Чувственное и рациональное познание

В процессе познания выделяют две основных формы (ступени) – чувственное и рациональное познание. По вопросу их роли и места в процессе познания в истории философии сформировались две противоположные позиции – эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от гр. опыт) – это направление в гносеологии, согласно которому фундаментом познания и критерием достоверности знания является чувственный опыт. Обоснованным может считаться только такое знание, которое в максимальной степени соответствует данным чувственного опыта, в основе которого лежат либо ощущения (сенсуализм), либо «чувственные данные» (неореализм), либо элементарные протокольные предложения языка (логический эмпиризм).

Сенсуализм (от лат. чувство) признает единственным источником знания ощущения, поэтому чувственное познание является достоверным. Материалистический сенсуализм (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Л. Фейербах и др.) рассматривает ощущения как отражения свойств предметов. Идеалистический сенсуализм (Дж. Беркли, Д. Юм и др.) вопрос об источнике ощущений оставляет открытым. Эмпиризм (Ф. Бэкон, т. Гоббс и др.) включает в себя сенсуализм, но не сводится к нему, так как в чувственный опыт входят как все внутренние переживания и состояния сознания, так и внешний опыт (например, практический опыт субъекта или наблюдение и эксперимент).

Рационализм (от лат. разумный) в лице Платона,
Р. Декарта, Г. Лейбница, Г. Гегеля и др. утверждает решающее значение в процессе познания мышления, хотя и не отрицает роли чувств как механизма связи разума с внешним миром. Рационализм Нового времени в качестве знания рассматривал только то, что вписывается в систему «врожденных идей» (Декарт, Спиноза) или в систему категорий и схем (Г. Гегель, неокантианцы). Неистинные знания – это результат действия эмоций (гнев, радость и т.д.), заставляющих разум отказываться от логических доводов или воли, которая вступает в конфликт с разумом. Развитие философии и науки показывает ограниченность обеих концепций. В свете современных представлений речь должна идти о взаимодополнительности и органическом единствечувственного и рационального познания.

Чувственное познание («живое созерцание») осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, осязание и др.) и представляет момент предметно-практической деятельности. Чувственное познание реализуется в трех основных и взаимосвязанных формах:

1) ощущения – отражение в сознании конкретного человека отдельных изменчивых свойств предметов и явлений действительности, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств; ощущения есть субъективный образ объективного мира, первоначальный источник наших знаний;

2) восприятие – форма живого созерцания, результатом которой является построение целостного образа предмета в совокупности всех его сторон при непосредственном контакте с ним (восприятие пространства, времени и движения);

3) представление – высшая форма чувственного познания, обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, который в данный момент не воздействует на органы чувств человека (образы памяти, образы воображения и др.).

Чувственному познанию присущи наглядная форма выражения, непосредственное взаимодействие человека с внешним миром, отражение преимущественно внешних сторон и отношений предмета, предварительное познание внутренних свойств и связей предмета на основе обобщения данных ощущений.

Рациональное познание осуществляется с помощью мышления – активного процесса обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающего раскрытие ее существенных признаков и связей и их выражение в системе понятий. Мышление – это конкретно-историческое явление, которое, в конечном счете, обусловливается развитием социальной жизни и практики. В европейской философской традиции принято выделять два основных уровня мышления – рассудок и разум.

Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование понятиями происходит в пределах неизменной и жестко заданной схемы (классифицировать, систематизировать, разделять, исчислять). Рассудок – это обыденное (житейское) мышление, которое строит свои рассуждения о конечных вещах, поэтому его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике.

Разум – высший уровень мышления, которому присуще творческое оперирование понятиями, постижение сущности вещей, коренных причин и движущих изучаемых предметов и явлений.

Основными формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это форма мышления, в которой отображаются наиболее существенные, объективные и необходимые стороны и связи предметов и явлений.

Суждение – форма мышления, фиксирующая любые свойства и отношения предмета, устанавливающая их наличие или отсутствие, утверждающая или отрицающая что-нибудь.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (суждений) выводится новое знание. Построение умозаключений должно подчиняться правилам формальной и диалектической логики.

Фундаментальными познавательными процедурами являются объяснение и понимание. Сущностью объяснения выступает переход от более общих знаний к более конкретным, подведение изучаемого явления под закон и причину. Объяснение дает возможность установить более глубокие связи между различными знаниями, осуществить прогнозирование будущих событий и процессов.

Понимание представляет собой познавательный акт постижения смысла того или иного явления, его места и значения в системе целого. Особенно велика роль понимания в социальном познании, где невозможно отвлечься от конкретных личностей, их мыслей и чувств, мотивов и целей поведения. В целом процедуры объяснения и понимания взаимодополняют друг друга и действуют в любой области человеческого познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: