Компетентностно-ориентированные задания

1. Сравните приведенные определения диалектики. Укажите основные черты диалектического мышления:

а) «Высшая диалектика понятия состоит в том, чтобы рассматривать определения не только как предел и нечто противоположное, но породить из него позитивное содержание и позитивный результат… Такая диалектика есть не внешнее деяние субъективного мышления, а собственная душа содержания, из которой органически вырастают ее ветви и плоды» (Г. Гегель «Философия права»);

б) «Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем она видит печать неизбежного падения и ничто не может устоять перед ней, кроме беспрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему» (Ф. Энгельс «Диалектика природы»);

в) «Под диалектикой я разумею такое мышление, которое из общего принципа в форме понятия выводит его конкретное содержание; так как это содержание… должно уже заключаться в общем принципе (ибо иначе мышление было бы творчеством из ничего), но заключаться только потенциально, а акт диалектического мышления состоит именно в переведении этого потенциального содержания в актуальность…» (В.С. Соловьев «Философские начала цельного знания»);

г) «Диалектикой называется логический процесс, который идет через антитезис к решению в синтезе. Диалектикой называется то, что реально приводит под воздействием противоположностей к антиномиям, которые не знают решения, падения в нерешаемость, в противоречие; называется и приведение к границам, где бытие обнаруживает себя совсем разорванным, где мое собственное бытие становится верой, а вера – постижением того, что кажется нелепым» (К. Ясперс «Смысл и назначение истории»);

д) «Диалектика есть непрерывный опыт над вещественностью, чтобы углубиться в последовательные пласты реальности… философия ищет вечно живого опыта, и мысль бытует от себя к жизни и от жизни к себе. Это бытие есть диалектика, философский метод» (П.А. Флоренский «У водоразделов мысли»).

2.С помощью приведенных рассуждений сформулируйте основные признаки метафизического метода мышления и познания:

а) «Принимать ту или другую сторону в антиномиях совсем ни на чем ни основано; природа на каждом шагу учит нас понимать противоположное в сочетании; разве в ней бесконечное отделено от конечного, вечное от временного, единство от разнообразия? Строгое требование «того или другого» очень похоже на требование «кошелек или жизнь» (А. Герцен «Греческая философия»);

б) «Диалектика, которая точно также не знает… применимого всюду «или-или», которая переводит одно в одно недвижимые метафизические отличия, признает в соответствующих случаях вместе с «или-или» также «как то, так и другое» и опосредует противоположности, – является единым, в высшей инстанции, методом мышления…»
(Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»);

в) «Две основные… концепции развития (эволюции) –это: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношения с ними). При первой концепции остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или этот источник переносится на бога, субъект). При другой концепции главное внимание направляется именно на познание источника «самодвижения»» (В.И. Ленин «Философские тетради»).

3. Развитие – это:

а) количественные изменения предмета;

б) любое изменение;

в) прогрессивное изменение;

г) необратимые качественные изменения предмета;

д) увеличение или уменьшение предмета.

Объясните черты софистики. Какие элементы диалектики имеют возможность превращаться в элементы софистики? Каким образом софистика стимулировала разработку законов мышления и развитие диалектики?

а) «…потому что софистика – это только видимая мудрость… но философия отличается… от софистики выбором формы жизни. Диалектика делает попытки исследовать то, что познает философия, а софистика – это философия фальшивая, а не настоящая» (Аристотель «Метафизика»);

б) «Диалектика как определенный вид философского мышления является впервые у элеатов, затем Горгия. Здесь она имеет характер чисто отрицательный, служит только средством доказательства или опровержения и при том лишена всякой систематичности» (В.С. Соловьев «Философские начала цельного знания»);

в) «Диалектика не раз служила – и в истории греческой философии – мостиком к софистике. Но мы остаемся диалектиками, борясь с софизмами не через отрицание возможности превращений вообще, а с помощью конкретного анализа в его обстоятельствах и в его развитии»
(В.И. Ленин «О брошюре Юниуса»);

г) «Софистика была проявлением бурного восторга по поводу открытия языка как логоса, т.е. инструмента спора, убеждения и доказательства. Дисциплины логики и грамматики возникли как двойной плод этой установки» (Г.Х. Вригт «Логика и философия в XX веке»).

5. Качество – это:

а) совокупность всех свойств предмета;

б) внешняя характеристика предмета;

в) внутреннее свойство предмета;

г) то, что отличает предмет от других предметов;

д) синтез существенных свойств предмета.

6.Проведите сравнительный анализ высказываний. Сформулируйте свое понимание причинности:

а) «Не один предмет не возникает беспричинно, но все возникает на какой-нибудь основе и в силу необходимости» (Демокрит «Учение о бытии»);

б) «…все наши суждения относительно причин и действий основаны исключительно на привычке, … что в природе будет неизменно сохраняться один и тот же порядок» (Д. Юм «Трактат о человеческой природе»);

в) «…причинное отношение означает предсказуемость. Это не означает действительную предсказуемость, потому что никто не может знать всех относящихся к событию фактов и законов. Оно означает предсказуемость в том смысле, что, если полная предыдущая ситуация будет известна, событие может быть предсказано» (Р. Карнап «Философские основания физики. Введение в философию науки»);

г) «События будущего не могут выводиться из событий настоящего. Вера в причинную связь есть предрассудки» (Л. Витгенштейн «Логико-философский трактат»).

7.Каковы представления о причинности современной науки? Что такое статистическая закономерность? Сохранится ли принцип детерминизма в ходе дальнейшего развития познания?

а) «…современная наука приучает нас оперировать настоящими вероятностными формами, статистикой, объектами, обладающими иерархическими качествами, т.е. всем тем, постоянство чего не абсолютно… Явления, взятые на уровне недетерминированных элементов, могут… быть связаны вероятностью, которая и придает им форму целостности. Именно к этим формам целостности и имеет отношение причинность» (Г. Башляр «Новый рационализм»);

б) «В детерминистском мире природа поддается полному контролю со сторону человека, представляя собой инертный объект его желаний. Если же природе в качестве сущностной характеристики присуща нестабильность, то человек просто обязан более осторожно и деликатно относиться к окружающему его миру, – хотя бы из-за неспособности однозначно предсказать то, что произойдет в будущем…» (И. Пригожин «Философия нестабильности»);

в) «Несмотря на то что мы переходим в сферу вероятностного поведения объекта, вероятность в данном случае не как угодно произвольна – что говорит о необходимости сохранения представлений о детерминизме (пусть и модифицированных)… Детерминизм, утверждающий, что состояния исследуемого объекта будут строго находиться в данной области фазового пространства, – такой детерминизм остался… Человек, зная механизмы самоорганизации, может сознательно… уколоть среду в нужных местах и тем самым направить ее движение. Но направить… не куда угодно, а в соответствии с потенциальными возможностями самой среды» (С.П. Курдюмов «Синергетика и детерминизм»).

8.В чем заключается мировоззренческий и гносеологический смысл закона отрицания отрицания? Можно ли сказать, что он синтезирует в себе другие законы диалектики и в определенной мере совпадает с диалектическим методом в целом?

а) «Итак, что такое отрицание отрицания? Весьма общий и именно поэтому весьма широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления … Когда я обо всех этих процессах говорю, что они представляют собой отрицание отрицания, то я охватываю их всех одним законом движения и именно поэтому оставляю без внимания особенности каждого специального процесса в отдельности» (Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»);

б) «В нем как бы сконцентрирована центральная проблема диалектики – теория развития, ибо закон отрицания отрицания раскрывает механизм развития как борьбу противоположностей, формулирует понятия диалектического ритма движения и цикличности… отображает не только преемственность и скачкообразность переходов возросшего количества в новое качество, диалектику и прогрессивную направленность этих переходов, но и нелинейность процессов» (Р.Ф. Абдеев «Философия информационной цивилизации»).

9. Выберите высказывания, которые отражают механизмы действия законов диалектики:

а) крайности сходятся;

б) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

в) нет худа без добра;

г) ничего сверх меры;

д) не было бы счастья, да несчастье помогло;

е) наши недостатки есть продолжение наших достоинств;

ж) жить – значит умирать;

з) враг моего врага – мой друг;

и) чем хуже – тем лучше;

к) клин выбивают клином;

л) завидующий друг – самый худший враг;

м) бессильный враг – наш лучший друг;

н) лучшее – враг хорошего.

10.Является ли идея дополнительности подтверждением закона единства и борьбы противоположностей? В чем ценность этой идеи для развития науки и теории диалектики?

Выдающейся физик XX в. Н. Бор сформулировал в 1927 г. принцип дополнительности, согласно которому любое явление микромира может быть описано с помощью прямо противоположных, но дополняющих друг друга способов объяснения, содержащих истинные утверждения. Он говорил: «Каждое высказанное мною суждение надо понимать не как утверждение, а как вопрос», «есть два вида истины – тривиальная, отрицать которую нелепо, и глубокая, для которой обратное утверждение – тоже глубокая истина», «никогда не выражайся яснее, чем ты думаешь».

11. Ответьте на нижеприведенные вопросы:

а) что общего и в чем отличие законов диалектики от законов других наук;

б) что будет с человеческим обществом, когда оно разрешит все свои противоречия;

в) тьма есть отсутствие света, но в «чистом свете» можно видеть также мало, как и в полной тьме. Так ли это;

г) в чем состоит разница между противоположными и противоречащими друг другу понятиями, вещами, явлениями;

д) справедлива ли формула – «причинность равна закономерности»;

е) что такое субъективная и объективная диалектика;

ж) чем отличается субъективная диалектика от субъективистской?


Тема 4. ПРИРОДА КАК ПРЕДМЕТ
ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1. Философское понимание природы.

2. Эволюция философских представлений о природе.

3. Экологическая проблема: сущность и пути разрешения.

Основные понятия темы: природа, жизнь, биосфера, естественная среда, искусственная среда, экология, географический детерминизм, геополитика, натурфилософия, пантеизм, экологическая проблема, ноосфера, коэволюция, технократизм, синергетика, антропный принцип, новое экологическое сознание, экологический императив, нравственный императив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: