Цель: выявить основные этапы подготовки учителя к уроку окружающего мира, естествознания, научиться разрабатывать тематические и поурочные планы.
Вопросы и задания
1. В чем заключается подготовка учителя к уроку?
2. Какую роль играет в подготовке учителя календарно-тематическое планирование?
3. В чем специфика годового, тематического и поурочного планирования? Как они взаимосвязаны?
4. Проанализируйте тематические планы, представленные в методических рекомендациях для учителя двух-трех разных авторов. (Рекомендации – по выбору студента.) Какое планирование, на ваш взгляд, в большей мере отвечает задачам обучения?
5. Сравните различные подходы к составлению тематического плана.
Вариант 1
1) Название темы и количество часов.
2) Система понятий темы.
3) Образовательно-развивающие и воспитательные задачи темы.
4) Распределение уроков внутри темы по следующей форме:
№ п/п | Тема урока | Опыты, наблюдения, предметные уроки | Оборудование | Самостоятельные работы | Тематическое повторение, внутрипредметные и межпредметные связи | Литература | |
для учащихся | для учителей | ||||||
Вариант 2
|
|
1) Название темы и количество часов.
2) Образовательно-воспитательные и развивающие цели.
3) План темы по следующей форме:
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Оборудование | Демонстрация предметов, опытов | СР учащихся | Тематическое повторение | |
для учащихся | для учителя | ||||||
Что в них общего и чем они отличаются?
Предлагаемые варианты планирования – это лишь основа плана. В реальных условиях каждый учитель вносит в него необходимые коррективы, учитывая не только систему уроков, но и разнообразные виды внеурочной и внеклассной работы. Подумайте, зачем это делается?
Предложите свой вариант тематического планирования.
6. Планирование урока – это область творческой деятельности учителя, в которой реализуются его научно-методические взгляды, мастерство, смелость и находчивость в построении учебного процесса, знание своего предмета и своих учащихся, поэтому не может быть стандартов в планировании урока, темы. Вариантов поурочных планов много. Наиболее общие схемы, формы планов могут быть такие:
1)
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
2)
Образовательно-воспитательные цели | Содержание | Познавательные задачи | Деятельность | |
учителя | учащихся | |||
3)
Образовательно-воспитательные цели и содержание | Источники знаний и методы обучения | Деятельность | |
учителя | учащихся | ||
Дайте оценку каждой схеме плана урока. Определите достоинства и недостатки предлагаемых схем. Сравните со схемой плана урока, распространенной в практике:
|
|
1. Тема урока.
2. Цели урока.
3. Поурочный комплекс средств обучения.
4. Ход урока.
Ход урока раскрывается в соответствии со структурными компонентами данного типа урока. Предложите свою схему планирования.
Литература:
1. Пакулова В. М. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика начального обучения» В.М.Пакулова, В.И.Кузнецова. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
2. Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студ. учрежд. средн. проф. образования пед. профиля / Г.Н.Аквилева З.А.Клепинина. – М.:ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
3. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. – М.: Академия, 2004. – 496 с.
3. Составить календарно-тематическое планирование по одной из тем. Программа, класс и тема – по выбору студента.
4. Провести анализ тематического планирования в методических рекомендациях (могут быть использованы рекомендации разных авторов, по выбору студента).
Методические указания: При подготовке к заданиям 3, 4 необходимо ознакомиться с учебным пособием (Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф.Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия, 2004. – 496 с.). При анализе тематического планирования необходимо обосновать свой выбор.
5. Подготовиться к семинару № 2.