Направления и структура миграционных потоков

В силу экономических причин основные потоки мигрантов направляются из стран с низкими доходами в страны с более высокими доходами. Следующие страны и регионы, являются основными импортерами рабочей силы:

- США, Канада, Австралия. Как наиболее экономически развитая страна современного мира, США являются основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Ежегодно туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивался в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек;

- Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран, стран Северной Африки, Ближнего Востока, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х гг. оценивался на уровне 180 тыс. человек в год;

- нефтедобывающие ближневосточные страны. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие;

- новые индустриальные страны привлекают мигрантов нанимающихся на временные работы. Это характерно для Южной Кореи и Малайзии.

Хотя для миграции профессионалов характерно в первую очередь движение из бедных стран в богатые, отмечаются также и обратные потоки, и циркуляция между развитыми государствами. Так, в последние десятилетия наблюдалась интенсивная возвратная миграция из США, главным образом в Южную Корею и на Тайвань, обусловленная быстрым экономическим ростом в этом регионе. В середине 1990-х годов ежегодно страну покидали 200 тыс. американцев иностранного происхождения, значительную часть которых составляли профессионалы.

3. Экономические эффекты миграции рабочей силы

Как отмечалось выше, основная экономическая причина межстрановой миграции рабочей силы – это различия в уровне оплаты труда, связанные с относительно разной обеспеченностью стран трудовыми ресурсами. Причины и экономические эффекты международной миграции рабочей силы представлены графически на рис. 7.1.

 
 

Количество рабочих, занятых в экономике страны А, показано на горизонтальной оси слева (отрезок 0 L 1), а количество рабочих, занятых в экономике страны Б – на горизонтальной оси справа (отрезок L 10*). На левой и правой вертикальных осях отражены значения предельного продукта труда соответственно для отечественной экономики (MPL) и для зарубежной экономики (MPL *). Миграция рабочей силы из отечественной в зарубежную экономику привела к сокращению занятых в отечественной (отрезок 0 L 2), и увеличению их в зарубежной экономике (отрезок L 20*). В результате произошло выравнивание ставок реальной заработной платы, увеличилось общемировое производство, на величину, соответствующую площади треугольника АВС. При этом доходы владельцев других факторов производства в стране экспортирующей рабочую силу сократились, а доходы владельцев других факторов производства в стране, импортирующей рабочую силу, возросли.

Международная миграция рабочей силы оказывает влияние на темпы экономического роста. Сторонники неоклассического подхода считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей стороны, а экономическое состояние страны, из которой происходит эмиграция, остается прежним. Неокейнсианцы признают возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники.

Воздействие иммиграции на динамику экономического роста в странах приема оценивается как двойственное. Считается, что высококвалифицированная рабочая сила оказывает позитивное долгосрочное влияние на хозяйственное развитие. Неквалифицированная рабочая сила вызывает неоднозначные последствия: с одной стороны, привлечение низкоквалифицированных иностранцев в те или иные отрасли может привести к снижению производительности труда в них, но, с другой стороны, при нехватке местных работников и отсутствии иностранных, производство могло бы сократиться. Заполняя пустующие ниши, иммигранты содействуют более эффективному применению квалификации местных кадров и тем самым – повышению производительности их труда. Иммигранты вносят весомый вклад в развитие экономики принимающих стран. Так, в ФРГ в 1972 г в пик трудовой миграции, иностранные работники произвели свыше 30 % ВВП, В США они дают чистую прибыль в 10 млрд. долл. в год. Широкое использование дешевого низкоквалифицированного иностранного труда явилось основой функционирования ряда традиционных отраслей (хотя в некоторых случаях это замедляет процесс модернизации производства). Например, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии – 40 % строительных рабочих, в США – 70 % работников, занятых в сельском хозяйстве. Нельзя отрицать и негативные последствия иммиграции, которые в развитых странах связаны с понижением, в результате притока иммигрантов, реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы. Например, в США один из каждых четырех занятых с образованием менее 12 классов – иммигрант. Иммигранты занимают места в секторах, производящих неторгуемые товары, которые иначе могли бы перейти к местным рабочим, вытесненным из секторов, производящих торгуемые товары.

Активное развитие новейших отраслей во многом обусловлено привлечением высококвалифицированной иностранной рабочей силы. Только в компаниях Силиконовой долины США трудятся более 2 млн. квалифицированных иностранцев – программистов, инженеров-компьютерщиков и др. Благодаря развитию современных средств коммуникаций, в первую очередь Интернета, возникли дистанционные формы использования рабочей силы, позволяющие специалистам других государств работать на иностранных заказчиков, не покидая своей родины.

Система подготовки и переподготовки кадров не может обеспечить экономику нужными ей работниками в короткие сроки. Поэтому с обострением мировой конкурентной борьбы, разворачивающейся вокруг наукоемкой продукции, переманивание зарубежных умов (в особенности из стран с развивающейся и переходной экономикой) становится одним из самых эффективных ее методов.

Влияние иммиграции на бюджет различается в долгосрочном и краткосрочном плане, в зависимости от характера миграции, от квалификации и продолжительности пребывания мигрантов в принимающей стране и отчасти от их возраста. Например, обучение детей иностранцев относится к статье расходов, связанных с иммиграцией, но через какое-то время, став гражданами страны приема и работая, они будут осуществлять налоговые платежи в государственный бюджет. Согласно исследованиям, проведенным в США и Канаде, средний иммигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения.

Если вновь прибывшие иностранцы оказывают краткосрочное негативное воздействие на бюджет, испытывая сложности в трудоустройстве или имея низкооплачиваемую работу и нуждаясь из-за этого в усиленной государственной поддержке, то с увеличением срока пребывания в стране и доходов мигрантов, их выплаты в бюджет растут, а получаемые ими пособия сокращаются.

Страна, экспортирующая рабочую силу, получает оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу. С другой стороны, отток высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их научного и культурного уровня.

Существует взаимосвязь между значением душевого ВВП и влиянием, которое иммиграция оказывает на экономический рост страны. В более бедных странах воздействие иммиграции на экономический рост отрицательное, а в более богатых – положительное. Возможно, это объясняется тем, что бедные страны не могут проводить рациональную иммиграционную политику. Мигранты, пребывающие в такие страны менее образованны (например, беженцы из других бедных стран), чем в среднем население принимающей страны. Увеличение рабочей силы в таких странах снижает капиталовооруженность в расчете на одного работника, и тем самым отрицательно влияет на экономический рост. Иммиграция в более богатые страны состоит из более квалифицированных работников, так что выгоды от импорта человеческого капитала превышают издержки от снижения капиталовооруженности. 67 % иммигрантов в США и 88 % иммигрантов в страны ОЭСР имеют, по крайней мере, среднее образование и в целом более образованны, чем остальное население страны, из которой они уехали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: