в) наличие сравнительных преимуществ;
г) внутриотраслевая торговля.
5. В соответствии с теорией технологического разрыва экспорт будет выгоден если:
а) существует лаг спроса;
б) существует лаг реагирования;
в) лаг спроса короче, чем лаг реагирования;
г) лаг реагирования короче, чем лаг спроса.