- Побуждать учащихся формулировать идеи и высказывать их в явном виде (даже если они невозможные).
- Сталкивать учащихся с явлением, которое входит в противоречие с имеющимися представлениями (формирует у учащихся критическое мышление).
- Побуждать учащихся выдвигать альтернативные предположения и догадки.
- Давать учащимся возможности исследовать свои предположения в свободной ненапряженной обстановке (это первый путь к общему обсуждению).
- Дать учащимся возможность применить новые представления (ЗУН), применительно к широкому кругу явлений.
Освоение развивающих методик требует от педагога:
1. умение быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке учебного процесса (на уроке может что-то пойти не по плану и нужно быть мобильным)
2. терпение при выслушивании учащихся, действительный интерес к его суждению (искренний интерес к личности учащегося)
3. умение высказывать свое мнение, не подавляя мнение окружающих (широта взглядов)
4. спокойствие при ошибках, умение без оскорблений и негативных оценок выслушивать, т.е. быть терпимым педагогом
|
|
5. умение за нескладным выражением увидеть живую мысль, поддержать ее деликатно направить к поиску результата (конструктивность)
6. положительное отношение к личности ребенка, безоценочное восприятие его мыслей, чувств, пристрастий, склонностей
7. организации учебного пространства, располагающего к диалогу
Развивающее обучение имеет свои принципы:
1. ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА - в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
2. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ – не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
3. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
4. ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ – регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи.
5. ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ – максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Развивающее обучение неразрывно связано с проблемными методами обучения, которые основаны на создании особого типа мотиваций, при этом сама мотивация – уже проблема, поэтому требуется соответствующий тип конструирования учебного материала.
Учебная проблема – это поисковая задача, для решения которой учащимся необходимы новые знания и умения и в процессе решения которой эти знания и умения должны быть «открыты» («Эврика») самостоятельно или с помощью педагога.
|
|
Проблемную задачу может ставить учитель или учащиеся, в зависимости от уровня развития:
1 уровень – преподаватель ставит проблемную задачу и дает пути ее решения (выбрать правильный ответ)
2 уровень – преподаватель ставит проблему – пути решения ставят учащиеся (тот же узел, но с отделкой)
3 уровень – преподаватель подводит к проблеме – а проблему ставят сами дети (а что будет, если изменить материал)
Общая схема проблемного метода:
Развивающие технологии – это все те методы, которые направлены на всестороннее развитие личности учащегося. В образовательном процессе применяют различные развивающие методики и приемы:
· УДИВЛЯЙ - - учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным (воротники времен средневековья)
· ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ - учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать нераскрывающиеся вопросы
· ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ - учащиеся составляют серию вопросов к изученному материалу
· ОПРОС – ИТОГ - в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока (например: что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнал?)
· МОЗГОВОЙ ШТУРМ - решение по опыту пиратов методом перебора вариантов
· ТЕХНИКА АКВАРИУМА - решение принимается путем набора аргументов
· ТЕХНИКА ОТКРЫТОЙ ЧАШИ - одно свободное место для выступлений «за» или «против»
· ИГРА – ТРЕНИНГ - позволяет растворить скуку однообразия при большом количестве монотонных упражнений или действий («логическая цепочка из операций»)
· РЕЖИМ «НОН-СТОП» - позволяет переключать внимание с одного действия на другое