Показатели работы и использования вагонов

Об эффективности эксплуатации вагонов можно судить по количественным показателям, характеризующим объем работы, и качественным, отражающим использование их по времени.

К количественным показателям относятся пробеги вагонов в вагоно-километрах, количество погруженных, выгруженных, при­нятых, сданных и проследовавших с переработкой и без перера­ботки вагонов в вагоно-часах и вагоно-сутках.

Качественными показателями являются: время оборота, ста­тическая и динамическая нагрузки, полный, груженый и порожний рейсы, среднесуточный пробег, производительность вагона, общий простой в неисправном состоянии, среднее время нахождения под одной грузовой операцией, среднее время нахождения транзитного вагона на одной технической станции — для грузовых и пасса­жирских вагонов, время оборота состава, его среднесуточный про­бег и средняя населенность вагона.

Характеристикой использования вагонов в перевозочном про­цессе может служить общий пробег в вагоно-километрах , который определяется как сумма произведений числа вагонов на пройденное ими расстояние по главным путям на каждом участке дороги:

.

Кроме общего пробега, для грузовых вагонов учитывается от­дельно пробег груженых и порожних вагонов, т. е.

.

Отношение пробега порожних вагонов к пробегу груженых на­зывается коэффициентом порожнего пробега

Оборот вагонов в пределах сети дорог выражает время, затра­чиваемое на выполнение полного цикла операций, связанных с пе­ревозками, т. е. время от начала одной погрузки вагона до начала следующей. Для железных дорог и отделений оборот вагона ис­числяют в сутках на один погруженный и принятый груженый ва­гон, т. е. время, исчисляемое от момента приема в груженом сос­тоянии или начала погрузки до следующей погрузки или сдачи на соседнюю дорогу (отделение). Оборот вагона в сутках определяет­ся по формуле

,

где l - полный рейс вагона, км; vуч — участковая скорость, км/ч; км — коэф­фициент местной работы; tгр — время нахождения вагона под одной грузовой операцией, ч; lтр — среднее расстояние между техническими станциями (вагон­ное плечо), км; tтех — время нахождения вагона на одной технической стан­ции, ч.

Количество грузовых операций, приходящихся на единицу ра­боты, представляет собой коэффициент местной работы;

,

где - соответственно число погруженных и выгруженных вагонов на дороге (отделении) в сутки; - работа вагонного парка дороги (отделения) в вагонах в сутки.

Работой вагонного парка дороги (отделения) называют число вагонов, погруженных и принятых в груженом состоянии с соседних дорог (отделений) в сутки:

.

Среднее время нахождения вагона под грузовой операцией оп­ределяют делением вагоно-часов простоя под грузовыми операция­ми на число грузовых операций.

К показателям, характеризующим степень использования гру­зовых вагонов, относятся статическая и динамическая нагрузки. Статическая нагрузка показывает, какое количество груза в тоннах приходится в среднем на один физический вагон при пог­рузке ( - количество погруженного груза).

Динамическая нагрузка груженого вагона показывает, ка­кое количество тонн груза приходится в среднем на один груженый вагон в движении: ( -тонно-километры нетто по сети дорог, дороге или отделению; - пробег гру­женых вагонов на соответствующем полигоне, вагоно-км).

Среднее время нахождения транзитного вагона на одной тех­нической станции определяют делением вагоно-часов простоя на технических станциях на число вагонов, прошедших через техни­ческие станции.

Расстояние, проходимое вагоном за время оборота, называют полным рейсом вагона. Для дороги полный рейс вагона складыва­ется из груженого и порожнего рейсов:

;

для сети дорог

,

где - соответственно суммарный пробег вагонов на дороге и сети дорог за сутки.

Среднесуточный пробег вагона определяется делением расстоя­ния полного рейса на оборот вагона или общего пробега в вагоно-километрах на рабочий парк:

.

Среднесуточная производительность FB является обобщающим показателем использования грузовых вагонов и измеряется в тон­но-километрах нетто, приходящихся на один вагон рабочего парка:

( - динамическая нагрузка вагона рабочего парка).

Оборотом пассажирского состава называют время в сутках, проходимое от момента отправления его в рейс из пункта форми­рования до следующего отправления состава из этого же пункта:

,

где - время нахождения состава соответственно в пункте формирования и в пункте оборота, ч; - расстояние от пункта отправления до пункта назначения, км; - соответственно маршрутная скорость следования поездов от пункта формирования до пункта оборота и обратно, км/ч.

Количество составов, требующихся для обслуживания одной пары поездов, равно числу суток оборота. По времени оборота и коэффициенту регулярности отправления пассажирских поездов можно определить потребное число составов для обслуживания данного направления:

.

При ежедневном отправлении поездов в рейс принимают коэф­фициент , при отправлении поездов через день — .

Среднесуточный пробег состава определяют делением пробега пассажирских составов в поездо-километрах (за сутки) на число составов , находящихся в обращении, или делением удвоенной длины рейса поезда на время оборота состава :

.

Населенность пассажирского вагона выражается средним числом пассажиров, приходящихся на один вагон, занятый под перевозки. Населенность определяют делением пассажиро-километров на вагоно-километры пробега :

.

При исчислении населенности вагона учитывают общий пробег вагонов пассажирского парка (без почтовых, багажных и прочих) и вагонов грузового парка, если они были заняты под перевозку пассажиров.

Средняя густота пассажирского движения определяется коли­чеством проследовавших по данному направлению (участку) за определенный период времени поездов, вагонов, пассажиров со­ответственно:

; ;

.

Контрольные вопросы по главе 2

1. Какие вагоны составляют грузовой и пассажирский парки.

2. Чем отличаются инвентарный и наличный парки грузовых вагонов?

3. Какая единая система нумерации подвижного состава введена на железнодорожном транспорте? Опишите её для грузовых и пассажирских вагонов.

4. Какие отличительные знаки и надписи должен иметь каждый вагон в соответствии с Правилами технической эксплуатации желез­ных дорог?

5. Перечислите показатели работы и использования вагонов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: