Компетентностно-ориентированные задания

Какие признаки бытия устанавливает Парменид? Означает ли выражение греческого философа «мыслить – то же, что и быть», что существование бытия определяется мыслью о нем или, наоборот, существование бытия предшествует существованию мысли о бытии?

«…остается только один разумный путь, который говорит: «ЕСТЬ». На нем – очень много знаков, что сущее непорожденное, оно и не может погибнуть, целостное, однородное, непоколебимое и законченное. Оно не «было» и не «будет», так как оно «есть» теперь – все вместе, одно, непрерывное… Ибо мыслить то же, что быть… Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь есть, а ничто не есть…» (Парменид «О природе»).

В каком смысле Ф. Энгельс употребляет термин «бытие»? Согласны ли вы с его высказыванием об открытости вопроса о бытии за границами нашего поля зрения?

«Когда мы говорим о бытии и только о бытии, то единство может заключаться лишь в том, что все предметы, о которых идет речь, суть существуют. В единстве этого бытия, – а не в каком-либо единстве, – они объединяются мыслью, и общее для всех них утверждение, что все они существуют, не только не может придать им никаких иных, общих или необщих свойств, но, на первых порах, исключает из рассмотрения все такие свойства. Ибо, как только мы от простого основного факта, что всем этим вещам обще бытие, удалимся хотя бы на один миллиметр, тотчас же перед нашим взором начинают выступать различия в этих вещах… Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения» (Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»).

Как вы понимаете слова выдающихся мыслителей XX в., существует ли бытие независимо от человека или же оно составляет момент его существования?

а) «Нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. И только благодаря тем явлениям, с которыми я вступаю в некоторые отношения, я устанавливаю связь моего бытия с бесконечным бытием … Сфере моего влияния принадлежит только бесконечно малая часть бесконечного бытия. Все остальное проходит мимо меня…» (А. Швейцер «Благоговение перед жизнью»);

б) «Человек не властвует над существующим. Человек пастух бытия… Человек в своей бытийно-исторической сущности есть сущее, чье бытие, являясь экзистенцией, заключается в пребывании вблизи бытия. Человек – сосед бытия» (М. Хайдеггер «Письмо о гуманизме»);

Во всем ли сходны взгляды авторов высказываний на материю? Не является ли внутренне противоречивым ленинское определение материи? Можно ли его дополнить? Есть ли разница между философским и научным определениями материи?

а) «Все, что я сознаю вне себя и что действует на мои чувства, я называю материей» (Ж.Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»);

б) «Материя как таковая, – это чистое сотворение мысли и абстракция. Мы абстрагируемся от качественных отличий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от вполне существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую… то оно поступает таким же образом, как если бы вместо вишен, груш, яблок желало бы видеть плод как таковой…» (Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»);

в) «Материя вообще есть все то, что воздействует каким-либо образом на наши чувства» (П. Гольбах «Система природы»);

г) «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм»);

д) «Внешними чувствами мы воспринимаем не материю, а материальные вещи… Материю можно только мыслить» (А.Ф. Лосев «Философия имени»).

5. Сравните два высказывания. Что хочет подчеркнуть
Ф. Энгельс, указывая на материальность как основу единства мира? Согласны ли вы с критикой материализма
В. Соловьева? Признает ли он единство мира?

а) «Единство мира состоит не в его бытии, хотя бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым… Действительное единство мира в его материальности, эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, длинным и трудным развитием философии и естествознания» (Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»);

б) «Единство вещественного мира не есть вещественное единство – такого вообще быть не может, это противоречие в определении. Образованное противовещественным (а с точки зрения материализма, значит противоестественным) законом тяготения всемирное тело есть целостность реально-идеальная, психофизическая, или прямо… оно есть тело мистическое» (В.С. Соловьев «Смысл любви»).

6. Какое из приведенных суждений является верным:

а) покой и движение абсолютно исключают друг друга;

б) покой можно рассматривать как движение, движение как покой;

в) развитие мира невозможно без относительного покоя;

г) вещи – это состояние временного равновесия в движении мира.

7. Расположите явления по степени сложности, опираясь на их принадлежность к соответствующей форме движения материи:

а) кипение воды;

б) свет;

в) снежная лавина;

г) вращение планет;

д) деление клеток;

е) фотосинтез;

ж) социальные реформы;

з) рождение ребенка.

8. Укажите, какое из утверждений является правильным:

а) движение, пространство, время неразрывно связаны с материей;

б) движение, пространство и время взаимодействуют между собой и существуют независимо от материи;

в) движение, пространство, время идеальны, т.к. это понятия, созданные нашим разумом;

г) движение, пространство, время предшествуют материальным явлениям и процессам;

д) движение, пространство, время, материя существуют независимо друг от друга.

9.Определите, к каким философским направлениям и концептуальным подходам (субстанциональному или реляционному) относятся эти положения о пространстве и времени:

а) «Материя есть бытие в пространстве… Движение есть перемена пространства… Время есть не что иное, как величина движения» (Г.В. Лейбниц «Письмо к Якобу Томазию»);

б) «Время не есть что-либо объективное и реальное, ни субстанция, ни акциденция, ни отношение, но субъективное условие, необходимое по природе человеческого духа для координации между собой по известному закону всего чувственного…» (И. Кант «Критика чистого разума»);

в) «Но время и пространство, каждое само по себе могут быть созерцательно представляемы и без материи, но материя же без них не представляема» (А. Шопенгауэр «Мир как воля и представление»);

г) «Основные формы всякого бытия – суть пространство и время» (Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»);

д) «В действительности не изменения есть продукт времени, а время есть продукт изменений…Время есть только состояние вещей. Другое состояние вещей приведет к угасанию времени» (Н.А. Бердяев «И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения»).

10. Ответьте на следующие вопросы:

а) тождественны ли понятия «бытие» и «сущее», как соотносятся понятия «бытие» и «небытие»;

б) как представляет современное естествознание структуру материального мира;

в) как вы понимаете неуничтожимость движения в количественном и качественном смыслах;

г) в чем отличие физического пространства и времени от биологического и социального пространства и времени;

д) что утверждает современная философия и наука о взаимосвязи материи, движения, пространства и времени?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: