Основным производственным предприятием вагонного хозяйства (ВХ) является вагонное депо. Самостоятельность производственно-финансовой деятельности депо ограничена необходимостью безусловного выполнения комплекса задач, определенных дорогой, в состав которой входит депо. Среди них план по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту вагонов при заданных размерах погрузки и выгрузки вагонов, движения поездов; обеспечение безопасности движения и сохранности грузов; выполнение экономических требований, законов о труде и. т.д.
Стоимость работ по техническому обслуживанию и ремонту вагонов должна соответствовать устанавливаемым тарифам на перевозки грузов, багажа, почты и пассажиров. Основные фонды депо являются федеральной собственностью, а депо, как и другие предприятия железнодорожного транспорта, пользуются правом экстерриториальности.
По количеству работающих вагонные депо являются предприятиями средней величины (от нескольких сотен до 1—2 тыс. человек). Структура депо — бесцеховая, т.е. в составе нет подразделений самостоятельных в административно-хозяйственном отношении (цехов). Структурные подразделения депо — производственные участки, отделения, пункты, базы и т.д. — непосредственно и полностью подчинены руководству депо, бухгалтерии и отделам — производственно-техническому, кадров, труда и т.д.
|
|
Производственные подразделения депо подразделяют на три основные группы:
— технического обслуживания вагонов (эксплуатационные);
— планового ремонта вагонов (ремонтные);
— вспомогательные (по обслуживанию основного производства). Ремонтные и вспомогательные подразделения, как правило,
территориально объединены и расположены в главном корпусе депо и примыкающих к нему зданиях, связанных общим производственным процессом. Эксплуатационные подразделения размещены на станциях или в парках крупных станций, находящихся на участках обслуживания депо, часто на значительном удалении от помещения администрации.
Вагонные депо классифицируют по типу ремонтируемых и обслуживаемых вагонов:
— грузовые;
— пассажирские;
— рефрижераторные;
— контейнерные.
Некоторые контейнерные депо выполняют также техническое обслуживание вагонов на прикрепленных к ним участках, имеют в своем составе эксплуатационные подразделения и участки по ремонту запасных частей вагонов.
В практике работы прошлых лет (до 1990 г.) сложилась также специализация грузовых депо по характеру их работы:
—ремонтно-эксплуатационные (выполняющие ТО и плановый ремонт вагонов);
—эксплуатационные (занятые только ТО);
|
|
—подготовки вагонов к перевозкам.
В состав некоторых депо входят вагоноколесные мастерские, предназначенные для ремонта колесных пар со сменой элементов, для себя и для других депо дороги. Есть пример комплексного депо («Тосно-2» Октябрьской дороги), в котором объединены в одном корпусе ряд участков: планового ремонта вагонов; подготовки вагонов к перевозкам и вагоноколесные мастерские. В последнее время на некоторых промышленных предприятиях организованы вагонные депо для ремонта собственных вагонов.
Грузовые депо частично специализированы на ремонте одного-двух типов вагонов. Однако в некоторых депо ремонтируют три-пять типов. Наблюдается тенденция к увеличению количества типов ремонтируемых вагонов, а также к освоению капитального ремонта вагонов, в основном принадлежащих предприятию.
Появились новые формы кооперации, например организация ремонта колесных пар со сменой элементов на вагоностроительном заводе. В результате потребовалась разработка системы транспортировки колесных пар на дороге между депо и заводом с использованием специально оборудованных платформ.
Производственные подразделения депо, предназначенные для технического обслуживания вагонов и контейнеров, представляют основную часть структуры депо и обеспечивают до 80 % объема работ в денежном выражении. Ниже приведена характеристика этих структурных подразделений.