double arrow

Характеристика вагонного парка

Особенностями вагонного парка являются различие вагонов по конструкции, времени эксплуатации и техническому ресурсу, а для грузовых вагонов — повсеместное их обращение по сети дорог без приписки к определенным пунктам. Это требует создания развитой базы технического обслуживания и ремонта, обеспечивающей бе­зопасность движения поездов и сохранность перевозимых грузов.

Вагоны в зависимости от их назначения относят к пассажир­скому или грузовому парку.

Грузовой парк состоит из крытых вагонов, полувагонов, плат­форм, цистерн, изотермических (включая автономные рефриже­раторные вагоны, рефрижераторные поезда и секции) и вагонов специального назначения (для перевозки зерна, цемента, автомо­билей и т. д.).

Пассажирский парк состоит из вагонов, используемых для пе­ревозки пассажиров, вагонов-ресторанов, багажных, почтовых, ва­гонов специального назначения.

Для транспортировки мелкими отправками различных грузов, в том числе и скоропортящихся, широко применяют контейнеры и контрейлеры (отличающиеся от контейнеров большей грузоподъем­ностью и наличием под рамой автомобильных колес).

Грузовые вагоны общего назначения обращаются по всей сети дорог по принципу прямого бесперегрузочного сообщения и могут быть поданы под погрузку или выгрузку в любой пункт на любой дороге.

Различают инвентарный и наличный парки грузовых вагонов. Инвентарный парк образуют грузовые вагоны, приписанные к дан­ной дороге. Количественно этот парк изменяется после приписки новых вагонов, исключения старых из инвентаря по техническому состоянию или вследствие их передачи другим организациям или дорогам.

В наличии парк дороги включают все вагоны, фактически на­ходящиеся в ее границах на конец отчетных суток, независимо от того, к какой дороге они приписаны. Наличный парк делится на рабочий и нерабочий. В рабочий парк включают вагоны, находя­щиеся в поездах, под грузовыми операциями или в ожидании их, а также на путях сортировочных парков, т. е. занятые под грузо­выми перевозками. К нерабочему парку относятся вагоны, непосредственно не занятые в перевозках грузов: исправные, находя­щиеся в резерве (которые могут быть использованы только по указанию управленческих структур); неисправные (в ремонте и ожидании подачи в ремонт); выделенные для хозяйственных перевозок и других целей.

На железнодорожном транспорте введена единая восьмизнач­ная система нумерации подвижного состава. По номеру грузовых вагонов можно определить их техническую характеристику, расчет­ную длину, массу тары и др.

Первый знак номера характеризует тип вагона (2 — крытый; 4 — платформа; 6 — полувагон; 7 — цистерна; 8 — изотермичес­кий; 9 — прочие).

Второй знак указывает осность и основную характеристику ва­гонов. Так, для крытых: 0 — с объемом кузова менее 120 м3; 2— 3 — с объемом кузова 120 м3 и более; 4—7 — с уширенными двер­ными проемами. Для платформ: 0 — с длиной рамы 13,4 м; 2—6 с длиной рамы 13,4 м и более. Для полувагонов: 0—2 — с люками в полу и торцовыми дверями; 3—6 — с люками в полу без торцовых дверей; 7 — с глухим кузовом; 8 — восьмиосный полува­гон. Для цистерны: 0 — для нефтебитума и вязких нефтепродук­тов; 1 — для нефти и темных нефтепродуктов с объемом котла 50—63 м3; 2 — для нефти, темных и светлых нефтепродуктов с объемом котла 50—63 м3 (сезонная специализация); 3—4 — для светлых нефтепродуктов; 6 — для хими­ческих грузов; 7 — для пищевых грузов; 9 — восьмиосная нефтебензиновая. Для изотермических вагонов: 3 — автономный рефри­жераторный вагон; 4 — грузовой вагон в составе рефрижератор­ных поездов и 3-вагонных секций; 7 — вагон в составе 5-вагонных рефрижераторных секций; 9 — восьмиосный вагон в составе реф­рижераторной секции.

Третий знак служит для отражения дополнительной характе­ристики вагона.

Четвертый, пятый и шестой знаки обозначают порядковый номер вагона.

Седьмой знак служит для обозначения номера вагона. При этом цифры 0—8 используются для нумерации вагонов без пере­ходной площадки, а 9 — с переходной площадкой.

Восьмой знак — контрольный, по которому проверяется досто­верность считывания номера вагона при обработке информации на ЭВМ.

Новая система нумерации грузовых вагонов повышает досто­верность информации, учитывает перспективу развития подвижно­го состава, дает возможность вследствие более точного определе­ния массы и длины поезда полнее реализовать провозную способ­ность участков, сократить порожний пробег и повысить статичес­кую нагрузку вагонов.

Номер пассажирского вагона также восьмизначный.

На торцевой стене пассажирского вагона трафаретом наносят:

· место приписки вагона (ВЧД-8)

· дата последнего деповского ремонта (ДР)

· дата и место последнего заводского ремонта (КР1, КР2)

· весенне-осеннее «оздоровление» (ТО2)

· дата единой технической ревизии (ТО3)

· знак «высокое напряжение»

· высота автосцепки над уровнем головки рельса (980—1080)

На боковой стороне вагона наносят:

· у входной двери рабочего тамбура: тару вагона, количество посадочных мест.

· в центре вагона знак «НК «КТЖ»» и номер вагона:

o Например: 003. Где: 0 — род вагона (пассажирский), 03 — код железной дороги

o Например: 24736. Где: 2 — тип вагона, 4736 — техническая характеристика вагона (заводской номер)

Типы вагонов: 0 — спальный, 1 — купейный, 2 — плацкартный, 3 — межобластной, 4 — почтовый, 5 — багажный, 6 — ресторан, 7 — служебный, 8 — специальный.

На всех вагонах также нанесён трафарет с указанием типа воздухораспределителя. Например надпись Тормоз 292 ставится на вагонах, имеющих воздухораспределитель номер 292.

Пассажирские вагоны предназначены для обслуживания опре­деленных направлений и поэтому приписываются не только к до­роге, но и к конкретному вагонному депо. Инвентарный парк пас­сажирских вагонов также делится на рабочий и нерабочий.

Рабочий парк пассажирских вагонов состоит из вагонов для перевозки пассажиров, почтовых, багажных и вагонов-рестора­нов. В его число включают также все исправные вагоны, находя­щиеся в резерве, который создается для пополнения пассажирских поездов в случаях изъятия вагонов из состава в ремонт или по другим причинам. Резерв составляет 7—10 % численности ваго­нов рабочего парка, приписанных к данному депо.

Нерабочий парк составляют пассажирские вагоны, находя­щиеся в ремонте или ожидании его, а также вагоны, используемые для различных служебно-технических нужд.

Вагонный парк дорог учитывается в физических единицах.

Для уточнения количества вагонов грузового и пассажирского парков ежегодно по указанию руководства проводится их перепись одно­временно на всей сети дорог.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации желез­ных дорог каждый вагон должен иметь следующие отличительные знаки и надписи: на грузовых вагонах — знак дороги, номер, табличку завода-изготовителя с указанием даты и места постройки, дату и место выполнения последних установлен­ных видов ремонта, массу тары и грузоподъемность, полезный объем и условный знак оборудования роликовыми подшипниками; на пассажирских — Государственный герб и инициалы дороги приписки, номер, табличку завода-изготовителя, дату и место вы­полнения последних установленных видов ремонта, массу тары, число мест.

На части вагонов, используемых в международном сообщении, ставится знак транзитности: буксы в круге, означающие пригодность для международного сообщения на условиях ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог), буквы РИЦ в круге — на условиях МСЖД (Международный союз железных дорог).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: