Диалектика и ее антиподы

В ходе развития философского познания антиподом диалектики выступила метафизика. В истории философии можно выделить три основных значения этого понятия:

1) как наука о неизменных первоначалах всего существующего, обязательных для всех наук и постигаемых лишь умозрительно (учение Аристотеля);

2) как онтология, учение о бытии;

3) как определенный философский способ мышления, противостоящий диалектическому методу.

Именно о последнем значении понятия «метафизика» и будет идти речь.

Сущностью метафизики как философского способа мышления и познания является односторонность, абсолютизация любой стороны процесса познания или объективной реальности. Метафизика выступала в различных исторических формах и видах. Как показал Ф. Энгельс, «старый» метафизический метод познания возник в философии в XVII в. (Ф. Бэкон, Дж. Локк). Для него характерно отрицание всеобщей связи и развития предметов и явлений действительности, стремление оперировать неподвижными и неизменными понятиями, мышление по принципу «или–или», убеждение в окончательной завершенности системы мировых отношений.

Объективная основа возникновения старой метафизики вытекала из важной задачи познания XVII–сер. XIX вв. – необходимости предварительного исследования предметов и явлений мира вне их взаимосвязи, по отдельности, в «чистом виде», чтобы затем перейти к системному анализу происходящих с ними изменений. В этом заключалось «великое историческое оправдание» старой метафизики, оказавшей серьезное влияние на развитие науки в период ее формирования. Революция в естествознании на рубеже XIX–XX вв. породила «новую» метафизику, которая не отвергает принцип развития предметов и явлений, но дает ему односторонние интерпретации, искажающие его суть. Так, развитие может трактоваться:

· как чисто количественные изменения (простое увеличение или уменьшение);

· как только качественные изменения (цепь непрерывных скачков); как строго линейный и монотонный процесс (движение по прямой линии);

· как движение по одному и тому же кругу с одинаковыми последствиями (круговорот);

· как движение, не имеющее внутреннего источника, который переносится во вне (Бог, субъект и т.п.);

· как только прогрессивные изменения, отрицая
регресс.

Софистика и эклектика являются разновидностями метафизического способа мышления, для которых характерна всесторонность, универсальная гибкость понятий, доходящая до тождества противоположностей, но примененная субъективно и произвольно. Гибкость понятий мышления должна соответствовать движению объективного мира, поэтому критерий объективности – это главное, что отличает диалектику от софистики.

Софистика это «субъективистская диалектика» – «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их логику развития, дающая искаженное представление действительности, как правило, преднамеренное. Софистика – это логика кажимости, основанная на сознательном нарушении принципов логики и гносеологии, манипулировании логическими, лингвистическими и психологическими приемами (софизмами) для достижения субъективных целей, а не для получения истинного знания.

Специфичными приемами эклектики (при всем ее сходстве с софистикой) выступают произвольное выхватывание отдельных сторон предмета или явления и их механическое (не имеющее аналога в реальности) смешение чисто внешним образом. Эклектика как методологический прием маскирует избыточной информацией непонимание сущности предмета или отвлекает от нее. Софистика и эклектика утверждают абсолютную относительность любого знания (релятивизм).

В то же время нужно подчеркнуть, что, несмотря на субъективизм и релятивизм, софистика, в частности, древнегреческая (V–IV вв. до н.э.), была первой формой освоения логической и математической проблематики и выдвинула ряд продуктивных идей, заложивших основу для развития античной диалектики (Сократ, Платон, Аристотель). К ним следует отнести: сознательное изучение мышления, его сильных сторон, противоречий и типичных ошибок; анализ возможностей языка как средства убеждения и доказательства; акцент на активной роли субъекта в познании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: