Требования к учебному процессу развивающего (инновационного) типа

  1. Побуждать учащихся формулировать идеи и высказывать их в явном виде (даже если они невозможные).
  2. Сталкивать учащихся с явлением, которое входит в противоречие с имеющимися представлениями (формирует у учащихся критическое мышление).
  3. Побуждать учащихся выдвигать альтернативные предположения и догадки.
  4. Давать учащимся возможности исследовать свои предположения в свободной ненапряженной обстановке (это первый путь к общему обсуждению).
  5. Дать учащимся возможность применить новые представления (ЗУН), применительно к широкому кругу явлений.

Освоение развивающих методик требует от педагога:

1. умение быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке учебного процесса (на уроке может что-то пойти не по плану и нужно быть мобильным)

2. терпение при выслушивании учащихся, действительный интерес к его суждению (искренний интерес к личности учащегося)

3. умение высказывать свое мнение, не подавляя мнение окружающих (широта взглядов)

4. спокойствие при ошибках, умение без оскорблений и негативных оценок выслушивать, т.е. быть терпимым педагогом

5. умение за нескладным выражением увидеть живую мысль, поддержать ее деликатно направить к поиску результата (конструктивность)

6. положительное отношение к личности ребенка, безоценочное восприятие его мыслей, чувств, пристрастий, склонностей

7. организации учебного пространства, располагающего к диалогу

Развивающее обучение имеет свои принципы:

1. ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА - в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

2. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ – не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

3. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

4. ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ – регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи.

5. ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ – максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Развивающее обучение неразрывно связано с проблемными методами обучения, которые основаны на создании особого типа мотиваций, при этом сама мотивация – уже проблема, поэтому требуется соответствующий тип конструирования учебного материала.

Учебная проблема – это поисковая задача, для решения которой учащимся необходимы новые знания и умения и в процессе решения которой эти знания и умения должны быть «открыты» («Эврика») самостоятельно или с помощью педагога.

Проблемную задачу может ставить учитель или учащиеся, в зависимости от уровня развития:

1 уровень – преподаватель ставит проблемную задачу и дает пути ее решения (выбрать правильный ответ)

2 уровень – преподаватель ставит проблему – пути решения ставят учащиеся (тот же узел, но с отделкой)

3 уровень – преподаватель подводит к проблеме – а проблему ставят сами дети (а что будет, если изменить материал)

Общая схема проблемного метода:

Развивающие технологии – это все те методы, которые направлены на всестороннее развитие личности учащегося. В образовательном процессе применяют различные развивающие методики и приемы:

· УДИВЛЯЙ - - учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным (воротники времен средневековья)

· ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ - учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать нераскрывающиеся вопросы

· ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ - учащиеся составляют серию вопросов к изученному материалу

· ОПРОС – ИТОГ - в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока (например: что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнал?)

· МОЗГОВОЙ ШТУРМ - решение по опыту пиратов методом перебора вариантов

· ТЕХНИКА АКВАРИУМА - решение принимается путем набора аргументов

· ТЕХНИКА ОТКРЫТОЙ ЧАШИ - одно свободное место для выступлений «за» или «против»

· ИГРА – ТРЕНИНГ - позволяет растворить скуку однообразия при большом количестве монотонных упражнений или действий («логическая цепочка из операций»)

· РЕЖИМ «НОН-СТОП» - позволяет переключать внимание с одного действия на другое


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: