Шкала Харрингтона

№ п/п Содержательное описание градаций, проявления свойств (характеристик) Числовое значение свойств
  Очень высокое 0.8–1.0
  Высокое 0.64–0.8
  Среднее 0.37–0.64
  Низкое 0.2–0.37
  Очень низкое 0.0–0.2

Приведенные в таблице числовые значения получены на основе статистического анализа большого массива данных, благодаря чему шкала Харрингтона имеет универсальное применение и может в соответствующих модификациях (например в виде шкалы баллов) использоваться для оценки различных показателей качественного характера.

Существуют другие, более сложные, шкалы, например шкала относительной важности, которая используется в методе анализа иерархий[6], разработанном Т. Саати.

1.4. Многодисциплинарный характер науки о принятии решений

Термин «принятие решений» встречается во многих науках, например в экономике, где исследуется проблема разумного, рационального использования ограниченных ресурсов потребителем (покупателем товаров) и производителем. Считается, что у людей есть «внутренние весы», на которых взвешивается привлекательность различных объектов, их полезность. Экономика определяет правила рационального поведения людей в задачах выбора.

«Принятие решений» один из основополагающих терминов в научной дисциплине «исследование операций».

Принятие решений является одним из направлений прикладной математики — теории полезности, с помощью которой ставятся и решаются задачи обоснования свойств функции полезности в зависимости от тех или иных условий, накладываемых на правила выбора.

Этот термин используется при создании систем искусственного интеллекта. Разработка компьютерных моделей, имитирующих поведение людей при решении различных проблем, базируется на подходах теории принятия решений.

В информатике и вычислительной технике уделяется большое внимание системам поддержки принятия решений, помогающим людям в задачах выбора.

В науке о принятии решений центральным является исследование процесса выбора. Это направление изучает, как человек принимает решение и как ему можно помочь с помощью специальных методов и компьютерных систем.

Термин «принятие решений» используется в когнитивной психологии. Психологи давно изучают особенности системы переработки информации. Рассматриваются гипотезы о том, как влияет организация человеческой памяти на процесс принятия решения. Психологи пытаются экспериментально определить границы человеческих возможностей в задачах выбора. Психологические теории представляют системы мотивированных утверждений о том, как люди решают задачи, требующие принятия решения.

В политологии одним из главных объектов изучения является механизм принятия лидерами политических решений. Принятие коллективного решения по своей природе конфликтно.

Изучение управления конфликтами одна из основных задач конфликтологии, а неотъемлемой составляющей этого процесса является принятие решения.

Итак, принятие решений это прикладная научная дисциплина. Основную роль в ее развитии играет практика, помогающая в решении сложных задач выбора. Создание методов принятия решений требует рассмотрения широкого круга проблем.


Контрольные вопросы

1. Какова роль принятия решения в конфликте?

2. Кто в конфликте может выступать в роли лица, принимающего решение?

3. Дать определения понятиям «альтернатива», «критерий» и привести пример использования этих понятий из книги Р.Фишера и У. Юри[7].

4. Какие вы знаете шкалы оценок по критериям?

5. К каким наукам могут быть отнесены теория принятия решений и конфликтология?

Тема 2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Роль принятия решения в управлении конфликтом

Функция принятия решения непосредственно связана с целеустремленной деятельностью человека. В личной жизни каждый принимает решения о выборе профессии, устройстве семьи, распределении бюджета и т. д. Формирование и выбор этих решений производится эмпирически: путем логического мышления и интуиции. Важно отметить, что последствия решений затрагивают интересы одного или нескольких лиц.

В роли руководителя человек в процессе управления может принимать решения в политической, экономической, культурной и других сферах. Последствия этих решений затрагивают интересы и влияют на жизнь больших групп индивидов и общества в целом. Поэтому ошибки в принятии решений могут привести к большим моральным и материальным издержкам, потерям. А если все происходит на фоне конфликтов (межличностных, трудовых, производственных и др.)? Проблема принятия решений еще больше усугубляется.

Изложенное показывает, что принятие решений — это функция каждого человека в личной жизни и профессиональной деятельности. Особая роль отводится этой функции в процессе управления. Отсюда следует, что принятие решения представляет собой социально-психо­логическую категорию, имеющую принципиальное значение для деятельности человека.

Рассмотрим роль и место принятия решения в процессе управления.

Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления. Под управлением понимают элемент или функцию организованной системы различной природы, обеспечивающей сохранение определенной ее структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей [8]. Тогда процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления.

Содержание, вкладываемое различными авторами в понятие «управление конфликтами» неоднозначно и его можно проиллюстрировать выдержками из следующих определений:

«…понимание управления в узком смысле, как “урегулирование или улаживание конфликтов”» [9];

«Понимание управления в широком смысле рассматривается в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. Управление включает такие этапы, как предупреждение, прогнозирование, регулирование и разрешение» [10];

«Управление как процесс контролирования конфликта самими участниками либо внешними силами…» [11];

«“Конструктивное управление” как термин лучший, чем “разрешение конфликта”…»; [12]

«Управление в контексте только с процедурами юридического разбирательства» [13];

«Управление как выработка стратегий конфликтного поведения…» [14];

“Управление”, “регулирование”, “разрешение” как самостоятельные термины встречаются во многих источниках [15];

«Управление как прямое воздействие, регулирование как опосредованное…» [16].

Автор не претендует на охват всех существующих в отечественной и зарубежной литературе трактовок понятия «управление конфликтом». Однако отмечает, что перечисленные выдержки характеризуют некоторую несогласованность в понимании данного термина и также указывают на сложность и разную степень детализации в рассмотрении данного явления. Каждый исследователь вносит в определение этого понятия нюансы, которые он считает наиболее важными в изложении своих позиций по данному вопросу.

Появлению научного термина «управление» в общесистемном плане мы обязаны кибернетике и ее основоположнику Н. Винеру. Поэтому правомерно управление применительно к конфликту рассматривать с этих позиций. Тогда суть управления можно выразить как желательное поведение управляемой системы (конфликта) и ее элементов (субъектов), достигаемое прямым управляющим воздействием (изнутри или извне). В этом подходе конфликт рассматривается как система, управление которой включает два элемента: определение траектории состояний системы (т. е. формирование цели и указания путей ее достижения) и удержание системы на этой траектории путем регулирования [17].

Вне зависимости от того, что понимается в разных источниках под управлением конфликтом, этот процесс представляет целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления и состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности задач, которые называются функциями управления. Выделение функций в процессе управления может быть выполнено с различной степенью детализации. Наиболее общими агрегированными функциями управления, к примеру, в менеджменте, являются планирование, организация, регулирование и контроль. В управлении конфликтами такими функциями могут выступать: прогнозирование, предупреждение, регулирование и разрешение. Каждая из этих функций может быть представлена совокупностью более частных функций. Так, например, все они включают функции анализа состояния объекта управления, прогнозирование исходов, определение целей, разработки плана достижения целей.

Выполнение общих и частных функций управления требует принятия решений. Принятие решений обеспечивает ответы на вопросы «что делать» и «как делать», возникающие при реализации других функций управления.

Таким образом, функция принятия решений выполняет в процессе управления особую роль — она необходима для осуществления всех других функций управления.

В литературе, посвященной математическим проблемам принятия решений, содержание этой функции определяется как выбор наилучшего решения из множества альтернативных вариантов. Для того чтобы выбирать, необходимо, прежде всего, определить цели, ограничения, альтернативы решений (пути достижения целей) и последствия. В соответствии с кибернетической трактовкой перечисленные параметры представляют элементы траектории состояния системы (конфликта), которые путем регулирования необходимо удерживать в определенных пределах.

Следовательно, содержанием функции принятия решений является не только выбор, но и подготовка к нему, определение необходимых элементов для его осуществления.

Принятие решений представляет собой процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения — действия по устранению проблемной ситуации. В процессе принятия решений можно выделить три этапа: постановка задачи, фор­мирование вариантов решений и выбор оптимального решения. Длительность этого процесса существенно зависит от характера проблемной ситуации.

Значение функции принятия решений для деятельности человека и ее особая роль в процессе управления вообще и конфликтом в частности, определяют необходимость рассмотрения социально-полити­ческого, психологического и организационно-технологического аспектов этой функции. Перечисленные аспекты должны рассматриваться в единстве. Тогда будет обеспечена полнота изучения этой функции, что будет способствовать более глубокому пониманию закономерностей процесса принятия решений.

Выполнение функций принятия решений должно базироваться на определенных требованиях, основными из которых являются: своевременность решений и их обоснованность [18]. Несвоевременно принятое решение является недостаточно эффективным. Необоснованность решения увеличивает вероятность его ошибочности, поэтому тщательность обоснования решения — это залог его оптимальности. К другим требованиям еще относят, например, директивность решения, которая определяет обязательность его исполнения, непротиворечивость решения означает его согласованность с ранее принятыми решениями и другие. Непоследовательность в решениях, их взаимоисключаемость резко снижают эффективность управления. Правомочность выполнения функции принятия решений также является необходимым условием обеспечения директивности принятого решения и определяется правами (нормами) для его принятия и ответственностью за его последствия. Требования, сформулированные для управленческих решений, целиком могут быть отнесены и к решениям, которые необходимо принимать при управлении конфликтами.

Для того чтобы оценить возможные варианты решений, необходимо применить соответствующие методы, а это в свою очередь предполагает подготовительный этап — выявление сущности и содержания задачи принятия решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: