1. Отечественная экономика располагает трудовыми ресурсами в количестве 1200 человек и может производить 2 вида товаров: яблоки и бананы. Затраты труда на производство 1 кг. яблок равны 3 чел.-часам, а для бананов – 2. Зарубежная экономика, имеет трудовые ресурсы в количестве 800 человек и трудозатраты в производстве яблок и бананов, равные соответственно 5 и 1. Построить графики производственных возможностей двух стран до начала международной торговли. Определить альтернативные издержки выращивания яблок в каждой стране. Определить направления экспортной специализации стран в международной торговле. Определить выигрыш от обмена 100 кг. яблок на 300 кг. бананов.
2. Отечественная экономика располагает трудовыми ресурсами в количестве 2400 человек и может производить 2 вида товаров: яблоки и бананы. Затраты труда на производство 1 кг. яблок равны 6 чел. – часам, а для бананов – 4. Зарубежная экономика, имеет трудовые ресурсы в количестве 1600 человек и трудозатраты в производстве яблок и бананов, равные соответственно 10 и 2. Построить графики производственных возможностей двух стран до начала международной торговли. Определить альтернативные издержки выращивания яблок в каждой стране. Определить направления экспортной специализации стран в международной торговле. Определить выигрыш от обмена 200 кг. яблок на 600 кг. бананов.
|
|
3. Страны А и Б производят два товара – велосипеды и теннисные ракетки. Затраты труда на производство товаров представлены в таблице:
Затраты труда в час. на ед. товара | ||
Страна А | Страна Б | |
Велосипеды | ||
Ракетки |
Какая страна обладает абсолютным преимуществом в производстве велосипедов, какая – в производстве ракеток? Рассчитать альтернативные издержки производства велосипедов, выраженные в ракетках, и альтернативные издержки производства ракеток, выраженные в велосипедах. Какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве велосипедов? Определить направления экспортной специализации стран на основе сравнительных преимуществ в международной торговле. Определить выигрыш от обмена 100 велосипедов на 250 ракеток.
4. Страны А и В производят два товара масло и сахар.
Затраты труда в час. на 100кг | ||
Страна А | Страна Б | |
сахар | ||
масло |
Какая страна обладает абсолютным преимуществом в производстве масла, какая – в производстве сахара? Какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве масла, какая – в производстве сахара? Определить направления экспортной специализации стран на основе сравнительных преимуществ в международной торговле. Определить выигрыш от обмена 7т сахара на 5т масла.
|
|
5. В таблице представлены данные об объемах производства сукна и вина в странах А и Б.
Производство в час | Страна А | Страна Б |
Сукно (м) | ||
Вино (л) |
6. Какая страна обладает абсолютным преимуществом в производстве вина, какая – в производстве сукна? Какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве вина, какая – в производстве сукна? Определить направления экспортной специализации стран на основе сравнительных преимуществ в международной торговле. Определить выигрыш от обмена 800 л. вина на 500 м сукна.
7. В странах А и В производится два вида товаров – костюмы и платья. В таблице показано, сколько костюмов и платьев производится в ателье двух стран за 1 день:
страна А | страна В | |
костюмы | ||
платья |
а) при отсутствии торговли между странами, какова относительная цена платья в обеих странах?
б) какая из стран имеет сравнительное преимущество в производстве платьев?
в) если страны начнут торговать друг с другом, что будет экспортировать каждая из них?
г) подсчитать выигрыш от обмена 30 платьев на 40 костюмов.
8. В стране А рабочий может произвести за один день 6 метров шелка или 1 кг масла. В стране Б рабочий может изготовить за день 2 метра шелка или 4 кг масла. Каковы относительные цены в странах при отсутствии торговли? Что будут вывозить страны после установления торговых отношений? Определить выигрыш от обмена 20 метров шелка на 10 кг. масла.
9. Объясните, какой эффект масштаба производства – внешний или внутренний – присутствует в каждом из следующих примеров:
а) в США основная часть духовых музыкальных инструментов производится на нескольких десятках предприятий в городе Элкхарт, штат Индиана;
б) все мотоциклы Нопdа, продаваемые в США, либо импортируются из-за рубежа, либо производятся в городе Мэрисвилл, штат Огайо;
в) все фюзеляжи самолетов для концерна Аirbus, единственного производителя аэробусов в Европе, собираются во французском городе Тулуза;
г) город Хартфорд, штат Коннектикут, является столицей страхового бизнеса для Северо-Востока США.
10. Насколько важно воздействие закономерностей эффекта масштаба и сравнительныхпреимуществ на то, что:
а) половина всех крупных пассажирских самолетов в мире собирается предприятиями компании «Боинг» в Сиэтле (США);
б) большинство полупроводников производится в США или Японии;
в) вино «Массандра» производится на южном берегу Крыма;
г) хлеб «Украинский» выпекают на хлебозаводах Украины.
11. Определите, о каком внутреннем или внешнем эффекте масштаба идет речь:
а) все продаваемые в стране автомобили «Таврия» производятся автозаводом в Запорожье;
б) Донбасс – центр металлургической промышленности страны;
в) большинство украинских банков расположено в Киеве и Киевской области;
г) до нач.90-х гг. основное производство пассажирских автобусов для стран социализма было сосредоточено на предприятии «Икарус» в Венгрии.
Тема 4. Тарифные методы регулирования международной торговли