Подготовка учителя к уроку

Подготовка к урокам начинается еще до начала учебного года с изучения ФГОС, примерной образовательной программы, примерной программы по предмету. На основе этих документов учитель определяет систему фактов и понятий, изучение которых будет углубляться и уточняться по мере овладения ученика предметными и универсальными умениями, развития их как личностей. Затем он прослеживает, как эта система отражена в учебниках, какова их структура и содержание, характер изложения материала, методический аппарат. Анализ учебников даст возможность выявить взаимосвязанные уроки, их роль и место в изучаемом курсе. Тогда учитель будет давать не отдельные уроки, а систему уроков по теме и курсу в целом.

На основе нормативных документов учитель составляет рабочую программу по предмету и календарно-тематическое планирование. Эти документы позволяют учителю:

1. реализовать законы психологии усвоения: погружение в тему, углубление и конкретизация знаний, развитие умений, повторение, обобщение, систематизация.

2. В соответствии с этапами изучения новой темы можно рационально использовать разные типы и виды уроков, другие формы учебных занятий, добиваясь не простого многообразия, но оптимальной системы взаимосвязанных занятий.

3. Решается проблема сбалансированного соотношения компонентов мировой, национальной, этнической и локальной истории.

4. Реальнее разработать и воплотить программу формирования, развития и совершенствования умений, в т.ч. УУД, по этапам поднимая деятельность учеников с уровня воспроизведения и действий по образцу к творчеству.

5. Проверку знаний, контроль можно сделать системными и целенаправленными.

Календарно-тематическое планирование чаще всего создается по событийно-хронологическому принципу. Другие принципы – стадиально-региональный (горизонтальный срез в определенный период) и проблемно-тематический (ст. кл.)

При подготовке к уроку реализуются ряд функций. Гностическая предусматривает реализацию следующих этапов подготовки урока:

1. осмысление содержания учебного материала, отбор источников знаний.

2. формулирование целей урока в соответствии с целями изучения раздела и темы, курса в целом (какие умения и как формировать, какие чувства пробуждать).

3. Определение типа урока.

4. Выявление структуры урока.

Выбрав источники знаний, учитель продумывает способы их сочетания. Подготовка к новому уроку включает анализ домашнего задания предыдущего урока. Вопросы и задания рассчитаны на осмысление, углубление и систематизацию знаний. Вопросы по предыдущему материалу должны быть связаны с новой темой.

Конструирующая функция предполагает анализ особенностей состава учеников класса, определение доминирующего характера деятельности учащихся, методы работы учителя на уроке. Для каждого класса подготавливается свой материал урока.

Необходимо наполнение трех пространств содержания:

Нормативное – изложено в ФГОСе; устоявшиеся знания, однозначные, проверенные временем. Допускает передачу информации коротко и убедительно, возможен монолог учителя, сочетающийся с выполнением заданий учениками.

Диалектическое – то, что работает на развитие предмета, его преобразование; дискуссионные вопросы, по которым есть многозначность трактовок, предположений. Требует организации интерактивного обучения. Главное – принцип диалоговости.

Смысловое – обладающее личной значимостью. Личностный смысл – это осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам его деятельности (А.Н. Леонтьев). Необходимо отразить в содержании опыт деятельности ученика по отношению к достижениям человечества, опыт эмоционально-ценностной деятельности. Этот аспект предполагает личное творчество ученика, самосознание личного опыта, эмоционально-ценностные отношения, отношения к социальному опыту и общекультурным знаниям). Требует самостоятельного освоения с последующей презентацией для остальных.

Одна из важнейших характеристик содержания материала – информативность, что предполагает:

1) увеличение разнообразия представлений учащихся об обсуждаемом объекте;

2) снимает возникшую неопределенность или отвечает на вопросы учащихся;

3) помогает в адаптации к современной жизни;

4) дает основания для выработки стратегии собственной жизни в будущем;

5) предлагает материал для самопознания.

Учитель продумывает, как будет объяснять новое и что в это время будут делать ученики, планируется ли опрос, как и в какой части урока, составляются познавательные задания в зависимости от уровня обучаемости учеников класса, какая будет организация повторения, что и как задать на дом. Учитель заранее намечает, кого надо спросить, какие вопросы поставить. Т.о., самое главное в двух первых функциях – соотнесение методически обработанного содержания урока с адекватными приемами и средствами преподавания и учения.

Организационная функция заключается в продумывании, как начать урок (оргмомент), как мотивировать учеников нацелить к изучению нового, в какие виды работ вовлечь всех учеников, какая деятельность вызовет интерес учеников, по какому поводу будут высказываться мнения личного характера, как организовать домашнее задание.

Информативная, или излагающая функция касается учебного содержания урока: какие приемы изложения содержания будут на уроке, какие при изложении будут использоваться средства обучения. Разрабатывая содержание, учитель определяет материал (основной и дополнительный), в какой форме и объеме дать, разрабатывает приемы раскрытия нового содержания, подбирает учебные пособия к уроку.

Контрольно-учетная функция предусматривает продумывание: как будем проверять, закреплять знания, как ученики смогут высказать собственное мнение, отношение к изучаемому, как оценить знания.

Корректирующая функция подводит итог урока: правильно ли отобран материал, интересны ли и содержательны факты, существенны ли проблемы, правильна ли дидактическая цель урока и насколько она достигнута, учтены ли особенности класса, то ли выбран тип урока, методы, приемы, формы обучения, интересны ли и доступны познавательные задания, что и почему усвоено слабо. Эта функция осуществляется после каждого урока и намечаются изменения для последующей работы. В конспекте урока учитель делает краткие записи, учитывающиеся при подготовке к этому уроку в следующем году.

При подготовке к уроку осуществляется структурно-функциональный анализ содержания учебного материала (главные и неглавные факты, теоретическое и эмпирическое содержание материала).

При предварительном ознакомлении с учебным курсом учитель определяет перспективные цели изучения разделов и тем. На основе структурного анализа формулируются цели урока. Цель – мысленное предвосхищение результата деятельности. При определении целей мы исходим из общепризнанного представления о ценностях, а также общих целей обучения, зафиксированных в стандарте. Цели могут быть глобальные, рассчитанные на длительный срок, и короткие, рассчитанные на конкретный урок.

«Цели урока составляют ядро педагогического замысла, им должны быть подчинены содержание и методика урока». (Грицевский)

Поурочные цели – это комплекс кратко сформулированных образовательных, воспитательных и развивающих результатов, которые учитель планирует достичь на конкретном занятии. (Вяземский)

Образовательные цели: какие важнейшие знания формируются, что самое главное из содержания урока должен усвоить ученик; отмечаются также повторение, закрепление и углубление знаний.

Воспитательные: каков вклад урока в воспитание нравственных, эстетических качеств личности (доброта, честность и т.д.); воспитание осуществляется как в процессе познания содержания учебного материала, так и в течение учебной деятельности, а также общения учителя с учениками.

Развивающие: какие умения развиваются на основе оперирования материалом (научился составлять план, формулировать вопросы, систематизировать данные в таблицу и т.д.). К ним относят предметные и общеучебные умения и навыки, а также развитие психики (интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов).

Пути определения целей:

1. Планировать надо конкретные цели, вытекающие из определенного содержания учебного материала урока.

2. При планировании к целям надо подходить комплексно, рассматривать цели образования, воспитания и развития учащихся в единстве и взаимосвязи.

3. Планирование целей должно опираться на анализ основного, главного содержания темы урока (главных фактов и важнейших теоретических положений), внутрипредметных, межкурсовых и межпредметных связей.

4. Цели конкретного урока должны соотноситься с общими целями обучения истории.

5. В целевой установке необходимо отразить способы взаимосвязанной деятельности учителя и познавательной работы учащихся на уроке.

Целеполагание – процесс выявления целей учителем и учащимися, их предъявление друг другу, согласование, корректировка и последующее достижение целей.

Современная особенность – постановка диагностируемых целей.

Целеполагание – один из самых сложных и проблемных аспектов работы учителя. Во-первых, образование сегодня трактуется и как процесс, и как результат. Образовательная цель должна отражать изменения в ребенке, которые произойдут в ходе занятия. Личностные результаты чаще носят вероятностный характер и их достижение рассчитано на несколько уроков. Второе противоречие связано с отсроченностью и многих образовательных результатов, как следствие – учитель больше готов думать о процессе, а не о результате. В третьих – на уроке есть цели учителя и цели учащихся (часто ими не осознаваемые), и они часто не совпадают. Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников и не согласуя с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Цели урока должны быть таковы, как будто ученик их сам себе поставил, они понятны и очевидны, с интересом и охотой усвояемы. Основные характеристики (КПД-цели): конкретность – привлекательность (побудительность)-достижимость.

Важно продумать приемы сообщения целей.

Способы постановки поурочных целей:

1) Через содержание (единицы учебной информации, которые предстоит усвоить: теории, законы, правила, идеи). Инициатива и информация на стороне учителя; от учеников ожидается лишь принятие темы.

2) Через деятельность учителя (научить, сформировать, проверить). Побуждает к деятельности только педагога. Деятельность учащихся – загадка, поэтому такая цель неинтересна ученику.

3) Через деятельность учащихся (что будем делать на уроке: писать, доказывать, спорить). Ясно, что делать, но не ясен результат, итог.

4) Через результат деятельности (научимся составлять характеристику по стереотипному плану; оценивать исторического деятеля). Такие цели содержат основания для самооценки успешности и результативности деятельности.

5) Через внутренние психические процессы (формирование чувства ответственности, воспитание толерантности). Все эти цели обозначают процесс, достижение этих целей можно отслеживать на протяжении триместра, года.

Наиболее прогрессивный – вариант № 4. Образовательная цель должна отражать изменения в ребенке, которые произойдут в процессе занятия: пережитые чувства, осознанные мотивы, обновленное видение себя, принятые идеи, проверенные умения. Комплексный подход предполагает включение в целевой блок развитие эмоционально-волевой (мотивационной), познавательно-мировоззренческой (когнитивной) и действенно-практической (поведенческой) сторон личности ребенка.

Мотивационные задачи:

- что учащийся почувствует

- чем заинтересуется

- чего захочет

- какое стремление усилит

Когнитивные задачи:

- что поймет

- о чем задумается

- что осмыслит

- к какому выводу придет

Поведенческие задачи:

-какие навыки закрепит

-какие умения приобретет

-какие способности и в чем усилит.

Образовательные цели– в ходе занятия учащиеся смогут

- называть определённые теории и факты,

- давать характеристики явлениям,

- формулировать основные причины событий,

- находить и показывать на карте,

- называть принципы,

- цитировать и т.п.

ЗНАНИЯ + УМЕНИЯ

Развивающие – анализировать, ранжировать, отбирать, конструировать, обсуждать, играть роль и т.п.

Воспитательные – понимать, уважать, разделять мнение, оппонировать, занимать позицию, делать выбор, уважать мнение и позицию другого и т.п.

Эффективность проведения урока зависит от умения учителя прогнозировать заданный результат, добиваться его реализации на уроке, обратной связи с учениками (единство преподавания и учения).

Конспект урока отражает педагогический замысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах, начиная с образовательных, развивающих и воспитательных задач и кончая подведением итогов урока. Конспект нужен для подготовки к уроку, т.к. работа над ним помогает организовать учебный материал, его логическую последовательность изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия. В конспекте отражаются структура, методы и приемы, средства с учетом особенностей учащихся, оснащенностью кабинета, имеющегося времени. Наибольший объем информации ученики усваивают в первой половине урока, лишь 50% - во второй. Дословная запись формулировки вопросов, текста изложения позволяет добиться свободного изложения материала на уроке.

Конспект включает название темы урока, цель, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения.

План урока должен быть посильным для учащихся, реальным. Надо продумать, как приспособить теоретическое и методическое содержание урока к конкретному классу, какая ситуация сложилась к уроку, как стимулировать деятельность учеников, каковы их возможные достижения на уроке. Это программа управления процессом обучения. Важно определить, какой объем работы выполняют ученики на всех этапах урока, что будет делать при этом каждый ученик. План может быть составлен в виде таблицы:

Подготовленный урок желательно отрепетировать, проговорить, поупражняться в работе с картой, схемой, иллюстрациями. Т.к. вначале трудно дозировать время и излагаемый объем материала, надо продумать дополнительные вопросы и задания, если на уроке останется время. Не следует учеников отпускать с урока до звонка.

Формулировка темы урока. Длительное время темы урока формулировались на основе учебника и содержали в себе уже готовые выводы, характеристики, оценки. Заголовки надо включать в методический сценарий урока. Основные способы формулирования темы занятия:

1. Указание в названии точного времени и места действия концентрирует внимание младших школьников на хронологии и картографии, служит дополнительной опорой в усвоении дат и локализации событий.

2. Вопросительная форма заголовка сосредоточивает внимание на ведущей учебной проблеме темы, организует восприятие нового материала под определенным углом зрения, управляет формулированием вывода: Была ли неизбежна феодальная раздробленность на Руси?

3. Заголовок – траектория развития исторических процессов, помогает увидеть и осмыслить содержание урока, логику его организации, направленность исследования: От свободы для немногих к свободе для всех: вектор раскрепощения российского общества в 19 веке.

4. Заголовок -план изучения новой темы, при его анализе определяется порядок и направленность изучения темы. приучает к осмысленному восприятию информации: первые земледельцы и скотоводы. Ученики сами составляют план.

5. Заголовок- проблема со скрытым или явным противоречием в оценке факта, как и формулировки с союзом или, создают атмосферу дискуссии, побуждают увидеть альтернативы исхода событий, определять в собственном мнении: Греция или Македония?

6. Недописанные в заголовке ключевые слова создают открытость основных выводов и оценок: ?.. под предводительством Пугачева.

7. Эмоциональному, образному восприятию способствуют заголовки, заимствованные из ист. и худ. текстов, поговорки: «Откуда есть пошла земля Русская», «Нидерланды – жемчужина в короне Габсбургов».

8. Прием отстранения: По следам аргонавтов, рай, превращенный в ад: европейцы в Латинской Америке.

9. Знаки препинания: Царская семья. Расстреляли!!! Или??? Или…

План подготовки к уроку:

1. Анализ места. Значимости и содержания урока на основе программы, планирования, учебника.

2. Формулирование целей.

3. Выбор названия урока, эпиграфа.

4. Разработка этапа проверки знаний и умений:

А) какие ранее полученные знания и умения необходимо актуализировать, систематизировать и обобщить на этом этапе?

Б) Какие задания рациональнее включить в содержание проверки? (четко формулируются вопросы и задания)

В) Каковы будут требования к ним и критерии оценки?

5. Разработка промежуточного этапа, обобщающего результаты проверки и подводящего к изучению новой темы (формулируется вывод, связывающий содержание проверки с новой темой, проблемное задание, учебные задачи).

6. Составление плана изучения новой темы с приемами и средствами работы учителя и учащихся.

7. Разработка вопросов и заданий для первичного повторения и закрепления новой темы – по необходимости.

8. Разработка заданий для систематизации и обобщения нового материала.

9. разработка д/з.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: