Вагонное депо

Основным производственным предприятием вагонного хозяйства (ВХ) является вагонное депо. Самостоятельность производст­венно-финансовой деятельности депо ограничена необходимостью безусловного выполнения комплекса задач, определенных дорогой, в состав которой входит депо. Среди них план по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту вагонов при заданных разме­рах погрузки и выгрузки вагонов, движения поездов; обеспечение безопасности движения и сохранности грузов; выполнение эконо­мических требований, законов о труде и. т.д.

Стоимость работ по техническому обслуживанию и ремонту вагонов должна соответствовать устанавливаемым тарифам на пе­ревозки грузов, багажа, почты и пассажиров. Основные фонды де­по являются федеральной собственностью, а депо, как и другие предприятия железнодорожного транспорта, пользуются правом экстерриториальности.

По количеству работающих вагонные депо являются пред­приятиями средней величины (от нескольких сотен до 1—2 тыс. человек). Структура депо — бесцеховая, т.е. в составе нет подраз­делений самостоятельных в административно-хозяйственном от­ношении (цехов). Структурные подразделения депо — производ­ственные участки, отделения, пункты, базы и т.д. — непосредст­венно и полностью подчинены руководству депо, бухгалтерии и отделам — производственно-техническому, кадров, труда и т.д.

Производственные подразделения депо подразделяют на три основные группы:

— технического обслуживания вагонов (эксплуатационные);

— планового ремонта вагонов (ремонтные);

— вспомогательные (по обслуживанию основного производства). Ремонтные и вспомогательные подразделения, как правило,

территориально объединены и расположены в главном корпусе депо и примыкающих к нему зданиях, связанных общим произ­водственным процессом. Эксплуатационные подразделения раз­мещены на станциях или в парках крупных станций, находящихся на участках обслуживания депо, часто на значительном удалении от помещения администрации.

Вагонные депо классифицируют по типу ремонтируемых и об­служиваемых вагонов:

— грузовые;

— пассажирские;

— рефрижераторные;

— контейнерные.

Некоторые контейнерные депо выполняют также техническое обслуживание вагонов на прикрепленных к ним участках, имеют в своем составе эксплуатационные подразделения и участки по ре­монту запасных частей вагонов.

В практике работы прошлых лет (до 1990 г.) сложилась также специализация грузовых депо по характеру их работы:

—ремонтно-эксплуатационные (выполняющие ТО и плано­вый ремонт вагонов);

—эксплуатационные (занятые только ТО);

—подготовки вагонов к перевозкам.

В состав некоторых депо входят вагоноколесные мастерские, предназначенные для ремонта колесных пар со сменой элементов, для себя и для других депо дороги. Есть пример комплексного де­по («Тосно-2» Октябрьской дороги), в котором объединены в од­ном корпусе ряд участков: планового ремонта вагонов; подготовки вагонов к перевозкам и вагоноколесные мастерские. В последнее время на некоторых промышленных предприятиях организованы вагонные депо для ремонта собственных вагонов.

Грузовые депо частично специализированы на ремонте одного-двух типов вагонов. Однако в некоторых депо ремонтируют три-пять типов. Наблюдается тенденция к увеличению количества типов ремонтируемых вагонов, а также к освоению капитального ремон­та вагонов, в основном принадлежащих предприятию.

Появились новые формы кооперации, например организация ремонта колесных пар со сменой элементов на вагоностроитель­ном заводе. В результате потребовалась разработка системы транс­портировки колесных пар на дороге между депо и заводом с ис­пользованием специально оборудованных платформ.

Производственные подразделения депо, предназначенные для технического обслуживания вагонов и контейнеров, представляют основную часть структуры депо и обеспечивают до 80 % объема ра­бот в денежном выражении. Ниже приведена характеристика этих структурных подразделений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: