Структура и содержание выпускной квалификационной работы

ВКР представляет собой самостоятельную творческую законченную работу студента. Независимо от выбранной темы при подготовке ВКР целесообразно придерживаться приведенной ниже структуры:

Введение

Раздел 1. (Глава 1) Теоретические и методические основы исследуемой проблемы.

Раздел 2.(Глава 2) Организационно- экономический анализ хозяйствующего субъекта и его проблем

Раздел 3.(Глава 3) Разработка практических рекомендаций и мероприятий по решению проблемы хозяйствующего субъекта.

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение - это вступительная часть выпускной квалификационной работы, в которой:

• обосновывается выбор темы, ее актуальность и важность;

• формируется цель и задачи проекта;

• определяются метод исследования;

• определяется объект и предмет исследования;

• описывается новизна и практическая значимость работы;

Основными задачами работы являются цели выполнения каждой его главы, поэтому количество задач ограничено количеством глав работы.

Раздел 1. Теоретические и методические основы исследуемой проблемы включает обзор теоретических, мето­дических и практических аспектов исследуемой проблемы; выполняется на основе изучения и обобщения специальных литературных и электронных ис­точников информации. Целесообразно отразить вопросы нормативно - право­вого регулирования исследуемой проблемы.

Первый раздел (глава) содержит теоретические основы решения пробле­мы, применяемые в настоящее время, их достоинства и недостатки. По мате­риалам специальной литературы, статей в периодической печати выявляются наиболее актуальные и нерешенные вопросы по теме проекта.

Назначение теоретического обзора - дать обзор литературы по иссле­дуемой проблеме; сформировать концепцию, обосновать методику анализа проблем в конкретной организации. Здесь раскрывается сущность основных понятий и проблем, связанных с избранной темой; дается характеристика и оценка современного состояния теории по теме выпускной квалификационной работы, рассмат­риваются тенденции и перспективы ее дальнейшего развития, выявляются ос­новные проблемы и наметившиеся пути их решения.

В процессе изучения имеющихся литературных источников по иссле­дуемой проблеме очень важно раскрыть различные точки зрения разных авто­ров, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу. По воз­можности полно и систематизировано изложить состояние изучаемого вопро­са, которому посвящена данная работа. Сведения, содержащиеся в этом обзо­ре, должны позволить объективно оценить научный уровень работы студента.

Предметом анализа в обзоре могут служить: новые идеи и проблемы; возможные подходы к решению этих проблем; результаты исследований, имеющихся в специальной литературе. При этом сопоставляются различные точки зрения по решению вопроса, приводится полемика с отдельными авто­рами, вырабатывается и обосновывается собственная точка зрения по дискус­сионным вопросам.

Содержание литературных источников рекомендуется описывать посте­пенно, сужая рассматриваемые вопросы, переходя от общих понятий к кон­кретным вопросам, например, от теоретических положений о рынке труда (труд или рабочая сила, интересы работников и работодателей и т.д.) к участ­никам рынка труда, формам безработицы, занятости.

При изложении в обзоре литературы спорных вопросов темы необходи­мо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассмат­ривается точка зрения какого-либо автора, его мысль следует цитировать пол­ностью с обязательной ссылкой. При наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы обязательным является сравнение рекомендаций, содер­жащихся в действующих инструкциях и работах различных авторов. Лишьпо­сле этого выпускник обосновывает свое мнение по спорному вопросу или со­глашается с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в любом случае соответствующие аргументы.

В теоретическом разделе необходимо обосновать выбор конкрет­ных методов решения поставленных задач.

Теоретические и методические разработки автора выпускной квалификационной работы могут представлять:

· обоснование новых параметров или показателей, характе­ризующих организацию системы и процесса управления;

· методику выявления зависимости между показателями; методику или модель прогнозирования раз­вития подотраслей или организаций или показателей;

· модернизированные ме­тодики обследования и анализа организации управления;

· методы про­ектирования и внедрения проектов организации управления на предприятиях и в организациях отрасли.

В завершении теоретического раздела на основе исследованного мате­риала автором формулируются выводы.

Теоретический раздел должен стать основой для выполнения аналитиче­ского раздела выпускной квалификационной работы.

В том случае, когда работа носит исследовательский характер, объем теоретического раздела по согласованию с руководителем может быть увели­чен до 50 % объема работы за счет сокращения других разделов.

Раздел 2. Организационно- экономический анализ хозяйствующего субъекта и его проблем является логическим продолжением теоретического раздела выпускной работы. Излагаются фактические материалы, характеризующие деятельность объекта исследования под углом зрения рассматриваемой темы, решаемых в выпускной квалификационной работе задач и выводов теоретического раздела.В названии второй главы выпускной квалификационной работы дается название объекта исследования.

В данном разделе излагаются фактические материалы, характеризующие дея­тельность объекта исследования. Основное внимание сосредотачивается не столько на характеристике объекта (большинство фактических данных и общих иллюстраций может быть представлено в приложениях), сколько на вы­явлении и анализе положительных сторон и недостатков деятельности.

Изложение аналитического материала проводится от общего к частному с последующим углублением и расширением.

Основные задачи данного раздела заключаются в том, чтобы:

· проанализировать состояние и динамику финансово-экономических (технико-экономических) показателей объекта исследования;

· дать оценку фактическому состоянию исследуемой проблемы по выбранному объекту;

· сделать выводы о необходимости принятия соответствующих решений.

Анализ фактического состояния исследуемой темы проводится на основе данных, перечисленных в задании, и с помо­щью методов (методик) анализа, изученных во время обучения, либо принци­пиально новых, рассмотренных (разработанных) студентом в теоретическом разделе выпускной квалификационной работы.

Исходя из того, что конкретные задачи и содержание аналитического раздела зависят от специфики темы выпускной квалификационной работы и особенностей объ­екта исследования, характер, степень детализации и глубина проработки во­просов, рассматриваемых в этом разделе, его объем и содержание должны быть согласованы студентом с руководителем и зафиксированы в рабочем плане выпускной квалификационной работы.

Источниками информации для аналитического исследования являются история создания и развития организации, положение об организации, мате­риалы годовых отчетов о ее деятельности, планы работы, бизнес - план разви­тия, статистическая отчетность и другая служебная документация, содержащая технико-экономические показатели деятельности организации и ее производ­ственных подразделений. Материалы анализа изучаются студентом во время прохождения производственной практики.

Материалы, служащие базой для проведения анализа, должны быть дос­таточно полными и достоверными. Следует избегать ненужных сведений, от­бирая только те, которые имеют непосредственное отношение к теме.

Анализ состояния дел в организации в области решаемой проблемы предполагает обработку собранных данных и материалов за последние 3 го­да ее работы. Для анализа информации следует применять современные мето­ды экономического, социологического и психологического анализа. Анализ проводится методом сравнений достигнутых результатов с заданиями планов, желательно на основании динамического ряда за несколько лет, с использова­нием группировок, абсолютных, относительных, средних величин, метода цепных подстановок и других методов экономического анализа.

При оформлении этого раздела широко используются графические спо­собы представления данных с использованием MSExcel: таблицы, схемы, диа­граммы, графики и т.п.

Алгоритм проведения анализа разрабатывается взависимости от профи­ля выбранного объекта исследования: организации (предприятия) производст­венного и коммерческого назначения, некоммерческие организации, государ­ственные и муниципальные учреждения и так далее.

В завершении аналитического раздела представляют в концентрирован­ном виде выводы по всем его пунктам.

Определяются стратегические проблемы (задачи) организации. Дается краткая оценка состояния рассматриваемой про­блемы в организации.

Материалы аналитического раздела являются основой для разработки проектной части выпускной квалификационной работы.

Раздел 3. Разработка практических рекомендаций и мероприятий по решению проблемы хозяйствующего субъекта. На основе исследований теоретического раздела, выводов и рекомендаций аналитического раздела по улучшению (из­менению) положения дел в исследуемой области, с учетом целей и задач, по­ставленных в выпускной квалификационной работе, излагаются варианты возможных решений рассматриваемой проблемы.

Проектная часть является самым важным разделом выпускной квалификационной работыхарактеризующей общий уровень подготовки студента, его умение и способ­ность решать конкретные управленческие вопросы в рамках выбранной темы.

Проектная часть базируется на:

· конкретных результатах анализа среды деятельности организации, пред­ставленных в аналитической части;

· совокупности подходов, исходных принципах, теоретических основах и выбранных методах, методиках проектирования, изложенных в теоретической части.

В проектной части, как правило, решается основная задача:

- поиск мероприятий (вариантов решения) по устранению выявленных не­достатков;

Решение задачи зависит от степени детализации и качества проведения анализа среды деятельности организации. В процессе поиска и обос­нования предложений возможны различные подходы:

· использование передового опыта - мероприятия основываются на опыте фактических достижений аналогичных передовых организаций отрасли. Поиск мероприятий осуществляется путем изучения передового опыта, специальной литературы, непосредственного посещения студентом передовых предприятии и т. д.;

· использование экономического эксперимента - мероприятия основыва­ются на результатах экономического эксперимента, проводимого как в анало­гичных организациях, отраслях, так и близких к ним по условиям функциони­рования;

· научно-методический - мероприятия основываются на использовании методик и рекомендаций научных исследований, разработок НИИ и т. д.;

Рекомендации по устранению выявленных недостатков организации управления или видов деятельности должны быть изложены достаточно под­робно.Варианты проектных решений (предложения, рекомендации, мероприя­тия) рассматриваются подробно, с различных точек зрения (финансово-экономической, организационно-управленческой, социальной, технико-технологической и др.) не сопровождаются необходимыми расчетами. Состав и глубина проработки различных вариантов решений согласовываются студен­том с руководителем выпускной квалификационной работы.

Однако, при желании под руководством руководителя студент может описать предлагаемые им рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия с необходимой степенью детализации и обоснованности, при этом вспомогатель­ные материалы, расчеты, таблицы и схемы целесообразно выносить в прило­жения.

При подготовке этой части работы студенты должны учесть принципы:

• системного подхода, то есть учета всех или большинства взаимообусловливающих задач управления объектом, комплексного подхода с позиции оперативного и стратегического управления;

• принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменяющимися условиями работы ор­ганизации, содержанием деятельности аппарата управления, а также с метода­ми выполнения управленческих работ.

Разработка данного подраздела выпускной квалификационной работы предполагает, что на основании проведенного анализа, выявленных недостатков в работе органи­зации и возможных путей решения проблемы студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации (от трех и более мероприятий).

Заключение отражает в концентрированном виде суть выпускной квалификационной работы. Делаются выводы о степени достижения определенной во введении цели и поставленных задач. Оно должно быть предельно конкретным и обязательно содержать:

• результаты исследования, проведенного студентом в процессе работы над выпускной квалификационной работой;

• практические рекомендации по решению исследуемой проблемы;

Список используемых источников должен содержать сведения об ис­точниках, использованных в процессе исследований, проектирования и со­ставления пояснительной записки. При подборе литературы необходимо обращаться как к работам теоретического, так и методического, и практического характера. Особое внимание должно быть уделено изданиям последних лет, так как в них наиболее полно отражен современный подход к решению по­ставленной проблемы, действующая практика, показано все то новое, что сле­дует использовать при изложении основных вопросов избранной темы. Целесообразно показать использование информационно-справочных систем, стати­стических баз данных, ресурсов сети Интернет.

В приложения рекомендуется включать вспомогательные материалы по рассматриваемой теме - инструкции, методики, таблицы промежуточных рас­четов, положения, типовые проекты, т.е. те материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. Объем приложений не ограничивается.

Основную часть выпускной квалификационной работы составляют три раздела, в которых выделяют подразделы. Каждый раздел должен освещать самостоятельный во­прос поставленной проблемы, подраздел - отдельную часть этого вопроса.

При написании основной части следует обеспечить логическую связь ипоследовательность перехода между разделами.

4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ*

1. Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью предприятия.

2. Совершенствование управления организационными формами и структурой управления как фактор повышения эффективности производства.

3. Совершенствование управления лизинговыми операциями как фактор повышения эффективности производства.

4. Повышение эффективности производства на основе применения автоматизированных систем управления.

5. Особенности антикризисного управления предприятием в современных условиях.

6. Совершенствование управления предприятием на основе разработки стратегии и тактики его развития.

7. Совершенствование управления работой предприятия на основе маркетинговых исследований.

8.Совершенствование управления рисками на предприятии в современных условиях.

9.Совершенствование управления инвестиционными проектами на предприятии.

10.Совершенствование управления конкурентоспособностью предприятия в современных условиях.

11.Совершенствование управления структурными подразделениями в современных условиях.

12.Совершенствование управления качеством продукции в современных условиях.

13.Совершенствование управления предприятием на основе формирования корпоративной культуры.

14.Совершенствование управления трудовыми ресурсами на предприятии.

15.Совершенствование управления производственными запасами на предприятии.

16.Особенности управления предприятием на основе совершенствования мотивации работников.

17.Особенности управления предприятием на основе совершенствования планирования.

18.Особенности управления предприятием на основе совершенствования контроля.

19.Особенности управления предприятием на основе совершенствования оплаты труда.

20.Совершенствование управления малыми предприятиями в современных условиях.

21.Совершенствование управления основными фондами.

22. Совершенствование управления оборотными средствами.

23.Совершенствование управления издержками производства.

24.Особенности управления предприятием на основе совершенствования прогнозирования и планирования производственной деятельности.

25.Совершенствование управления ассортиментом выпускаемой продукции.

26.Совершенствование управления предприятием на основе арендных отношений.

27.Совершенствование управления предприятием на основе акционерных форм хозяйствования.

28.Совершенствование управления предприятием на основе оптимизации производственной программы.

29.Совершенствование управления предприятием на основе его разгосударствления и приватизации.

30.Совершенствование управления материально-техническим снабжением в современных условиях хозяйствования.

31.Совершенствование управления предприятием на основе реорганизации форм собственности.

32.Совершенствование управления предприятием на основе внедрения внутрихозяйственного расчета.

33.Совершенствование управления заработной платой на основе внедрения бестарифной системы оплаты труда.

34.Совершенствование управления предприятием в условиях инфляции.

35.Совершенствование управления научно-техническим прогрессом на уровне предприятия в современных условиях.

36.Совершенствование управления научно-техническим прогрессом на основе реконструкции и технического перевооружения предприятия.

37.Совершенствование управления научно-техническим прогрессом на основе совершенствования амортизационных отчислений.

38.Совершенствование управления экономическим потенциалом на основе внедрения достижений научно-технического прогресса.

39.Совершенствование управления эффективностью капитальных вложений.

40.Совершенствование управления оборотными средствами на основе внедрения вексельного обращения.

41.Совершенствование управления предприятием на основе внедрения франчайзинга.

42.Совершенствование управления материальными ресурсами.

43.Совершенствование управления прибылью предприятия.

45.Совершенствование управления рентабельностью предприятия.

46.Совершенствование управления производительностью труда на предприятии.

47.Совершенствование управления себестоимостью продукции.

48.Совершенствование управления материальными ресурсами на основе оптимизации их потоков.

49.Совершенствование управления предприятием на основе прогнозирования емкости рынка и объема реализации выпускаемой продукции.

50.Совершенствование управления предприятием на основе изучения конъюнктуры рынка.

51.Управление предприятием в условиях совершенствования организационно-правовых форм хозяйствования.

52.Управление предприятием в условиях совершенствования организации производства.

53.Управление предприятием в условиях совершенствования инновационной деятельности

54.Формирование структуры капитала фирмы на основе совершенствования управления ликвидностью ее активов.

55.Совершенствование информационного обеспечения управления предприятия.

56.Совершенствование управления предприятиями малого бизнеса

57.Совершенствование управления инвестиционными проектами.

58.Совершенствование управления рекламной деятельностью предприятия.

59.Совершенствование управления предприятием на основе разработки стратегии и тактики его развития.

60.Совершенствование управления предприятием на основе организации маркетинговой службы.

61. Совершенствование управления капиталом предприятия на основе лизинга.

62.Совершенствование управления социальными процессами в фирме.

63.Совершенствование управления оборотным капиталом и ликвидностью активов.

64.Совершенствование управления структурой капитала в фирме.

65.Совершенствование управления прибылью на предприятии.

66.Совершенствование управления деятельностью маркетинговой службы в фирме.

67.Совершенствование управления предприятием на основе использования информационных технологий.

68.Повышение эффективности производства на основе совершенствования технологий разработки управленческих решений.

69.Повышение эффективности производства на основе регулирования социально-психологических факторов.

70.Обоснование выбора поставщиков и оптимизация управления закупками материально технических ресурсов на предприятии (организации, фирме).

__________________________

* - Основное содержание тем раскрывается на примере конкретного предприятия или организации, название которых должны быть обозначены на титуле в теме дипломной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: