Сущность и особенности научного познания

Ведущей формой человеческого познания является наука – специфическая форма духовной деятельности, непосредственно направленная на производство знаний о мире, постижение истины и открытие объективных законов. Наука выступает как целостное образование – система знаний, духовное явление и социальный институт. Как определенный способ духовного производства наука является органическим компонентом культуры и находится
в тесной связи с духовным состоянием общества. Формирование науки как системы происходит в Новое время (XVI–XVII вв.), в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени наука начинает развиваться самостоятельно, превращаясь в важнейший компонент общественной жизни.

В истории науки можно выделить два этапа ее развития. На первом этапе зарождения науки (преднауки) познание имеет дело с предметами и способами их изменения, с которыми человек постоянно сталкивается в производстве и обыденном опыте. Эти предметы, их свойства и отношения фиксировались в форме идеальных объектов, с которыми мышление оперировало как со специфическими заместителями объектов реального мира. Соединяя исходные идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, преднаука строила модели тех изменений предметов, которые могли быть реализованы на практике. Примерами таких моделей могут служить знания об операциях сложения и вычитания целых чисел – идеальная схема практических преобразований, осуществляемых над совокупностями предметов.

На втором этапе науки в собственном смысле, формируется новый способ построения знания. Он состоит в построении схем предметных отношений за счет переноса уже созданных идеальных объектов из других областей знаний и объединение их в новую систему без непосредственного обращения к практике. Такой способ построения знания утверждается вначале в математике, а потом распространяется и на область естествознания, получив названия метода выдвижения гипотетических моделей реальности с их последующим прямым или косвенным обоснованием опытом. Благодаря методу гипотез научное познание как бы освобождается от жесткой связи с наличной практикой и начинает прогнозировать способы изменения объектов, которые можно использовать в будущем. На этой стадии развития науки наряду с эмпирическими законами (их знала и преднаука) формируется особый тип знания – теория.

Усиление значимости науки в современном мире характеризуют ее социальные функции. Прежде всего, это культурно-мировоззренческая функция (формирование мировоззрения человека, включение научных знаний в систему общего образования); функция непосредственной производительной силы (синтез науки, техники и производства: превращение науки в мощный источник совершенствования средств производства, создание постоянных каналов для практического использования научных знаний); функция социальной силы (непосредственное включение науки в процессы социального развития, ее комплексное воздействие на общественную жизнь). Порядок перечисления этих функций отражает исторический процесс возникновения и расширения каналов взаимодействия науки с обществом.

Возрастающая роль науки в жизни общества породила ее особый статус в современной культуре. В этой связи актуализируется проблема специфики научного познания и его социальной обусловленности и взаимодействия с различными явлениями материальной и духовной культуры, которая имеет не только теоретическую, но большую практическую значимость. Исследование особенностей науки выступает важнейшим условием внедрения научных методов в управление процессами развития общества, создание теории управления самой наукой в условиях ускорения научно-технического прогресса.

Отличительными признаками научного познания являются:

· ориентация на предметное и объективное исследование законов функционирования и развития действительности (исключение субъективных факторов из состава порождаемого знания);

· установка на получение не только знаний, обслуживающих сегодняшнюю практику, но и создание задела знаний для будущих форм и способов практического освоения и изменения мира;

· использование искусственного, специального языка для описания и четкой фиксации изучаемых объектов (понятия, символы, формулы, графики и т.д.);

· применение особой и сложной системы специальных средств познания (измерительные инструменты, приборные установки и др.) для непосредственного воздействия на изучаемый объект и выявление его возможных свойств и состояний в условиях, контролируемых субъектом;

· системность, обоснованность и доказательность полученного знания (процедуры выводимости одних знаний из других, истинность которых уже доказана, что обеспечивает связанность различных фрагментов знаний);

· осознанное использование специальных методов исследования, позволяющих вычленить и зафиксировать объект исследования, формирование знаний о методах научной деятельности;

· наличие особой системы ценностных ориентаций и целевых установок, основными из которых являются ориентация на поиск объективной истины как высшей ценности и установка на постоянный рост знания, получение нового знания.

Наука нацелена на выявление причинно-следственных связей природного и социального мира. Научные истины носят объективный и обязательный характер, но претендуют на абсолютность только в строго очерченных пределах, так как описывают конечные и конкретные объекты и явления. В этом смысле научное знание никогда не может быть полным и исчерпывающим, оно всегда ориентировано на открытие новых истин, нередко радикально меняющих прежние теории.

Наука рассматривает мир сквозь призму предметов и законов, которым они подчиняются. Но мир человеческих отношений не укладывается полностью в такую модель, потому что существуют такие аспекты бытия, которые не выступают как жизнь предметов и объектов. В таких состояниях человек выступает как сознательное и творческое существо, как свобода и порыв духа. Человек не может жить только по законам устройства мира, ибо ему для полноценного существования нужны вера, любовь, надежда. Принципиальные трудности, с которыми сталкивается наука при решении ценностных, смысложизненных проблем, обнаруживают сферу ее компетенции, вынуждают обращаться к понятиям и разработкам философии, религии, искусства и других форм и типов человеческого познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: