О подготовке к проведению урока

Дидактика определяет урок как основную единицу учебного процесса и содержательную единицу учебной темы, раздела, пред­мета. Следовательно, подготовка к уроку должна включать, по меньшей мере, следующее: выявление места урока в теме, опреде­ление его содержания, которое может быть эффективно изучено в определенный отрезок времени. Выше шла речь о различных уровнях содержания образования; говоря об уроке, мы имеем в ви­ду четвертый и пятый уровни — содержание непосредственно включается в процесс обучения, благодаря продуктивному соче­танию, взаимодействию преподавания и учения, оно должно стать достоянием ученика.

Урок — основная единица учебного процесса — служит вместе с тем и полем для подлинного педагогического творчества, доступ­ного каждому учителю. Думается, что с этих — творческих пози­ций следует подходить к подготовке урока. Одним из условий ус­пеха является анализ собственного опыта, использование и разви­тие того положительного, чем отличались одноименные уроки в прошлые годы. Поэтому учителю, не первый год преподающему курс, полезно обратиться к прежним записям не только по содер­жанию и методике урока, обогатив эти записи новыми сведения­ми, но и к тем, в которых отражены педагогические успехи и не­удачи.

Один из первых этапов непосредственной подготовки учителя к уроку – тщательное перечитывание тех страниц учебника, где изложено содержание ближайшего занятия. Это необходимо не столько для возобновления собственных знаний, сколько для тщательного анализа текста учебника, выявления путей раскры­тия трудных вопросов, формирования сложных понятий, опреде­ления средств активизации познавательной деятельности на разных этапах урока, для составления плана урока, выяснения со­отношения текста учебника и своего рассказа. Думается, что пра­вильно поступают те учителя, которые, зная особенности «своего» класса, при подготовке к уроку продумывают некоторые стороны индивидуализации обучения: кому во время опроса, беседы поставить более сложные задания, кому полегче, кому, исходя из интересов отдельных учащихся, предложить во время собеседова­ния тот или иной вопрос. Должен учитель и вспомнить о тех уча­щихся, которые на предыдущих уроках не проявили достаточных знаний, и предусмотреть их включение в опрос, как по текущему материалу, так и по той тематике, где у школьника не обнаружи­лись пробелы. Оптимальный расчет «расходования учебного времени» — одна из сторон подготовки к уроку. Главное здесь состо­ит в том, чтобы не были скомканы основные элементы данного занятия. Надо помнить, что тематическое планирование носит примерный, приблизительный характер и поэтому в плане прове­дения урока нельзя не учитывать ход урока предыдущего. Если учитель не уложился в «бюджет учебного времени», то в ход по­следующего урока нужно внести соответствующие коррективы.

Важно учесть и особенности различных видов познавательной деятельности, отвести, в частности, достаточное время на диалог с учащимися. Интересны в этой связи данные одного из исследова­ний, названного «пауза ожидания». Оказалось, что такая «мелочь», как продолжительность паузы, которую делает учитель, ожидая ответа на обращенный к ученику вопрос, заметно сказывается на характере учебного диалога, взаимодействия в классе. Выясни­лось, что когда учитель в ожидании ответа на свой вопрос делает паузу от трех до пяти секунд, то: увеличивается число высказыва­ний, продолжительность ответов; повышается уверенность детей в своих силах; усиливаются творческая направленность мышле­ния детей, взаимодействие между учениками, суждения которых становятся более доказательными; учащиеся задают больше содержательных вопросов, предлагают больше идей, возрастает включенность в урок учащихся с низким темпом восприятия: меняются ожидания учителя, его установки по отношению к воз­можностям детей; учителя благожелательнее относятся к отстаю­щим, шире вовлекают их в учебный процесс.

Остановимся на некоторых особенностях подготовки к урокам, разным, но типу и форме.

Вводные уроки задают тон систематической продуктивной рабо­те над курсом, разделом. Представление учащимся нового учебника, раздела — немаловажное средство мотивации их изучения. При под­готовке урока полезно учесть, что деятельность учащихся чаще всего имеет полимотивированную основу. Так, кроме познавательной мотивации, нередко на первый план выступают: мотивация дости­жения цели, что проявляется, например, в установке на поступление в высшие учебные заведения; мотивация общения: многие ученики отмечают как одну из положительных черт обществознания то, что на уроках открывается возможность свободно высказать свое мне­ние, обсудить с товарищами по классу ряд проблем, подчас личност­ных, лучше понять и раскрыть свое «Я». Эту разносторонность уче­нических мотиваций можно, опираясь на изучение индивидуальных интересов учащихся, учесть при подготовке вводных уроков.

Для примера обратимся ко второй части учебного пособия «Вве­дение в обществознание». Полезно в начале вводного урока отметить, что название раздела «Личность. Мораль. Право.» состоит из ключевых слов, характеризующих его основное содержание, пока­зать, что, изучая раздел, учащиеся могут получить ответы на ряд интересующих их вопросов. Характеризуя содержание, имеет смысл раскрыть сущность каждого из понятий, входящих в назва­ние раздела. Готовясь к уроку, учитель отбирает из учебника харак­теристику этих понятий, может отвести время для того, чтобы эти положения зачитать в классе. Вообще надо заметить, что иногда полезно в классе зачитывать те или иные места из учебников, хотя учащиеся, преимущественно в процессе домашней работы, сами читают эти положения. Дело в том, что слушать и читать — два разных ощущения. Живое слово несет полновесность интонации, которую придает ему учитель. Слово же, воспроизведенное на бу­маге, сохраняет смысл, но лишено глубины интонации.

Иногда лишь часть первого урока темы носит вводный характер. При подготовке урока важно продумать краткую характеристику новой темы. Весьма уместна постановка определяющего задания ко всей теме. К теме «Гражданин. Государство. Право.» возможно, такое задание: В науке есть понятие «культурные универсалии» — это ценности, правила, присущие всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального уст­ройства общества. Как вы думаете, есть ли в «универсалиях» эле­менты, связанные с правом? Если вы считаете, что такие элементы должны присутствовать в «универсалиях», то предложите свой пе­речень этих элементов.[12]

Сноска 1) Обсуждение задания целесообразно провести на по­следнем занятии по теме.

В реализации педагогического замысла, сформулированного при планировании темы, значительна роль подготовки учителя к уроку предъявления и изучения нового материала.

При подготовке к любой из форм урока этого типа учитель ре­шает вопрос о соотношении учительского рассказа и текста учеб­ника. В этой связи обратимся к схеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: