double arrow

Сроки и правила введения прикорма при грудном вскармливании детей. Биологическое значение различных видов прикорма.


Несмотря на несомненные достоинства материнского молока, по мере роста ребен­ка необходимо введение в его рацион и других продуктов питания и блюд, обозначаемых термином "прикорм". Это обусловлено следующими факторами:

-дополнительное введение в организм растущего ребенка энер­гии и ряда пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком, на определенном этапе развития младенцев (с 4-6 месяцев), становится недостаточным;

-целесообразностью расширения спектра пищевых веществ рациона, за счет содержащихся в продуктах прикорма растительного белка, угле­водов, растительных масел, микроэлементов, необходимых для дальнейшего роста и раз­вития;

-необходимостью развития ЖКТ, жевательного аппарата и стимуляции моторной активности кишечника.

Оптимальные сроки введения различных продуктов определяются физиолого-биохимическими особенностями развития младенцев. Так, к 3 месяцам жизни снижается повышенная проницаемость слизистой оболочки кишечника, отмечается созревание ряда пищеварительных ферментов, в 3-4 месяца формируется достаточный уровень местного иммунитета кишечника и созревают механизмы проглатывания полужидкой и твердой пищи (угасание "рефлекса выталкивания ложки").

Следует учитывать, что раннее введение прикорма может снижать частоту и интен­сивность сосания, и, как следствие, выработку грудного молока. При таких условиях вво­димый прокорм будет не столько дополнять грудное молоко, сколько частично замещать его, что является физиологически неоправданным. В то же время, при введении первого прикорма позднее 6 - 7 месяцев, у ребенка мо­гут возникнуть проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции, чем молоко.

Таким образом, при достаточной лактации у матери основной прикорм (овощное пюре, каша и др.) целесообразно вводить в возрасте 4-6 месяцев. До введения основных видов прикорма в рацион ребенка вводятся фруктовые соки и пюре. Фруктовый сок сле­дует вводить в рацион ребенка, находящегося на естественном вскармливании, не ранее 3-4 месяцев. Введение соков в рацион младенцев в качестве первого немолочного продук­та обусловлено их жидкой консистенцией и легкостью усвоения, не требующего значи­тельного напряжения со стороны незрелой пищеварительной системы ребенка. Более раннее введение соков детям, находящимся на грудном вскармливании, нецелесообразно. поскольку это не вносит сколько-нибудь значительного вклада в удовлетворение их по­требности в витаминах и минеральных веществах и, в то же время, нередко приводит к возникновению аллергических реакций и гастроинтестинальных нарушений. Первым можно рекомендовать яблочный сок, обладающий невысокими аллергенными свойствами. Затем могут назначаться грушевый, сливовый, абрикосовый, персико­вый соки, позднее - черносмородиновый, вишневый и др. Кислые и терпкие соки следует разводить кипяченой водой. Соки, при­надлежащие к числу продуктов с высокой потенциальной аллергенностью, следует назна­чать с учетом индивидуальной переносимости и аллергологического анамнеза, но не ранее 6 месяцев жизни. Через 2 недели после введения в рацион соков и их хорошей переносимости в ра­цион ребенка можно ввести более плотную пищу - фруктовые пюре. Ассортимент фруктовых пюре и последовательность введения аналогичны опи­санным для соков. С 4,5 - 5,5 месяцев в рацион ребенка можно вводить более густую пищу, которую и обозначают термином "прикорм". В качестве первого прикорма предпочтительнее назначать овощное торе. Введение овощного прикорма следует начинать с од­ного вида овощей (картофеля, кабачков), переходя затем к смеси овощей, с постепенным расширенном ассортимента с использованием цветной капусты, тыквы, моркови, позднее - томатов, зеленого горошка. Через 3-4 недели после введения овощного пюре может быть рекомендован злаковый прикорм (молочная каша). В качестве первого злакового прикорма следует использо­вать кати из безглютеновых злаков (рисовую, гречневую и кукурузную), поскольку ран­нее введение в рацион каш из злаков, содержащих глютен (манной, овсяной) может способствовать развитию у детей глютеновой энтеропатии. По показаниям, когда ребенок плохо набирает массу тела или имеется тенденция к изменению частоты и конси­стенции стула, целесообразно в качестве первого прикорма ввести кашу, а затем овощное пюре. С 5-6 месяцев вводится творог. Более раннее введение творога (как дополнительного источника белка) нецелесообразно, поскольку дети, находящиеся на естественном вскармливании, необходимое количество белка получают с молоком. С 6 месяцев жизни в рацион детей можно ввести яичный желток. Более раннее вве­дение желтка нередко приводит к возникновению аллергических реакций в связи с высо­кой сенсибилизирующей активностью данного продукта. Мясо в рацион ребенка рекомендуется вводить с 7 месяцев, начиная с мясного пю­ре, которое позднее заменяется фрикадельками (8-9 месяцев) и паровыми котлетами (к концу первого года жизни). С 8-9 месяцев ребенку один-два раза в неделю вместо мясного пюре можно рекомендовать рыбное пюре. С 7,5-8 месяцев в рацион ребенка вводится ке­фир и (или) последующие смеси - молочные смеси на основе коровьего молока с более низким, чем в коровьем молоке и кефире, содержанием белка и оптимизированным жирнокислотным и витаминным составом. Следует особо указать на необоснованность использования кефира и других неадаптированных кисломолочных смесей в питании детей первых месяцев жизни. Это может вызвать нарушение кислотно-щелочного равновесия в организме ребенка и оказать неблагоприятное воздействие на незрелые почки младенца.

При введении прикорма следует твердо придерживаться следующих правил:

1. Начинять введение любого нового продукта только тогда, когда ребенок не болен.

2. Не начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.

3. Каждый новый продукт надо вводить постепенно, с небольших ко­личеств (сок - с нескольких капель, пюре и кашу - с 1/2 чайной ложки), вниматель­но наблюдая за его переносимостью. При появлении симптомов плохой переносимости продукта необходимо прекратить введение и попытаться вновь ввести его через некоторое вре­мя. При повторной негативной реакции попы­таться заменить его аналогичным (яблочное пюре - грушевым, гречневую кашу - овсяной).

4. Прикорм следует давать детям до кормления грудью, с ложечки, а не через соску.

5. Введение любого нового вида пищи следует начинать с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов. Например, введение соков начинать с яблочного, затем вводить смесь из двух соков, позднее из трех. Такие же правила соблюдаются при введении овощных пюре и молочных каш. Это необходимо для выявления возможных аллергенных эффектов того или иного продукта, что исключе­но при использовании их смеси.

С учетом неблагоприятной экологической обста­новки и недостаточного санитарно-гигиенического уровня населения, основу прикорма детей первого года жизни должны составлять продукты и блюда промышленного выпуска, которые обеспечивают безопасность входящих в них компонентов и их строго заданный химический состав.


Сейчас читают про: