форме таблицы (За каждое правильное соответствие -1 балл. Максимум- 7 баллов)
Понятие | Содержание | ||
Аристокра́тия | А | одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. | |
Геронтокра́тия | Б | форма правления, при которой все граждане обладают равными политическими правами. | |
Автокра́тия | В | принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим | |
Изократия | Г | форма правления, когда решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей. | |
Плутократия | Д | форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати | |
Идеократия | Е | идеологическое клише, применяемое к правительству, контролируемому мошенниками, использующими преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния | |
Клептокра́тия | Ж | термин для обозначения общественного строя, основанного не на предании и не на материальных интересах, а на сознательных идеях |
Блок II. (до 30 баллов)
|
|
Перед вами – высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными.
Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.
Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям:
1) умение выделить проблему, поставленную автором, обосновать её значимость для общественных наук и социальной практики – до 5 баллов
2) умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения по указанной обществоведческой проблеме (необходимо сформулировать Вашу точку зрения на обществоведческую проблему, а не выразить отношение к авторскому высказыванию – согласие или несогласие с авторским высказыванием)- до 3 балла
3) уровень аргументации- до 17 баллов
а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.);
4) умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы – до 5 баллов
1. Нас формируют те поступки, которые мы совершаем (Аристотель)
|
|
2. При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается. (Саллюстий)
3. Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью (Н.Макиавелли)
4. Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников (Лао-Цзы)
5. Если жена заговорила об экономии, значит, ваши акции начали падать. Оноре де Бальзак
6.«Свобода – есть право на неравенство». Н.А. Бердяев
7. Не таков ли обычный ход прогресса, что делаются изобретения и материальные усовершенствования, которые разрушают нравственный порядок жизни. Когда же этот беспорядок становится очень тяжелым, поднимаются нравственные вопросы... (Толстой)
8. «Разделяй и властвуй» – мудрое правило, но «объединяй и направляй» ещё лучше (Гёте)
9. Князь Шэ спросили, что значит управление государством. Учитель ответил: «Это когда радуются те, что близко. И приходят те, что далеко». Конфуций
10. «Общества как такового не существует: есть только мужчины и женщины. Ах да, ещё семьи» Маргарет Тэтчер