Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока. Подготовку учителя к уроку можно разделить на два больших этапа.
1. Планирование урока. Составляется тематический план – отражение единства и взаимосвязи всех форм организации по данному предмету. Учитель выделяет основные воспитательные цели и цели развития учащихся, достижение которых можно обеспечить, организуя усвоение учащимися материала данного раздела или темы. Здесь специально рассматриваются вводимые на уроке понятия и намечается общая последовательность их введения. Подбирается иллюстративный материал. Уточняется структура урока и методы, с помощью которых будут решаться дидактические задачи. В результате такой работы должен быть написан опорный конспект (или развернутый план) урока, отражающий основные моменты в проведении урока.
2. Анализ и самооценка урока. Анализ должен осуществляться до урока, когда подготовлен план-конспект урока: учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку. Самооценка же базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель анализирует намеченный им план урока и смотрит, что ему удалось, а что не удалось. Рекомендуется следующий перечень вопросов для самоанализа и самооценки урока: общая структура урока, реализация основной дидактической цели урока, осуществление развития в процессе обучения, воспитание в процессе урока, соблюдение основных принципов дидактики, выбор методов обучения, работа учителя на уроке, работа учащихся на уроке, гигиенические условия урока. Некоторые задачи связаны с общешкольными установками, нововведениями, решениями педсовета и т. п.
|
|
Подготовка учителя к уроку состоит из двух органически связанных между собой этапов: планирования системы уроков по теме и конкретизации этого планирования по каждому уроку, осмысления и составление планов отдельных уроков
Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной й программы К этой системе, в зависимости от основной дидактической цели, могут войти как уроки различных типов и видов, так и другие формы организации внеклассной и внеурочной работы учащиесяв.
Успех тематического планирования зависит от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны ученики прочно усвоить, с чем познакомиться, что уметь, знать и тд Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, определение основных воспитательных и развивающих задач в рамках учебного предмета в целом и по данной теме, в частности Т олько в результате такой предварительной работы можно понять значение каждого \"рождающегося\" в тематическом плане урока Иначе, вместо системы взаимосвязанных уроков получим случайный \"набор\" урок и"набір" уроків.
|
|
Научно обоснованную схему тематического планирования предложил известный российский дидакт МИМахмутов, которая имеет следующий вид [286,147]
Схема тематического планирования
1 Название темы:
1) цель (общая дидактическая) урока или системы уроков;
2) тип урока (уроков);
3) общие методы обучения (репродуктивные или продуктивные);
4) оборудование и основные источники информации;
5) виды контрольных работ на основе системы уроков
2 обновление:
1) опорные знания (понятия и факты) и способы действия;
2) типы самостоятельных работ
3 Формирование новых понятий и способов действия
1) новые понятия и способы действия;
2) главные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных работ
4 Применение (формирование умений и навыков):
1) типы самостоятельных работ;
2) между-предметные связи
5 домашних задания:
1) повторение (объем учебного материала);
2) типы самостоятельных работ
Билет