Компетентностно-ориентированные задания

1. Каким философским учениям принадлежат следующие высказывания:

а) сознание могут существовать до материального и без него;

б) материальный мир есть форма инобытия Абсолютной идеи;

в) мир есть «не–Я», сотворенное нашим «Я»;

г) сознание вторично, ибо оно возникает как продукт развития материи;

д) сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит;

е) мысль – результат деятельности организма;

ж) противоположность материи и сознания абсолютна;

з) материя и сознание – это две равноценные субстанции;

и) материя и сознание человека результат творения духовной силы.

Проанализируйте нижеприведенные высказывания. Допустимо ли сведение духовных процессов к физиологическим, химическим или физическим? Можно ли понять природу человеческого мышления, изучая только мозг?

а) «Но если все способности души настолько зависят от особой организации мозга и всего тела, что, в сущности, они представляют собой не что иное, как результат этой организации, то человека можно считать весьма просвещенной машиной…» (Ж.О. Ламетри «Человек – машина»);

б) «Подобно тому, как нет желчи без печени, подобно тому, как нет мочи без почек, точно также нет мысли без мозга. Душевная деятельность представляет собой функцию или отправление мозговой субстанции» (Л. Бюхнер «Сила материи»);

в) «Основные законы, управляющие живой материей, являются, по всей вероятности, теми же самыми, которые управляют и поведением атомов, а именно – законами квантовой механики» (Б. Рассел «Человеческое познание»);

г) «Мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим процессам в мозгу, но разве этим исчерпывается сущность мышления?» (Ф. Энгельс «Диалектика природы»).

3. Сравните следующие высказывания и дайте им оценку:

а) «…из материи инертной, организованной известным образом, под воздействием другой инертной материи, затем теплоты и движения, получается способность ощущения, жизни, памяти, сознания, эмоций, мышления»
(Д. Дидро «Разговор Даламбера и Дидро»);

б) «Умственные способности человека и низших животных не отличаются по своему качеству, хотя и отличаются неизмеримо по степени. Различие же по степени, как бы оно ни было велико, не дает нам права относить человека к отдельному царству» (Ч. Дарвин «Происхождение видов путем естественного отбора»);

в) «В камне и растении можно найти те же самые существенные для жизни принципы, что и в человеческом организме, вся разница заключается в комбинации этих признаков, в числе, в пропорции, природе и форме органов» (Ж.Б. Робинэ «О природе»);

г) «…в фундаменте самого здания материи можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущениями» (В.И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм»);

д) «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи. Все живо, но условно мы считаем живым только то, что достаточно сильно чувствует» (К.Э. Циолковский «Монизм Вселенной).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: