Тема 2. Философское понимание мира

1. Философское учение о бытии, его смысл и специфика.

2. Проблема материи и субстанции в философии.

3. Движение и его основные формы.

4. Пространство и время как формы существования бытия.

Основные понятия темы: онтология, бытие, небытие, сущее, субстанция, монизм, дуализм, плюрализм, материя, движение, формы движения, пространство, время, реляционная и субстанциональная концепции пространства и времени, биологическое пространство и время, социальное пространство и время.

1. Философское учение о бытии,
его смысл и специфика

Проблема осмысления мира и способы ее решения разрабатываются в таком разделе философского знания, как онтология (от гр. учение о сущем), в котором главным понятием выступает категория «бытие». Особенности трактовки бытия, его связи с познанием, природой и смыслом человеческого существования определяют общую ориентацию того или иного философского учения или направления. Сквозь призму понятия бытия осознается проблема человеческого бытия, ибо бытие – это, в первую очередь, бытие субъекта, его жизнь и деятельность, мысли и чувства. Категория бытия позволяет раскрыть многообразные формы существования человека и его отношения к миру (познавательное, ценностное, практическое и т.д.).

Категория бытия появляется в античной философии и обеспечивает формирование собственно философского способа мышления, отличного от иррационализма религиозно-мифологического мировоззрения, эмпиризма ранней науки, представлений обыденного сознания. Античные мыслители выявили предельные и всеобщие основания мироздания, которые обнаруживаются не посредством чувств, а разумом. Они предлагали различные версии понимания бытия: бытие как «вещественность» (Милетская школа, Эмпедокл, Демокрит), бытие как «чистая мысль», космический Логос (Парменид), бытие как мир вечных и неизменных идей, противопоставленный миру чувственных вещей (Платон), как разноуровневое образование (Аристотель). В средневековой философии совершенным, полным и вечным бытием обладает только Бог (Августин, Фома Аквинский).

В новоевропейской идеалистической философии
(Декарт, Кант, философия жизни) оформляется субъектная трактовка бытия, в которой подчеркивается его зависимость от человеческих способностей. В пантеистических концепциях философского материализма XV–XVII вв.
(Дж. Бруно, Спиноза) бытие отождествляется с природой, миром чувственно воспринимаемых предметов и явлений, который сливается с бесконечным, невидимым и безличным Богом.

Философия XX в. (феноменология, экзистенциализм, персонализм) предельно расширила определение бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком, стремясь раскрыть автономное бытие человеческого духа и его активно-творческое отношение к бытию остального мира. В противоположность классической онтологии «новая онтология» предлагает встать на точку зрения реализма и гуманизма. Она начинает философский анализ с бытия человека, ибо мир как таковой для человека существует постольку, поскольку он придает миру значение и смысл, взаимодействует с ним, «выстраивает» его вокруг себя.

Проблема бытия имеет глубокие жизненные корни. Она возникает тогда, когда предметом сомнений и размышлений становится естественное убеждение каждого человека в том, что мир существует и сохраняется при всех изменениях как относительно стабильное и устойчивое целое. Понятие бытия рождается в критической ситуации жизни людей как ответ на их злободневные вопросы, связанные с поиском новых надежных гарантов стабильности мира в целом и идеала человеческого существования – оптимальной организации мира как воплощения истины, добра и красоты.

Анализируя проблему бытия, философия не просто отталкивается от факта существования мира и всего, что в нем существует, но стремится раскрыть смысл данного факта. Она выявляет универсальную по своему характеру связь: вещи существуют и в силу этого объединяются со всем, что существует в мире. В ходе последовательного размышления над вопросом о существовании мира с помощью категории «бытие» философия синтезирует следующие основные идеи: 1) мир существует как беспредельная и вечная целостность; 2) различное по форме существование компонентов, фрагментов мира (природа, человек, идеи, общество) – это предпосылка единства мира; 3) мир как действительность имеет свои законы существования и развития независимые от сознания и действий отдельных индивидов и поколений людей.

Таким образом, бытие – это центральная философская категория, обозначающая единство всего в мире (природа, общество, человек) по всеобщему признаку существования. Бытие – предельно абстрактное философское понятие. Его понимание предполагает умение мыслить, отвлекаясь от конкретных признаков предметов, от общего и различий между природой и человеком, телесным и духовным, индивидами и обществом с целью поиска всеобъединяющей их всех мировой универсальной связи. Результат этих поисков философия выражает с помощью категории «бытие».

Целостный мир в качестве совокупности существующих в их конкретности и уникальности вещей, явлений, систем, организмов, человеческих индивидов выражает философское понятие «сущее». Противоположностью бытия выступает философская категория «небытие», которое обозначает отсутствие бытия или его несовершенную и деформированную форму. В истории философии диалектическое осмысление категорий бытия и небытия как тождественных и различных, взаимопроникающих и взаимоподдерживающих друг друга разрабатывали Платон, Гегель и др. В этом плане небытие не есть ничто, а есть существующее нечто. Небытие причастно бытию и одновременно противостоит ему, бытие включает в себя небытие в качестве того, что вечно присутствует и преодолевается в процессе становления и развития мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: