Методические рекомендации по изучению темы 2

Согласно ч.1 ст.77 Конституции РФ каждый субъект Федерации самостоятельно устанавливает собственную систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Законодательным актом федерального уровня, закрепляющим указанные принципы, является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (в ред. от 25.07.2011 г.) № 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Помимо Конституции РФ и Федерального закона, закрепляющих основы организации и деятельности региональных органов государственной власти, каждый субъект РФ имеет собственные законодательные акты, в которых детализируется и конкретизируется статус региональных институтов власти с учетом исторических, национальных и иных традиций.

На сегодняшний день во всех российских регионах уже сложилась собственная система организации государственной власти. Одним из необходимых и обязательных элементов этой системы в каждом субъекте РФ является законодательный (представительный) орган государственной власти.

Организация региональных законодательных (представительных) органов государственной власти, сложившаяся в субъектах РФ, достаточно разнообразна, поскольку отражает их специфические региональные особенности. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы разнообразие устройства этих региональных органов не выходило за рамки принципов, закрепленных на федеральном уровне. К сожалению, приходится констатировать, что региональное законодательство не всегда соответствует стандартам, заданным Конституцией РФ и федеральными законами. Вместе с тем федеральное законодательство тоже не всегда учитывает и отражает в своих нормах достижения конституционно-правовой науки и практики, которые могли бы способствовать его совершенствованию и эффективности. В связи с этим можно рекомендовать студентам проанализировать научную статью Т.В. Калугиной «О конституционно-правовой формуле наименования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа»[5],в которой автор обозначает ряд проблемных моментов:1) можно ли считать законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ парламентами – по аналогии с федеральным уровнем организации государственной власти в России; 2) причины, по которым в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ профессионально работает только часть депутатов; 3) соотношение терминов «законодательный» и «представительный».

Необходимо обратить внимание студентов на то, что конституционные основы правового статуса законодательных (представительных) органов субъектов РФ представляют собой закрепленные в Конституции РФ исходные начала, обусловливающие элементы правового статуса этих органов: юридическая природа, компетенция, роль в выполнении функций государства. Необходимо дать характеристику каждому элементу, проанализировав при этом научные статьи[6].

При анализе места законодательных органов государственной власти субъектов РФ в системе разделения властей наиболее сложным остается вопрос о первичности, приоритете или верховенстве той или иной ветви власти. Законодательная функция представительных органов государства, несомненно, ставит их в особое положение в системе разделения властей, так как, во-первых, исполнительная и судебная власти, будучи самостоятельными в осуществлении своей компетенции, могут функционировать лишь в пределах действующего права, во-вторых, законодательная власть – представительная. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти.

Принципиальное значение в обосновании высокого места законодательного органа в системе государственной власти имеет особый характер. Уровень и объем компетенции законодательной ветви власти как по важности, так и по масштабам составляющих ее полномочий превосходит компетенцию второй и третьей ветвей власти. Студенты должны проанализировать Закон Кировской области от 31.12.2002 № 127 – ЗО (ред. от 01.06.2011) «О Законодательном Собрании Кировской области», главу 3.

При анализе функций законодательного органа субъекта Федерации именно контрольная функция определяет место данного органа в системе разделения властей. Федеральным законом № 184 определяется довольно значительный перечень вопросов, которые в обязательном порядке должны законодательно регулироваться в субъектах РФ и соответственно являться предметом контроля законодательных органов. Помимо данного закона необходимо проанализировать ст. 265 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой законодательные органы субъектов Федерации осуществляют следующие формы финансового контроля: предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете; текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комитетов, комиссий; последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Предложить студентам проанализировать: как это положение находит свое отражение в Уставе Кировской области РФ от 27.03.1996 № 12 – ЗО (в ред. от 28.12.2010), ст.42.

В субъектах РФ созданы специализированные органы, оказывающие региональному парламенту содействие в сфере государственного финансового контроля. Например, Контрольно-счетная палата Кировской области, которая действует в соответствии с законом Кировской области от 27.09.2011г. № 46 – ЗО «О Контрольно-счетной палате Кировской области». Студенты должны проанализировать данный закон и выявить основные задачи Контрольно-счетной палаты. Сравнить с аналогичными органами других субъектов и сделать вывод, насколько обширны контрольные полномочия законодательных органов государственной власти субъектов РФ[7].

Необходимо проанализировать также проблемы:

- производство по принятию нормативных правовых актов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ;

- конституционно-правовая ответственность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

- прекращение полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ при объединении субъектов РФ.

Далее обратить особое внимание на характеристику Кировской области как субъекта РФ, в частности историю становления и развития парламентаризма в данном регионе и функционирование Законодательного Собрания Кировской области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: