Компетентностно-ориентированные задания

Какие свойства человеческой природы подчеркивают философы в нижеследующих высказываниях? Что, на ваш взгляд, составляет ее основу?

а) «Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких, как способность питаться, двигаться, размножаться, чувства, разум и т.д.» (Т. Гоббс «Человеческая природа»);

б) «Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий … все наше достоинство – в способности мыслить» (Б. Паскаль «Мысли»);

в) «Человек по своему непосредственному существованию есть сам по себе нечто природное, внешнее своему понятию; лишь через усовершенствование своего собственного тела и духа, главным же образом благодаря тому, что его самосознание постигает себя как свободное, он вступает во владение собою и становится собственностью себя самого и по отношению к другим» (Г. Гегель «Философия права»);

г) «В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового и цель его существования» (Л. Фейербах «Сущность христианства»);

д) «Глубинное «я» человека связано с духовностью… Человек должен все время совершать творческий акт в отношении к самому себе… Это есть постоянная борьба с множественностью ложных «я» в человеке» (Н. Бердяев «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»);

е) «Я утверждаю: сущность человека и то, что можно назвать его особым положением, возвышается над тем, что называют интеллектом и способностью к выбору… То, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный всей жизни вообще … он обозначается словом дух… Способность к разделению существования и сущности составляет основной признак человеческого духа, который только и фундирует все остальные признаки» (М. Шелер «Положение человека в Космосе»).

Какие принципы исследования заключены в марксистском понимании человека? Можно ли свести человеческую сущность только к совокупности общественных отношений?

а) «Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность (ансамбль) общественных отношений» (К. Маркс «Тезисы о Фейербахе»);

б) «человек… смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» (К. Маркс «Капитал»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: