Категории и принципы диалектики

Диалектика выступает не только в качестве теоретической модели мира в его изменении и развитии, но и как метод понятийного мышления, которое способно уяснить сложную и противоречивую, постоянно изменяющуюся действительность. Диалектика представляет собой открытую и целостную систему категорий, принципов и законов, отражающих единство развивающегося реального мира в его всеобщих характеристиках.

Категории диалектики – это фундаментальные понятия, которые отражают наиболее общие и существенные черты, отношения, присущие реальной действительности и познанию. Категории – универсальные определенности бытия и познания, практически освоенные в активной социальной деятельности людей. Категории имеют объективный характер, ибо выражают всеобщие закономерности природы и общества (онтологический смысл). Вместе с тем, категории субъективны, так как являются логическими формами мышления (предельными абстракциями), фиксирующими знание о данных закономерностях (гносеологический смысл).

Всеобщая противоречивость и целостность мира находят свое отражение в том, что основные категории диалектики выступают как парные, в единстве противоположных, но постоянно взаимодействующих и неразрывно связанных понятий (объединенных союзом и). Например, причина и следствие, сущность и явление, форма и содержание и др. С помощью категорий диалектики выделяются различные типы универсальных связей бытия – структурные (качество и количество, часть и целое, многое и единое и т.д.), связи детерминации (случайность и необходимость, возможность и действительность и др.).

В числе основных категорий, выражающих структурные связи бытия, можно выделить такие, как единичное и общее, форма и содержание.

Единичное выражает отдельный предмет и явление, отличающееся по своим признакам от других, в том числе и подобных ему, предметов (отдельный дом, дерево, человек).

Общее характеризует объективно существующее сходство свойств единичных предметов, их однотипность и принадлежность к одинаковой группе предметов или единой системе связей (отряд хищников, класс автомобилей). Диалектика единичного и общего заключается в их неразрывной связи. Общее никогда не существует в «чистом виде», а только в единичном и через него. Единичное входит в тот или иной класс предметов, является носителем тех или иных общих признаков. Воплощенное во множестве единичных вещей, общее может проявляться как во внешнем сходстве их черт, так и во внутренних чертах подобия, родства, действия в них единых законов.

Важную роль в философском осмыслении упорядоченности мира играют категории содержания и формы.

Содержание – совокупность различных элементов и их взаимосвязей, определяющих главный тип того или иного предмета, явления, процесса.

Форма – внутренняя структура, способ существования того или иного содержания. Содержание и форма неразрывно связаны: содержание всегда оформлено, форма всегда содержательна.

Наиболее ярко диалектика содержания и формы проявляется в искусстве (сюжет произведения и художественные средства его выражения). Содержание является главным аспектом предмета и определяет его форму; оно более подвижно и изменчиво, а форма более консервативна. Однако форму нельзя недооценивать, она выступает не просто как что-то внешнее по отношению к предмету, а как фактор внутренней организации определенного содержания, закрепляет конкретную ступень в развитии предмета. Например, без соответствующего строения человеческая рука не смогла бы осуществлять сложные операции. Форма обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется в науке (метод формализации знания), практике (бюрократизм), искусстве (формализм).

Одним из фундаментальных типов универсальной связи бытия выступают связи детерминации.

Детерминизм (от лат. определяю) – учение об объективной закономерной связи и всеобщей обусловленности всех предметов и явлений действительности. Альтернативой детерминизму является индетерминизм – учение, которое не признает объективности причинности, или отвергает ее всеобщий характер, или отрицает причинность вообще. Сторонники индетерминизма (Д. Юм, Б. Рассел и др.) полагают, что имеют место события и состояния, для которых причина не существует или не может быть указана.

Причина – явление, действие которого производит, определяет или вызывает другое явление.

Следствие – это то, что проистекает, следует из причины. Каждое явление имеет свою причину и в то же время выступает причиной другого явления, это другое явление – причиной следующего и т.д. В результате этого образуется причинный ряд, причинная цепь, развертывающаяся во времени и пронизывающая действительность.
В ходе осмысления природы причинно-следственных отношений происходит обогащение схемы причинности. Важным шагом на этом пути было открытие взаимодействия – сложного типа связи, в случае которого причина и следствие взаимно влияют друг на друга, выполняя почти одновременно роль и причины, и следствия (почва и растение, экономика и политика). По мере развития причинного анализа стали различать понятия «причинное основание» (совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие), «условие» (внутренние связи предмета и факторы внешней среды), «повод» (внешнее явление, побудительный толчок для приведения в действие всего причинного комплекса).

Современное понимание детерминизма сложилось в ходе исторического развития воззрений о причинно-следственных связях. Представители классического детерминизма (Ф. Бэкон, Р. Декарт, П. Лаплас и др.) находили обоснование всеобщей взаимосвязи явлений мира в естествознании Нового времени, прежде всего, в механике.
В основе принципов классического (механистического) детерминизма лежало представление о линейном, однозначном характере причинно-следственных связей, что приводило к полному отрицанию случайности в мире и фатализму. При этом причина понималась как чисто внешняя сила, воздействующая на пассивный объект; абсолютизировалась механическая форма причинности, которая отождествлялась с «жесткой предсказуемостью». Становление квантовой физики в XX в. показало, что принципы классического детерминизма являются несостоятельными при изучении процессов микромира. Атомная физика исходила из признания теорий, включающих в себя неоднозначность и непредсказуемость, вероятностные представления.

Современный детерминизм характеризуют два типа детерминации:

1) причинная, которая характеризует связи порождения и развития данного предмета, определяющие все другие его свойства и отношения;

2) непричинная, которая выражает отношения между взаимодействующими предметами, не имеющими причинного характера, т.е. отсутствует связь порождения одного события другим (функциональные связи, связи состояний, вероятностные зависимости, структурные и системные взаимосвязи и др.).

Изучение вероятностных причинно-следственных отношений определило введение в причинный анализ диалектических категорий случайности и необходимости, возможности и действительности, закономерности и закона и др.

Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события–причины обязательно влечет за собой определенное явление-следствие. Необходимость – это явление, однозначно детерминированное конкретной областью бытия, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах. Необходимыми в научном и обыденном познании называют не только объекты, однозначно детерминированные фиксированными условиями, но и сами эти условия. Необходимость – это то, что является предпосылкой для получения нужного результата, то, без чего этот результат невозможен. Такая трактовка необходимости используется в логике и математике, где выступает в паре с достаточностью.

Под случайностью понимают такую причинно-следственную связь, при которой причина допускает осуществление множества возможных альтернативных следствий. Случайность есть то, что в принципе возможно, но не предопределено: может произойти, а может и не произойти; она не противоречит принципу причинности, т.к. случайное событие не возникает из «ничего», а выступает следствием, точно неизвестных, но реально существующих достаточно определенных условий и причин. Эта связь обнаруживается в результате изучения большого числа случайных событий, описываемых математической статистикой, теорией вероятности. Вероятность – мера возможности наступления случайного события. Вероятностные интерпретации сложных причинно-следственных связей позволили разработать и применить в научных исследованиях новые эффективные методы познания, что обеспечило современные успехи квантовой физики, генетики, химии, синергетики.

В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность переплетаются с отношениями возможности и действительности, которые тесно связаны с познанием особенностей становления развивающего объекта. Возможность выступает как предпосылка возникновения того или иного объекта, его потенциальное существование, способность превратиться в действительность. Действительность – актуально наличное бытие, реализующее исторические возможности. Тем самым, возможность и действительность представляют собой две последовательные стадии развития объекта (явления, процесса), его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных связей в природе, обществе и познании. Такое понимание отношений возможного и действительного отражает объективную непрерывность процесса развития любого предмета и явления. В каждом конкретном случае превращения возможности в действительность реализуются и необходимые, и случайные причинно-следственные отношения, ибо действительность содержит в себе различные возможности.

При изучении причинных явлений большое значение для философии и научного познания имеют законы и закономерности.

Закон – объективная, существенная, необходимая, внутренняя, повторяющаяся связь, определяющая закономерность в области явлений. Любой закон имеет границы своего действия, определенную сферу своей реализации.

Закономерностьэ то относительно устойчивые, повторяющиеся и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. Категориальные структуры, выражающие универсальные связи бытия, выступают как совокупность закономерностей реального мира и тем самым принципами его познания.

По механизму детерминации выделяют динамические и статистические закономерности.

Динамические закономерности – форма причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния. Поэтому знание начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшее развитие системы. Динамические закономерности как объективные и необходимые связи характеризуют поведение относительно изолированных систем, состоящих из небольшого числа элементов, при изучении которых можно абстрагироваться от случайных факторов. Например, динамическая закономерность определяет характер движения планет Солнечной системы.

Статистические закономерности – форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет ее последующие состояния не однозначно, а лишь с определенной степенью вероятности, являющейся объективной мерой возможностей заложенных в прошлом тенденций изменения. Вероятностный характер предсказаний определяется действием множества случайных факторов. В статистических закономерностях необходимость предстает в качестве продукта взаимной компенсации и сбалансированности различных случайностей. Если динамические закономерности характеризуют поведение относительно изолированных объектов, то статические закономерности описывают поведение большого числа элементов, составляющих коллектив, поведение коллектива в целом (массовые явления).

Так, в области объектов квантовой механики в силу сложности протекающих здесь процессов возможно определить лишь движение большой совокупности элементарных частиц, дать их усредненную характеристику, а о движении отдельной частицы можно говорить лишь в плане большей или меньшей вероятности. Статистические закономерности не дают однозначных предсказаний, однако позволяют при изучении массовых явлений вскрыть за действием множества случайных факторов нечто необходимое и устойчивое. Тем самым они служат подтверждением диалектики превращения случайности в необходимость.

К понятиям, выражающим связи детерминации, относят и такие, как сущность и явление.С точки зрения диалектики категории сущности и явления характеризуют различные уровни бытия – глубинный и поверхностный.

Сущность – это внутренняя, скрытая от непосредственного наблюдения, относительная устойчивая сторона предмета или процесса, выражающая его природу и назначение.

Явление – внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики предмета или процесса.

Сущность и явления – диалектически связанные противоположности, которые не совпадают друг с другом. Когда их несовпадение носит ярко выраженный характер, то говорят о видимости, кажимости.

Диалектика понятий сущности и явления выражается в их гибкости и относительности. Понятие сущности не означает строго фиксированного предела познания или уровня реальности. Человеческое познание начинается с явления, а затем достигает сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка до сущности второго порядка и т.д., все глубже раскрывая свойства, причинные связи, тенденции развития различных сфер действительности. Более того, тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность по отношению к его собственным проявлениям.
В этом смысле понятия сущности и явления задают общие ориентиры бесграничного процесса познания, указывают направления бесконечного углубления и расширения человеческих знаний.

Принципы диалектики представляют собой систему определенных универсальных методологических требований, внутренне организующих и регулирующих познавательную и практическую деятельность людей. Они есть результат обобщения истории познания и практики, а поэтому образуют самую общую программу деятельности, которая специфически реализуется в каждой науке, задают наиболее общие ориентиры научного исследования, способствуют выбору наиболее эффективных и оптимальных способов и средств достижения поставленных целей.

К важнейшим принципам диалектики относятся:

1) принцип объективности – исходит из признания объективных законов существования и развития природы и общества;

2) принцип всесторонности – выражает многообразные связи и взаимодействия всех явлений действительности;

3) принцип конкретности – требует учета различных условий места, времени и других факторов, изменяющих бытие предметов, явлений и процессов;

4) принцип историзма – предполагает изучение современного состояния предмета, реконструкции его прошлого и прогнозирования будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: