Семинар № 1 Тема: Подготовка учителя к урокам. Планирование. Тематиче­ские и поурочные планы

Цель: выявить основные этапы подготовки учителя к уроку окружающего мира, естествознания, научиться разрабатывать тематические и поурочные планы.

Вопросы и задания

1. В чем заключается подготовка учителя к уроку?

2. Какую роль играет в подготовке учителя календарно-темати­ческое планирование?

3. В чем специфика годового, тематического и поурочного пла­нирования? Как они взаимосвязаны?

4. Проанализируйте тематические планы, представленные в методических рекомендациях для учителя двух-трех разных авторов. (Рекомендации – по выбору студента.) Какое планирование, на ваш взгляд, в большей мере отвечает задачам обучения?

5. Сравните различные подходы к составлению те­матического плана.

Вариант 1

1) Название темы и количество часов.

2) Система понятий темы.

3) Образовательно-развивающие и воспитательные задачи темы.

4) Распределение уроков внутри темы по следующей форме:

№ п/п Тема урока Опыты, наблюдения, предметные уроки Оборудование Самостоятельные работы Тематическое повторение, внутрипредметные и межпредметные связи Литература
для учащихся для учителей
               

Вариант 2

1) Название темы и количество часов.

2) Образовательно-воспитательные и развивающие цели.

3) План темы по следующей форме:

№ п/п Тема урока Тип урока Оборудование Демонстрация предметов, опытов СР учащихся Тематическое повторение
для учащихся для учителя
               

Что в них общего и чем они отличаются?

Предлагаемые варианты планирования – это лишь основа плана. В реальных условиях каждый учитель вносит в него необходимые коррективы, учитывая не только систему уроков, но и разнооб­разные виды внеурочной и внеклассной работы. Подумайте, за­чем это делается?

Предложите свой вариант тематического планирования.

6. Планирование урока – это область творческой деятельности учителя, в которой реализуются его научно-методи­ческие взгляды, мастерство, смелость и находчивость в построе­нии учебного процесса, знание своего предмета и своих учащих­ся, поэтому не может быть стандартов в планировании урока, темы. Вариантов поурочных планов много. Наиболее общие схе­мы, формы планов могут быть такие:

1)

Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
     

2)

Образовательно-воспитательные цели Содержание Познавательные задачи Деятельность
учителя учащихся
         

3)

Образовательно-воспитательные цели и содержание Источники знаний и методы обучения Деятельность
учителя учащихся
       

Дайте оценку каждой схеме плана урока. Определите достоин­ства и недостатки предлагаемых схем. Сравните со схемой плана урока, распространенной в практике:

1. Тема урока.

2. Цели урока.

3. Поурочный комплекс средств обучения.

4. Ход урока.

Ход урока раскрывается в соответствии со структурными компонентами данного типа урока. Предложите свою схему планирования.

Литература:

1. Пакулова В. М. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика начального обучения» В.М.Пакулова, В.И.Кузнецова. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

2. Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студ. учрежд. средн. проф. образования пед. профиля / Г.Н.Аквилева З.А.Клепинина. – М.:ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

3. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. – М.: Академия, 2004. – 496 с.

3. Составить календарно-тематическое планирование по одной из тем. Программа, класс и тема – по выбору студента.

4. Провести анализ тематического планирования в методических рекомендациях (могут быть использованы рекомендации разных авторов, по выбору студента).

Методические указания: При подготовке к заданиям 3, 4 необходимо ознакомиться с учебным пособием (Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф.Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия, 2004. – 496 с.). При анализе тематического планирования необходимо обосновать свой выбор.

5. Подготовиться к семинару № 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: