а) «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» (Дж. Локк «Опыт о человеческом разумении»);
б) «В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума» (Г. Лейбниц «Новые опыты о человеческом разумении»).
9. Какие критерии истины выделяются в данных высказываниях философов? Проанализируйте их. Дайте свое определение критерия истины:
а) «Истина – дочь времени» (Ф. Бэкон «Новый Органон»);
б) «…истинность знания – это согласие знания со
всеобщими формальными законами рассудка и разума»
(И. Кант «Критика чистого разума»);
в) «…истина есть соответствие мышления предмету, и для того чтобы создать такое соответствие – ибо само по себе оно не дано как нечто наличное – мышление должно подчиняться предмету, сообразовываться с ним» (Г. Гегель «Наука логики»);
г) «…в мериле истины заключается понятие добросовестности…» (В.С. Соловьев «Теоретическая философия»);
д) «…в философии истина – вовсе не копирование действительности и не теоретическое доказательство, а прежде всего – манифестация творческого Духа, созидание чего-то нового в бытии» (Н.А. Бердяев «Смысл творчества»);
|
|
е) «…утверждение, суждение, высказывание или мнение истинно, если, и только если, оно соответствует фактам» (К. Поппер. Логика и рост научного знания).
10. В процессе познания человек открывает:
а) только абсолютные истины;
б) только относительные истины;
в) относительные и абсолютные истины;
г) относительные истины, содержащие в себе элементы абсолютной.
11. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
а) абстрактна;
б) объективна;
в) субъективна;
г) абсолютна;
д) относительна;
е) конкретна.
12. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии, – это:
а) ложь;
б) заблуждение;
в) иллюзия;
г) предрассудок;
д) ошибка;
е) суеверие.
13. Ответьте на нижеприведенные вопросы:
а) что такое познание, знание, информация;
б) какую роль в познании играет «опыт» и «практика»;
в) каковы причины агностицизма и скептицизма;
г) почему ощущения – это субъективный образ объективного мира;
д) являются ли синонимами понятия «истина» и «правда»;
е) как соотносятся друг с другом понятия «заблуждение» и «ошибка», «заблуждение» и «ложь»;
ж) в чем заключается диалектика абсолютной и относительной истин?