К каким философским течениям относятся авторы суждений? В чем состоят сильные и слабые стороны их познавательной позиции?

а) «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» (Дж. Локк «Опыт о человеческом разумении»);

б) «В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума» (Г. Лейбниц «Новые опыты о человеческом разумении»).

9. Какие критерии истины выделяются в данных высказываниях философов? Проанализируйте их. Дайте свое определение критерия истины:

а) «Истина – дочь времени» (Ф. Бэкон «Новый Органон»);

б) «…истинность знания – это согласие знания со
всеобщими формальными законами рассудка и разума»
(И. Кант «Критика чистого разума»);

в) «…истина есть соответствие мышления предмету, и для того чтобы создать такое соответствие – ибо само по себе оно не дано как нечто наличное – мышление должно подчиняться предмету, сообразовываться с ним» (Г. Гегель «Наука логики»);

г) «…в мериле истины заключается понятие добросовестности…» (В.С. Соловьев «Теоретическая философия»);

д) «…в философии истина – вовсе не копирование действительности и не теоретическое доказательство, а прежде всего – манифестация творческого Духа, созидание чего-то нового в бытии» (Н.А. Бердяев «Смысл творчества»);

е) «…утверждение, суждение, высказывание или мнение истинно, если, и только если, оно соответствует фактам» (К. Поппер. Логика и рост научного знания).

10. В процессе познания человек открывает:

а) только абсолютные истины;

б) только относительные истины;

в) относительные и абсолютные истины;

г) относительные истины, содержащие в себе элементы абсолютной.

11. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна;

д) относительна;

е) конкретна.

12. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии, – это:

а) ложь;

б) заблуждение;

в) иллюзия;

г) предрассудок;

д) ошибка;

е) суеверие.

13. Ответьте на нижеприведенные вопросы:

а) что такое познание, знание, информация;

б) какую роль в познании играет «опыт» и «практика»;

в) каковы причины агностицизма и скептицизма;

г) почему ощущения – это субъективный образ объективного мира;

д) являются ли синонимами понятия «истина» и «правда»;

е) как соотносятся друг с другом понятия «заблуждение» и «ошибка», «заблуждение» и «ложь»;

ж) в чем заключается диалектика абсолютной и относительной истин?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: