Биологическое и социальное в человеке

Человек – это биосоциальное существо, характеризующийся определенной совокупностью видовых признаков. К ним относятся продолжительность жизни и ее периодизация, процессы развития человеческого организма (способность осваивать пищу, язык, вторичные половые признаки и т.д.), физиологические и анатомические параметры, некоторые инстинкты (например самосохранения, пищевой) и др. Генетическая информация играет важную роль в развитии, как отдельного человека, так и человеческих обществ в целом. Так, исторически возрастающие показатели средней продолжительности жизни ограничены пределами средней биологической продолжительности жизни, нормальной для данного вида, которая, по оценкам экспертов, составляет от 77,2 г. до 87 лет. Биологически детерминированы соотношение полов у человека, фертильность женщин и сроки беременности, как бы ни различались показатели рождаемости у разных народов в разные эпохи. В генетической информации заложены многие особенности сознания и поведения людей, в частности способность к членораздельной речи и обмену культурной информацией посредством символов, на чем основывается письменность, книгопечатание, научная и техническая деятельность, включая использование компьютеров и т.д.

В генофонде человека содержатся многочисленные биологические особенности разных рас, составляющих человечество, в том числе не только внешние признаки (цвет кожи, анатомические пропорции тела, волосяной покров и т.д.), но и пропорционально неравномерное распределение среди них групп крови, особенности эритроцитов, иммунитета к различным болезням и др. У различных индивидов генетически обусловлены их рост, нормальный вес, передающиеся по наследству заболевания или предрасположенность к ним в виде доминантных и рецессивных генов.

Генетически детерминированы интеллектуальные способности людей. Их распределение среди отдельных индивидов, как это подтверждается многочисленными исследованиями, резко возрастает по мере приближения к средней величине и стремительно сокращается при отклонении от нее в обе стороны. Если принять средние интеллектуальные способности индивида за 100 баллов, то три четверти всех людей обладают ими в интервале 85–115 баллов. Лишь незначительные доли процента людей в полтора раза превышают средние способности. Крайне низкие показатели интеллектуальных способностей связаны с патологическими нарушениями умственной деятельности. Аналогичное распределение присуще и другим антропометрическим показателям, так что человечество в своем подавляющем большинстве состоит из сравнительно равных по своим умственным и физическим способностям индивидов.

С биологической точки зрения, каждый человеческий индивид является уникальным, ибо неповторим набор генов, которые он получил от родителей (за исключением однояйцевых близнецов). Эта неповторимость усиливается в силу взаимодействия биологических и социальных факторов в процессе индивидуального развития человека. Признание уникальности и самоценности каждого человека, бесконечного многообразия человеческого рода – важнейший философско-мировоззренческий факт, основополагающий принцип гуманизма.

Включенность человека в мир природы и мир общества порождает множество проблем, затрагивающих объяснение самой природы человека, его существования и развития. Главные из них – значение биологических различий между людьми в жизни общества и взаимодействие биологического и социального. В их решении можно выделить две крайние точки зрения: биологизаторскую и социологизаторскую.

Сторонники биологизаторских концепций (расизм, социал-дарвинизм, социобиология) абсолютизируют роль естественных, природных начал в человеке, переносят законы эволюции животного мира (естественный отбор, борьба за существование) на общественную жизнь. Так, тезисы о «врожденной» агрессивности людей, борьбе за существование между индивидами служат для объяснения превосходства одних групп людей, стран и народов над другими. Представители социологизаторского подхода (технократические теории) рассматривают человека как пассивное порождение, слепок социальных отношений, игнорируют биологические предпосылки человеческого бытия и воспринимают их в качестве только сырого материала для безграничного манипулирования во имя достижения социального идеала. В социологизаторских учениях социальное не только противостоит биологическому, но и оценивается как нечто более высокое и благородное.

Опасность такого рода теорий состоит не только в их претензии на «научное» описание природы человека, но и на обоснование определенных вариантов (расистских, националистических, технократических и пр.) программ социальных действий, направленных на защиту существующих социальных порядков или преобразование общества, решение конкретных или глобальных проблем человеческого существования.

Научная несостоятельность биологизаторского и социалогизаторского подходов заключается в односторонней трактовке природы человека. Биологическая природа человека как совокупность различных свойств выступает как исходная основа возникновения и существования людей, но недостаточная для объяснения самого человека и его истории. Человек и общество неразрывно взаимосвязаны. Только в рамках конкретных социальных образований формируется и развивается человек, осуществляет свою сознательную деятельность, в ходе которой он реализуется как человек, оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. По определению К. Маркса, сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений.

Таким образом, биологические и социальные факторы играют качественно разную роль в понимании человеческой сущности. Человек является биосоциальной целостностью. Признание социальной сущности человека не отрицает биологических особенностей отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как личностей, наделенных характером, волей, способностями, страстями, равно как и учитывает сложные взаимодействия социальных и биологических факторов. Индивидуальное и историческое развитие человека – процесс присвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества.

Диалектика биологического и социального в человеке имеет исторический характер. В настоящее время в связи с негативными последствиями научно-технического прогресса обострилась проблема сохранения человека как биологического вида. Антропогенные воздействия на человека не менее опасны, чем воздействия на окружающую среду. Например, растет интенсивность генетических мутаций, что косвенно выражается в увеличении среднего роста человека, увеличении числа наследственных заболеваний, росте числа дебилов и т.д. Резко усилилось психологическое давление на человека, связанное с загрязнением биосферы, увеличением нервно-психических нагрузок в процессе труда и общения между людьми, что приводит к стрессовым состояниям, раковым и сердечно-сосудистым заболеваниям и порождает нарушения в иммунной системе и т.д. Как показывают научные исследования, в условиях современной цивилизации возможности адаптации человеческого организма по целому ряду параметров достигли пороговых, критических пределов. Их переход может привести к необратимым, разрушающим биологическую организацию человека изменениям. Это заставляет во многом переосмыслить проблему соотношения биологического и социального в человеке. Осознание опасности тотального уничтожения человечества как вида и мобилизация средств для ее ликвидации становится насущной потребностью нашей эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: