Последствия международной миграции рабочей силы

1) Является мощным фактором экономического роста, так как обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран

2) Ведет к концентрации населения в экономических центрах, позволяет освоить новые районы и их природные ресурсы, способствует повышению уровня материального благосостояния и профессионального уровня людей

3) Играет важную роль в демографическом развитии некоторых стран (США, Канада, Израиль)

4) Ведет к чрезмерному разрастанию крупных городов в странах реципиентов и демографическому старению населения в странах донорах

5) Адаптация мигрантов к новым условиям сопровождается трудностями и конфликтами на этической основе

6) Ведет к депопуляции, то есть сокращению численности населения (Греция, Ирландия, Португалия в 60х годах)

36. Направления международной миграция рабочей силы.

Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причём зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей страны, её вес в современном мире, иногда её исторические, географические, этнические корни.

В международной миграции рабочей силы можно выделить 5 направлений:

1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

2) миграция в рамках промышленно развитых стран;

3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);

5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных//рабочих.
В 80-е годы для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки (особенно ЮАР в середине 90-х годов) стала характерной "утечка умов". В конце 80-х годов только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Южной Кореи. Такой разрыв объяснялся тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учебных учреждениях. Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особенно программного обеспечения, обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс. долл.
Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, в большей степени связана с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление как «утечка умов». Например, из Западной Европы в США. Впервые в концентрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40-50 годов, когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали перемещаться в США. В результате пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом, между «новыми индустриальными странами» и странами арабских эмиратов, странами-членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е гг.) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и СА, например, было занято до одного миллиона рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах - импортерах рабочей силы.
Существует миграция рабочей силы из развитых в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др.), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т.п.).

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

К числу других причин использования иностранных работников относятся необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путём подготовки местного населения, но прежде всего за счёт привлечения работников по оргнабору.

Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пограничных регионах – её экономическая выгодность: отсутствие значительных транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за прозрачности российских границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством.

Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран.

1. Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы, % к общей численности занятых: в Люксембурге – 30,0; Швейцарии – 29,6; Германии – 8,0; Бельгии – 7,5; Австрии – 6,2; Швеции – 5,8; Франции – 5,2; Англии – 3,4.

В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям:

- необходимость внедрения трудосберегающих технологий;

- перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже;

- недовольство определённых слоёв населения, особенно рабочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.

2. Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.

3. В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы, в %: Катар – 92, ОАЭ – 89, Кувейт – 86, Оман – 70, Саудовская Аравия – 60, Бахрейн – 51.

4. Одновременно в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономической активности части населения, работающей за рубежом, % от общей численности населения: в Йемене – 7,3; Египте – 5,2; Турции – 4,3; Пакистане – 3,8. Ещё одним центром миграции (формально этнической, но, по сути во многом трудовой) стал Израиль, куда с конца 80-х до середины 90-х годов только из бывшего СССР прибыло около 750 тысяч человек.

5. Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборные предприятия направляются в Аргентину и Мексику.

6. Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.

Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. чел. в год, - высокоразвитые государства с ВВП более 6900 долл. На душу населения. Источник эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых - Мексика и страны Азии.

37. Государственное регулирование внешней трудовой миграции. Последствия международной миграции.

Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений.

Принимающие страны применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

1. профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);

2. возрастной ценз;

3. состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);

4. социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также состоящих в рядах реакционных партий);

5. квотирование (законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий, при этом страны устанавливают квоты на въезд иностранцев из определенных стран – Азии, Африки).

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

¨ уплату иммигрантом пошлины за трудоустройство;

¨ первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

¨ налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

¨ ограничение времени пребывания иностранных рабочих в данной стране.

В странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы. Запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя.

Выгоды странам иммиграции:

занятость вакансий, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны; расширение внутреннего рынка страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими; снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население; при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку.

Отрицательные стороны – в стране может расти уровень социальной и национальной напряженности, увеличивается преступность, наблюдается перенаселенность, могут вырасти расходы государства.

Страны–доноры тоже получают выгоду от оттока рабочей силы:

снижается безработица; растет уровень заработной платы и благосостояния, сокращаются расходы государства на социальную поддержку; увеличиваются валютные поступления за счет переводов из-за границы.

В ряде случаев валютные поступления от экспорта рабочей силы могут превышать выручку от экспорта товаров. Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны; после возвращения на родину эмигранты нередко обладают достаточно высокой квалификацией и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим.

Негативные последствия для страны–донора:

потеря трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате происходит старение трудовых ресурсов; теряются затраты на образование и профессиональную подготовку кадров; происходит «утечка умов».

38. Россия и международная трудовая миграция.

Россия стала участников международного рынка труда только в начале 90-х годов. До этого, в период административно-командной экономики население СССР принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством.
Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития. Организация процессов международной миграции производилась только государственными органами. В период перестройки экономики нашей страны, отхода от административно-командных методов управления во всех сферах жизни процессы международной трудовой миграции значительно интенсифицировались.
Немалую роль здесь сыграл и распад СССР. Если раньше приезд на работу в Российскую Федерацию из Армении, Грузии или других республик являлся внутренней миграцией, то теперь аналогичные процессы относятся к международной трудовой миграции.
Россия является в настоящее время, как страной-донором, так и страной-реципиентом. Немало российских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату. Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом.
В то же время, в Россию устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, так как уровень жизни в РФ относительно выше, чем уровень жизни на Украине, в Беларуси и других республиках СНГ. Россия как страна - импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.
Характерной чертой участия России в процессах международной трудовой миграции является слабая роль государства в регулировании данных процессов. В результате этого большое число иностранных работников используются на нелегальных условиях.
С другой стороны, не созданы механизмы использования положительных сторон эмиграции работников по трудовым контрактам, что не позволяет обеспечить должный приток валютных средств в экономику России как от фирм-посредников, так и от официальных переводов самих мигрантов на родину.

39.Международный технологический обмен: понятие, сущность, формы.

Международный технологический обмен – это передача научно-технических знаний и опыта между странами.

Формы международного обмена технологиями:

Передача на основе лицензионных соглашений

Оказание технической помощи

Инжиниринг

Экспорт комплектного оборудования

Подготовка и стажировка специалистов

Управленческие контракты

Научно-техническая и производственная кооперация

Не все технологии подлежат международному обмену. Международный обмен технологиями представляет собой обмен информацией, касающейся способов преодоления затруднений экономического, производственного, управленческого или финансового характера, которые возникают между хозяйственными субъектами стран в процессе воспроизводства.

Носителями технологий являются лицензии, патенты, техническая документация, специализированная литература, продукция, с помощью которых она произведена, а также люди, обладающие навыками решения определенных экономических задач.

Международный обмен технологиями может осуществляться безвозмездно или за определенную плату. Большинство из них – бесплатно. Происходит это по ряду причин: зачастую распространение происходит по некоммерческим каналам (на выставках, конференциях) или нелегально, а иногда объекты интеллектуального труда не подлежат оформлению прав собственности. Таким образом технологии распространяются далеко за пределы своей страны.

Существуют основные виды технологий, которые участвуют в международном обмене:

1) сельскохозяйственные технологии – технологии по увеличению урожайности, разработка удобрений, повышение продуктивности в животноводстве;

2) промышленные технологии – технологии в сфере производства промышленных изделий и в смежных отраслях;

3) технологии управления – усовершенствование схем управления и контроля за предприятием, повышение эффективности его функционирования;

4) финансовые технологии – технологии в банковской сфере, страховой деятельности и все то, что связано с финансами;

5) маркетинговые технологии – наиболее быстрое и эффективное продвижение товара;

6) сервисные технологии – технологии в сфере услуг;

7) информационные технологии – они позволяют проводить операции с информацией (поиск, сбор, передача и т. д.) и сегодня становятся все важнее.

Для эффективного развития международного обмена технологиями требуются соответствующие условия: правовые (защита интеллектуальной собственности на территории иностранного государства), финансовые (кредитование, страхование, повышение эффективности схем финансовых расчетов), институциональные (наличие международных организаций, регулирующих международный обмен технологиями), инновационные (усовершенствование уже существующих технологий и их дальнейшая передача).

Особо остро в некоторых странах сейчас стоит проблема создания эффективной правовой системы защиты международного обмена технологиями, т. е. охраны прав интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность представляет собой нематериальные активы, права на результаты интеллектуального труда.

40Международная лицензионная торговля.

Лицензия - разрешение использовать на определенных условиях предметов лицензии, которыми являются запатентованные изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, ноу-хау. Международная торговля лицензиями развивается высокими темпами. Уже сформировались ведущие центры международной торговли лицензиями. Это США, страны Западной Европы, Япония. Торговля лицензиями сосредоточена в промышленно-развитых странах, на долю которых приходится 98% всех продаж и 90% всех закупок лицензий. США остается крупнейшим экспортером лицензий (70%).

Группы стран в зависимости от состояния международной торговли лицензиями:

1) Развитые страны с доминирующим экспортом лицензий (США)

2) Развитые страны с преобладающим экспортом лицензий (Великобритания, Швейцария)

3) Развитые страны с преобладающим импортом лицензий(Германия, Испания, Ирландия)

4) Развивающиеся страны с экспортоно - импортной направленностью лицензионной торговли(Аргентина, Бразилия, Мексика)

5) Развивающиеся страны с импортной направленностью торговли (Таиланд)

6) Развивающиеся страны с эпизодическим характером лицензионной торговли (Бирма, Камерун)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: