Структура и динамика научного знания

Научное познание представляет собой сложную и развивающуюся систему знания, определенную целостность взаимодействующих между собой различных дисциплин и форм знания.

В структуре научного познания выделяют эмпирический и теоретический уровни. Как два особых типа исследовательской деятельности, эмпирическое и теоретическое познание имеют дело с разными аспектами действительности, что и определяет их специфические черты. Тем не менее, эмпирический и теоретический уровни познания тесно взаимосвязаны, поэтому граница между ними условна и подвижна.

Эмпирический уровень научного познания характеризуют доминирование живого созерцания и непосредственная направленность на объект; ориентация на изучение внешних связей и зависимостей, существующих между явлениями; подчиненное значение рациональных форм познания. В эмпирическом исследовании применяются особые понятийные средства. Смыслом эмпирических понятий являются эмпирические объекты – особые абстракции, выделяющие в действительности определенный набор характеристик и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих строго фиксированным набором свойств. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков. Например, в опытах Био и Савара было обнаружено магнитное действие электрического тока, которое фиксировалось по поведению магнитной стрелки находящейся вблизи прямолинейного провода с током. Провод с током имеет бесконечное число признаков (толщина, длина, форма, вес и др.), но при описании данного опыта в эмпирическом термине «провод с током» были выделены только такие признаки, как: быть на определенном расстоянии от магнитной стрелки; быть прямолинейным; проводить электрический ток определенной силы. Все остальные свойства не имеют значения, от них абстрагируются в эмпирическом описании.

Основными методами эмпирического познания выступают наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, измерение.

Наблюдение – это специально организованное и целенаправленное восприятие объектов, дающее первичную информацию об их внешних свойствах и связях.

Эксперимент предусматривает активное и целенаправленное исследование объекта в искусственно созданных и контролируемых условиях.

Описание состоит в фиксации результатов опыта с помощью принятых в науке знаковых средств и ориентировано на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.

Сравнение представляет собой операцию по выявлению сходства или различия объектов и явлений.

Измерение – это процедура определения количественных значений свойств изучаемого объекта.

Эмпирическое познание предполагает осуществление следующих познавательных операций:

· сбор, обобщение, перепроверка, рациональная обработка данных наблюдения и поиск в них устойчивого содержания;

· истолкование выявляемого в наблюдениях устойчивого содержания, используя ранее полученные теоретические знания.

В результате происходит формирование особого типа знания – эмпирического факта (достоверного, объективного знания о явлениях и связей между ними), который выступает основой теории.

Теоретический уровень научного познания характеризуют отсутствие непосредственного взаимодействия с объектами; преобладание рациональных форм познания; постижение внутренних, сущностных связей и законов существования исследуемых объектов; направленность на себя (исследование самого процесса познания, его форм, методов, понятий и т.д.). Главная задача теоретического познания состоит в том, чтобы дать целостный образ изучаемого явления, получить объективную истину во всей ее полноте и конкретности.

В качестве ведущего понятийного средства теоретического исследования выступают особые абстракции – теоретические идеальные объекты. Их примерами могут служить материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальный товар, который обменивается на другой строго в соответствии с законом стоимости (происходит абстрагирование от колебания рыночных цен), идеальная популяция (где особи скрещиваются равновероятно) и др. В отличие от эмпирических объектов, теоретические идеальные объекты наделены не только признаками реальных объектов, но и признаками, которые отсутствуют у любого реального объекта. Так, материальная точка – это тело, лишенное размера, но концентрирующая в себе всю массу тела. Таких тел в природе нет. Они являются результатом мысленного конструирования, при котором происходит абстрагирование от несущественных характеристик и связей предмета и строится идеальный объект – носитель только сущностных связей. В реальной действительности сущность нельзя отделить от явления, одно выражается через другое. Задачей теоретического познания выступает исследование сущности в чистом виде. Ее и позволяет решить введение в теорию абстрактных, идеальных объектов.

На теоретическом уровне научного познания используются, прежде всего, такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент, формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному знанию.

Идеализация – прием мысленного конструирования абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности, представляющих некоторые предельные случаи реальных объектов, выражающих только их сущностные связи.

Мысленный эксперимент – это операция с идеальными объектами, замещающая реальный эксперимент.

Формализация заключается в отражении содержания знания в формализованном языке – знаки, символы, формулы.

Аксиоматический метод представляет собой способ построения знания, при котором задается набор исходных аксиом и из них по специальным правилам строится система выводных предположений.

Гипотетико-дедуктивный метод предусматривает создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, утверждения которой о действительности уточняются и конкретизируются в ходе опытной проверки.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному предполагает движение научной мысли от исходной абстракции через последовательные этапы к целостному воспроизведению исследуемого предмета.

Как высший тип познавательной деятельности теоретическое познание существует в определенных формах – проблема, гипотеза, теория, одновременно представляющих собой основные этапы построения и развития знания на теоретическом уровне.

Проблема – форма знания, фиксирующая обнаружение в известном чего-то неизвестного, подлежащего раскрытию и объяснению (знание о незнании). Научная проблема возникает как следствие противоречия в отдельной теории, или при конфликте двух различных теорий, или в результате столкновении теории с наблюдениями. Развитие науки есть переход от одних проблем к другим – от менее глубоких к более глубоким.

Гипотеза – форма знания, содержащая научное допущение или предположение, сформулированное на основе некоторых фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки и обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, третьи отбрасываются.

Теория – наиболее развитая форма знания, выражающая существенные и закономерные связи изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности (система законов). Например, классическая механика И. Ньютона, эволюционное учение Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна и др. Любая научная теория должна отвечать следующим требованиям:

· не противоречить фактам;

· быть проверяемой;

· отличаться логической простотой предпосылок, красотой и гармоничностью;

· иметь широкую область своего применения;

· указывать путь создания новой, более широкой теории.

Основными функциями теории выступают: объяснительная (выявление зависимостей и связей данного явления, его существенных свойств, его происхождение и развитие и т.п.) и предсказательная (выводы на основе теории о существовании не известных ранее фактов, объектов, их свойств и связей или таких событий, которые могут произойти в будущем).

Общелогические методы научного исследования применяются на обоих уровнях научного познания. К ним относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование.

Анализ – это метод мысленного разделения объекта на составные части, выделение отдельных признаков, сторон целого, а синтез – объединение частей, выделенных в результате анализа, в органическое целое, т.е. качественно новое образование. Индукция выражает движение мысли от единичного и частного к общему, а дедукция – обратное восхождение познания от общего к единичному. Абстрагирование есть мысленное отвлечение от ряда свойств объекта с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. Обобщение состоит в установлении общих признаков предмета, а аналогия представляет собой вывод о сходстве объектов в одних признаках на основе их сходства в других признаках. Моделирование предполагает изучение предметов и явлений путем исследования замещающей их копии.

Научное познание – это сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания, которая регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявлением и разработкой такой системы правил и методов, организующих и регулирующих процесс научного познания, занимается методология науки. В системе логико-методологических средств современной науки можно выделить следующие методы:

· философские (диалектический, феноменологический, герменевтический и др.);

· общенаучные методы (занимают промежуточное положение между философией и специальными науками);

· частнонаучные (применяются в той или иной отрасли науки);

· дисциплинарные методы (свойственны определенной научной дисциплине);

· методы междисциплинарного исследования (возникают как сочетание различных методов научных дисциплин).

Научное познание, как и все человеческое познание, неразрывно связано с творчеством – высшей формой активности человека, процессом человеческой деятельности, в ходе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Важную роль в творчестве играет интуиция – способность непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и доказательств. Для интуитивного познания характерна свернутость рассуждений, осознание не всего их хода, а отдельного наиболее важного звена, в частности окончательных выводов. Интуиция основывается на единстве чувственных и рациональных знаний.

Кроме двух уровней в структуру научного знания входят его основания. Они определяют целостность научного знания, стратегию научных исследований и включение их результатов в систему культуры, перспективы развития научного знания.

Основания научного знания составляют:

1) целевые и ценностные установки науки, которые выражают идеалы и нормы обоснования, описания, объяснения, построения и организации знания;

2) научная картина мира как система общих представлений о мире, результат синтеза знаний различных наук на определенном этапе исторического развития науки, задающая программу научного поиска;

3) философские основания науки – философские идеи и принципы, обосновывающие полученные наукой знания и обеспечивающие их включение в культуру, активно участвующие в создании новых научных теорий.

Важнейшей характеристикой научного знания является его динамика. В философии науки выделяют три основные модели исторического развития науки.

Кумулятивистская модель (П. Дюгем, Э. Мах) утверждает идею поступательного и непрерывного развития науки, согласно которой предшествующее развитие науки есть предпосылка и предистория современного состояния науки. Научную ценность представляют лишь те элементы науки прошлого, которые соответствуют современным научным теориям.

Революционистская модель (А. Койре, И. Лакатос,
К. Поппер) считает, что история науки – это непрерывная цепь научных революций. Механизм движения науки был представлен в работе Т. Куна «Структура научных революций» через понятие парадигма – совокупность научных положений и принципов, признанных научным сообществом, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений. Развитие науки происходит путем диалектического баланса «нормальной науки» (постепенность, плавность, непрерывность) и научных революций (прорыва, скачка в область неизведанного).

В модели «кейс стадис» (Т. Пинч) или ситуативном исследовании главное внимание уделяется не логике развития науки, а индивидуальности и особенности малого по объему научного события (научный диспут, научное открытие в конкретном коллективе ученых и др.). Модель «кейс стадис» позволяет рассматривать сквозь призму единичного эпизода из истории науки ее предшествующие, а возможно и будущие события, отображающие развитие науки с неожиданной стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: