Асинхронные электродвигатели предназначены для преобразования электрической энергии переменного тока в механическую. В зависимости от системы переменного тока асинхронные электродвигатели выполняются трехфазными и однофазными.
При подаче к трехфазной обмотке статора асинхронного двигателя трехфазного напряжения возникает результирующий вращающийся магнитный поток. Этот поток вращается в пространстве с частотой вращения, равной синхронной, которая находится в строгой зависимости от частоты
подводимого напряжения и числа пар полюсов
двигателя:
.
Каждый асинхронный электродвигатель характеризуется своими номинальными данными, на которые он рассчитан. Основные технические данные электродвигателя указаны в их паспортах и каталогах.
Одной из важнейших величин, характеризующих работу асинхронного двигателя, является скольжение ротора, под которым понимается отношение:
, где
– частота вращения ротора двигателя, об/мин; или в относительных единицах:
.
От величины относительной угловой частоты вращения
и магнитного потока
зависит величина ЭДС
, индуцируемой в обмотке ротора, а следовательно, ток
ротора и его частота:
.
Распределение потока энергии, потребляемой асинхронным электродвигателем из сети, соответствует энергетической диаграмме, которая представляет полную структуру всех составляющих мощностей и потерь мощности, возникающих при работе в асинхронном электродвигателе. Активная мощность, подводимая к электродвигателю из сети:
.
Зависимости момента M, развиваемого двигателем, потребляемой мощности
, коэффициента мощности
, КПД
, скольжения ротора
и тока статора
, потребляемого двигателем из сети, от полезной мощности, т. е. мощности на валу двигателя
, являются рабочими характеристиками асинхронного двигателя. При этом зависимость
определяется выражением:
, кГм или
, Н·м.
Зависимость
, т. е. зависимость коэффициента мощности асинхронного двигателя от мощности на валу, находят из выражения
.
Значение коэффициента мощности для нормальных асинхронных электродвигателей средней мощности при номинальной нагрузке
.
Зависимость КПД асинхронного двигателя от нагрузки
определяется отношением:
,
где
– активная мощность, потребляемая электродвигателем из питающей сети;
– суммарные потери мощности в двигателе.
Мощность на валу
определяется:
,
,
,
где
можно определить из формул
или
.
Пусковой ток асинхронных электродвигателей в 5 – 10 раз превышает номинальный ток:
. Пусковой момент составляет 0,9 – 1,8 от номинального значения момента:
.
Асинхронный электродвигатель с фазным ротором пускается в ход с помощью пускового реостата, включенного последовательно с обмоткой ротора.
Критическое скольжение
определить по формуле:
.
Полное
, активное
, индуктивное
сопротивления короткого замыкания рассчитываются исходя из принятого
по формулам:
;
;
;
;
.
Координаты естественной механической характеристики асинхронного двигателя для различных значений скольжений ротора рассчитывают по формулам:
и
.
Результаты расчетов необходимо свести в табл. 11.2 и построить механическую характеристику, примерный вид которой приведен на рис. 11.1.
Таблица 11.2
Параметры для построения механической характеристики
| | , Н·м | об/мин |
| |||
| 0,4 | |||
| 0,5 | |||
| 0,6 | |||
| 0,7 | |||
| 0,8 | |||
| 0,9 | |||
| 1,0 |
Под пусковой диаграммой понимают совокупность двух или более искусственных механических характеристик, которые используются при пуске асинхронного двигателя в пределах от
до
(рис. 11.2). Пусковая диаграмма строится в предположении, что рабочий участок механических характеристик близок к линейному.
При построении пусковой диаграммы предельный момент
не может быть больше критического и обычно принимается
, а момент переключения
должен составлять
.
Число ступеней пусковой диаграммы m (оно равно числу искусственных характеристик) и значения моментов
и
связаны между собой соотношением:
, где – значение момента в относительных единицах. Если при выбранных значениях и число ступеней m не получается целым или нужным, то его следует округлить в сторону ближайшего целого числа рассчитать момент переключения : . | |
| Рис. 11.1. Механическая характеристика асинхронного двигателя |
После этого определяется отношение
и величины сопротивлений по ступеням:
,
,
,
,
где
– сопротивление обмотки ротора;
– напряжение ротора, В;
– ток ротора, А;
и
берутся из табл. 11.3.
Таблица 11.3
Технические данные двигателей серии 4А с фазным ротором
| Вариант | Типоразмер двигателя | Ток ротора, А | Напряжение ротора, В |
| 4АР160S4 | |||
| 4АР160М4 | |||
| 4АР180S4 | |||
| 4АР180М4 | |||
| 4АР200L4 | |||
| 4АР200М4 | |||
| 4АР225М4 | |||
| 4АР250S4 | |||
| 4АР250М4 |
Продолжение таблицы 11.3
| 4АР160М6 | |||
| 4АР180М6 | |||
| 4АР200М6 | |||
| 4АР200L6 | |||
| 4АР225М6 | |||
| 4АР250S6 | |||
| 4АР250М6 | |||
| 4АР160S4 | |||
| 4АР160М8 | |||
| 4АР160S8 | |||
| 4АР180М8 | |||
| 4АР200М8 | |||
| 4АР200L8 | |||
| 4АР225М8 | |||
| 4АР250S8 | |||
| 4АР250М8 |
Тогда сопротивления секций, из которых формируются добавочные сопротивления (рис. 11.3) будут определяться по формулам:
;
;
.
Рис. 11.2. Пусковая диаграмма | Рис. 11.3. Схема сопротивлений в цепи ротора при |
Рабочие участки искусственных характеристик в пределах пусковой диаграммы от
до
принимают линейными. Согласно рис. 11.2 из точки «B» (
) в точку (
) проводят прямую линию – это первая искусственная характеристика. В точке пересечения с
проводят горизонталь до
(линия cd). Из точки «d» в точку (
) строят еще одну искусственную характеристику, далее таким образом выходят на естественную характеристику. В итоге число искусственных характеристик должно быть равно количеству ступеней пусковой диаграммы.
Задавая значения мощности на валу
при различных режимах, можно определить величины КПД
, коэффициента мощности
, частоту вращения ротора двигателя
, мощность
и момент
. По полученным данным можно построить рабочие характеристики, примерный вид которых приведен на рис. 11.4.
|
| Рис. 11.4. Рабочие характеристики асинхронного двигателя |
, Н·м
об/мин
, где
– значение момента в относительных единицах. Если при выбранных значениях
рассчитать момент переключения
:
.
Рис. 11.2. Пусковая диаграмма
Рис. 11.3. Схема сопротивлений в цепи ротора при






