| Признаки | Традиционный урок | Развивающий урок |
| Цели | Формирование знаний, умений, навыков. | Развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации. Формирование целостной системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков |
| Роль педагога и стиль его руководства учебной деятельностью | Предметно-ориентированная позиция. Преобладают функции информатора и контролера. Стиль авторитарно-директивный, репрессивный, инициатива у педагога, инициатива учащихся не поощряется | Позиция педагога ориентирована на личность учащегося. Преобладает стимулирующая функция. Стиль демократический, поощряется и поддерживается инициатива учащегося. |
| Профессиональная установка педагога. | Закрытость. Ориентация на собственную активную деятельность. | Открытость. Ориентация на солидарность и совместную деятельность с учащимися. |
| Методы. | Информационно-иллюстративные, репродуктивные. | Методы активного обучения: проблемное изложение, проблемные, исследовательские, рефлексивные. |
| Характер организации учебной деятельности. | Деятельность строится по схеме «знания - деятельность». Преобладают задания репродуктивного типа, действия по образцу, алгоритму, даваемому педагогом в готовом виде. Цели и способы, как правило, не обсуждаются. Замысел и цель учебной деятельности часто бывают закрыты. | Деятельность строится по схеме «ориентировочное знание – деятельность – рефлексия – теоретическое знание».на первый план выдвигаются творческие и продуктивные задачи и задания. Учебные цели и способы деятельности делаются достоянием учащихся. Они, приняв учебные задачи, осознанно включаются в познавательную деятельность. |
| Формы учебного взаимодействия и отношений. | Ведущая форма взаимодействия – подражание, имитация, следование образцам. За учащимся закреплена позиция ведомого на протяжении всего обучения. Однообразие социальных и межличностных отношений. Высокий уровень конфликтности и агрессивности на всем протяжении обучения. | Задания носят личностный и социально-значимый смысл. Цели и задачи разрабатываются педагогами совместно с учащимися. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Учащиеся находятся в активной позиции. Они осваивают разные позиции: партнера, руководителя, помощника. Многообразие межгрупповых и межличностных отношений снижает конфликтность. Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм изживается солидарностью. |
| Контроль и оценка. | Преобладает жесткий контроль в рамках жестко заданных правил. Самоконтроль отличается ситуативностью. Мотивация осуществляется за счет ожидания «приговора» - оценки. Учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания, потери престижа, а не в интересах познания и личностного смысла. | Преобладает взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка. Акцент делается на достижениях учащихся, а не на том, чего они не знают, не умеют. Контролю подвергается ход деятельности, характер анализа. Вводятся разнообразные поощрения для усиления публичного признания достижений. Эмоциональный фон контроля – позитивный. |






