1. Пешеходный туризм. Оценка категорий сложности маршрута осуществляется по «Методике категорирования пешеходного маршрута» (прил. 2).
Настоящая методика предназначена для оценки категории сложности пешеходных маршрутов, нитка которых отличается от представленных в «Перечне классифицированных маршрутов», или маршрутов, включающих элементы других видов туризма, а также совершенных впервые. Методика может применяться при подготовке группы к походу и выборе маршрута, отличающегося от приведенных в «Перечне...», при выпуске МКК группы на маршрут, при составлении отчета о пройденном маршруте и его зачете, при уточнении «Перечня...», судействе чемпионатов по туризму, отнесении маршрута к одному из видов туризма и др.
Методика заключается в балльной оценке сложности маршрута по совокупности следующих характеристик: протяженности (L), продолжительности (t), локальным препятствиям (ЛП), протяженным препятствиям (ПП), району похода, автономности, перепаду высот.
Требования и ограничения к маршрутам различных категорий сложности указаны в табл. 3 и прил. 3 и 4. Оценка категории сложности маршрута производится в следующей последовательности:
|
|
1. В соответствии с длиной (L) и продолжительностью (t) категорируемого маршрута по табл. 3 (разделы 1 и 2) определяется ориентировочно его категория сложности.
2. Составляется перечень всех локальных препятствий, преодолеваемых на маршруте, и с помощью таблицы в прил. 3 определяется максимальное количество баллов, которое набрал бы категорируемый маршрут, если бы все локальные препятствия шли в зачет. Баллы за препятствия, не приведенные в таблице (например, за перевал 3А к. т.), определяются так же, как за препятствия максимальной категории трудности данного вида. Полученная за все локальные препятствия сумма баллов не должна превышать максимально допустимого значения (ЛПмакс), соответствующего ориентировочно выбранной категории сложности маршрута. Если полученная сумма баллов превосходит ЛПмакс, то необходимо сократить количество локальных препятствий и, если потребуется, уточнить нитку маршрута. Значения ЛПмакс определены по соображениям безопасности прохождения маршрута и приведены в табл. 3.
3. По таблицам прил. 3 и 4 подсчитывается отдельно сумма баллов, набранных по каждому виду локальных и протяженных препятствий. В таблицах приведены ориентировочные параметры (границы) препятствий, поэтому при категорировании реальных препятствий допускаются незначительные отклонения от указанных требований, при условии, что объем технической работы, необходимый для преодоления препятствий, остается прежним. Длина протяженного препятствия соответствующего вида и категории трудности определяется суммированием длин аналогичных препятствий по всему маршруту.
|
|
При определении баллов за ЛП и ПП нужно соблюдать следующие требования:
3.1. В зачет идет только то количество (или длина) и те виды препятствий, которые указаны в таблицах приложений 3 и 4, в соответствии с ориентировочно выбранной категорией сложности маршрута.
Таблица 3
Зависимость категории сложности маршрута
от его основных показателей
№ | Показатель маршрута | Категория сложности маршрута | |||||
Продолжительность маршрута (t), дней (не менее) | |||||||
Протяженность маршрута (L), км (не менее) | |||||||
Максимально допустимое количество баллов за локальные препятствия (ЛПмакс) | |||||||
Баллы за локальные препятствия (ЛП), идущие в зачет (не более) | |||||||
Баллы за протяженные препятствия (ПП), идущие в зачет (не более) | |||||||
Географический показатель (Г) | Определяется по таблице 4 | ||||||
Автономность (А) | Определяется по таблице 5 | ||||||
Коэффициент перепада высот (К) | Определяется по формуле 1 | ||||||
Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом | 12-25 | 26-59 | 60-94 | 95-134 | 135-184 | 185 и более |
3.2. Если в категорируемый маршрут включены препятствия, характерные для маршрутов более высоких категорий сложности (в том числе и не приведенные в таблицах приложений 3 и 4, например перевалы 3А к.т., река IV к.с. и др.), то зачет баллов за них производится как за препятствия маршрута, категория сложности которого выбрана ориентировочно. При этом общее количество (длина) препятствий, идущих в зачет, должно удовлетворять требованиям пункта 3.1 данной методики.
3.3. На одном и том же участке маршрута в зачет идут как локальные, так и протяженные препятствия, независимо от их взаимного расположения.
3.4. При уменьшении количества локальных или длины протяженных препятствий соответствующей категории трудности пропорционально уменьшается и количество полученных за них баллов.
3.5. При наличии в походах IV-VI к.с. водных участков I или II к.с. зачет баллов за них идет как для походов II, III или IV к.с.
3.6. Категория трудности связки перевалов или перевала с односторонним прохождением оценивается по совокупности участков подъема и спуска, при этом участок траверса (если он есть) оценивается отдельно.
3.7. Если траверс хребта или прохождение связки перевалов включает восхождение на вершину, то при категорировании маршрута в зачет идет только одно из двух локальных препятствий (например, при траверсе гребня в зачет по выбору может идти либо вершина, либо траверс).
3.8. Если количество (длина) препятствий, соответствующее данной категории сложности маршрута, превышает значения, указанные в таблицах прил. 3 и 4, то «лишнее» количество (длина) препятствий может идти в зачет за более простые препятствия данного вида. При этом должны удовлетворяться п. п. 3.1 и 3.2 данной методики. Это требование распространяется и на препятствия, определяющие более высокие категории сложности маршрута или не характерные для пешеходного туризма.
4. Производится оценка общего количества баллов, идущего в зачет за все виды локальных (протяженных) препятствий. Общая сумма не должна превышать значений, указанных в табл. 3 (раздел 4 или 5).
5. По табл. 4 и 5 определяется количество баллов, которое маршрут получает за счет района проведения похода и автономности. Если в табл. 4 нужный район не указан, то его географический показатель (Г) соответствует ближайшему по расположению к нему району из приведенных в таблице с аналогичными природными условиями.
|
|
Таблица 4
Географический показатель туристских районов
для пешеходного туризма (Г)
Туристский район | Географический показатель, баллы |
Средняя равнинная часть европейской территории | 0-2 |
Карпаты, Крым | |
Карелия, Волгоградская обл., Кавказ, Армения | |
Средний и Южный Урал, Тянь-Шань | |
Алтай, Кузнецкий Алатау | |
Западно-Сибирская низменность | 7-10 |
Архангельская обл., Республика Коми, Памиро-Алай, Западный и Восточный Саян | |
Северный Урал, Приморье | |
Кольский полуостров, Памир | |
Хабаровский край | |
Полярный Урал, Прибайкалье, Забайкайлье, Кодар, Удокан, Сахалинская область | |
Пустынные и полупустынные районы Средней Азии | |
Становой хребет и Алданское нагорье | |
Камчатка и Курильские острова | |
Плато Плуторана | |
Магаданская область, Чукотка | |
Верхоянский хребет, хребет Черского и Сунтар-Хаята, Корякское нагорье | |
Таймыр (г. Бырранга), о. Врангеля | |
Северная Земля и Земля Франца-Иосифа |
Таблица 5
Показатели автономности (А)
Уровень автономности маршрута | Коэффициент автономности |
Маршрут пройден группой при полной автономии | |
Маршрут пройден группой с привлечением транспортных средств для организации заброски (промежуточных баз) | 0,7 |
Маршрут проходит через один населенный пункт | 0,5 |
Маршрут проходит через два и более населенных пункта | 0,2 |
6. Используя высотный график маршрута, по формуле (1) определяется коэффициент перепада высот (К):
К=1+Ш/12, (1)
где Ш - суммарный перепад высот (включая подъемы и спуски) неактивной части маршрута (в километрах).
7. По формуле (2) на основании полученных оценок отдельных параметров категорируемого маршрута подсчитывается общее количество набранных им баллов (КС):
КС=ЛП+ПП+(ГхАхК), (2)
где ЛП и ПП - баллы, соответственно, за локальные и протяженные препятствия, Г - географический показатель района похода, А - коэффициент автономности.
|
|
8. В соответствии с продолжительностью (t), протяженностью (L) и количеством баллов, которое набрал маршрут (КС), по табл. 3 (разделы 1, 2 и 9) определяется его окончательная категория сложности. В случае, если она не совпадает с ее ориентировочной оценкой, производится уточнение категории.
2. Горный туризм. Категория сложности маршрута определяется набором преодолеваемых ЛП (перевалов, вершин, траверсов хребтов) определенной категорий трудности (к.т.). Под понятием «перевал» в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела. В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий трудности перевалов - от 1А до ЗБ. Перевалы проще 1А категории трудности называются некатегорированными (н.к). Классификация перевалов приведена в книге «Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов. 2001 г.» [8]. Категория трудности перевалов в зависимости от условий (времени года, снежной обстановки...) может изменяться на полукатегорию.
Такие перевалы отмечены в перечне знаком *. При зачете похода данные перевалы должны быть классифицированы однозначно (например 2А или 2Б, но не 2А*). Знак * у категории трудности ЛП означает, что для его преодоления участники/руководитель должны иметь опыт, необходимый для прохождения ЛП на полукатегорию выше; в зачет идет категория трудности по факту прохождения, без звездочки. Например, для выпуска группы на ЛП 3А* к участнику/руководителю предъявляются требования к опыту, необходимому при прохождении/руководстве ЛП 3Б, в зачет идет реальная категория трудности ЛП - 3А или 3Б (по факту прохождения). При этом, знак * у ЛП 3Б* означает, что для его преодоления участники группы (ее руководитель) должны иметь опыт прохождения (руководства) не менее чем двумя ЛП категории 3Б.
Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал. Количество и категория трудности перевалов должны соответствовать указанным в табл. 6.
По согласованию с МКК количество локальных препятствий (ЛП), не определяющих категорию сложности спортивного похода, может быть сокращено, если маршрут содержит много факторов, повышающих сложность похода (межсезонье, малоизвестный район, наличие первопрохождений, чрезвычайно плохие погодные условия, и т.д.).
Таблица 6
Категория сложности маршрута
в зависимости от количества и трудности ЛП
Категория сложности маршрута | Минимальное количество категорийных ЛП | ||||||
Всего | В том числе категорий трудности | ||||||
(1)* | (2) | (3) | (4) | (5) | (6) | ||
1А | 1Б | 2А | 2Б | 3А | 3Б | ||
I | |||||||
II | |||||||
III | |||||||
IV | |||||||
V | |||||||
VI | 3** | 1** |
Примечания: *- эквивалентная шкала категорий, применяется для категорирования комбинированного маршрута;
**- минимальный набор ЛП, определяющих сложность СП VI к.с. должен соответствовать: 3А - 3 шт., 3Б - 1 шт., либо 3А - 1 шт., 3Б - 2 шт., либо 3А -1 шт., 3Б* - 1 шт. Во всех случаях необходимо также ЛП категории трудности 2Б (или выше).
В горные маршруты могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов, которые должны логично вписываться в нитку маршрута. В связи с различиями в подходах к оценке горного рельефа в спортивном туризме и альпинизме, категория сложности восхождения или траверса, не являющихся элементами прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня классифицированных вершин или изложенной в нем методики экспертной оценки. Категория трудности восхождения или траверса не должна превышать сложность перевала, определяющего категорию сложности маршрута.
Только одно радиальное восхождение на вершину/перевал (по определяющей стороне) может быть зачтено в качестве ЛП (из табл. 6), определяющего категорию сложности спортивного похода; при этом, в маршрут должен быть включен не менее сложный по категории трудности перевал или траверс.
При определении категории сложности впервые пройденных перевалов рекомендуется пользоваться таблицей «Оценки трудности перевалов» [25].
Подведем итоги:
В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности и категорийные походы - от I до VI категории сложности (к.с). Кроме того маршруты разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео-, парусные, конные, а также могут представлять их сочетание - комбинированные маршруты.
Локальные препятствия - это препятствия, имеющие небольшую протяженность и характеризующиеся тем, что требуют от туристов при их преодолении соответствующий уровень технического мастерства и, как правило, использование специального снаряжения.
Протяженные препятствия - это препятствия, которые отличаются от ЛП значительной протяженностью и требуют от туристов при их преодолении значительных физических сил.
Категория трудности препятствия определяется тем, какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготовленности требуется для его безопасного прохождения.
Эталонным маршрутом называется маршрут, имеющий минимальный набор ОП и ОФ, необходимых для отнесения его к той или иной категории сложности.
Комбинированным считается поход, составные части которого представляют спортивные маршруты из разных видов туризма или имеют препятствия из разных видов туризма.
Методика категорирования туристского маршрута имеет определенную последовательность, которую необходимо соблюдать при оценке категории сложности.
[ 8; 12; 25 ]
Вопросы и задания для обсуждения:
1. Как классифицируются маршруты в детско-юношеском туризме?
2. Почему продолжительность и протяженность маршрута носят ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категории сложности похода?
3. В каких случаях окончательное категорирование производится после рассмотрения отчета о походе? Почему?
4. На какие моменты необходимо обратить внимание при определении категории сложности похода в горном туризме?
5. Какие характеристики маршрута влияют на категорию сложности?
6. Для чего нужно определять максимальное количество баллов за локальные препятствия?
7. Перечислите уровни автономности маршрута.