Викарное научение в социализации

В результате викарного научения усваивается мимика, пантомимика, манеры речи и поведения общения. Это усвоение приводит к идентификации с поведенческой моделью в такой степени, что даже у ученых создается впечатление о наследственном характере приобретенных особенностей социального поведения. Мать, страдающая болезнью сердца вследствие викарного научения может сформировать симптомы стенокардии у ребенка, в которых ученый видит наследственную, а не приобретенную симптоматику.

Викарное научение является основой усвоения речевого поведения и даже мышления- В обыденном речевом общении ребенок постепенно начинает усваивать не только речевые обороты, но и определенные умственные операции и стиль мышления. Разговоры родителей по поводу некоторых часто встречающихся обстоятельств жизни и истолкование ими типичных фактов способствует формированию у ребенка не только речевых шаблонов, но и логике мышления. Представление о том, что формулы логики закрепляются в результате повторения логических действий самими учащимися -отражает только часть научения речи и мышлению. Научение в большей мере происходит вследствие того, что логические фигуры мышления закрепляются в умственном поведении ребенка вследствие повторяющихся восприятии моделей мышления и речи других.

Одним из недостаточно понятых и даже таинственных явлений социальной жизни людей является трудно предсказуемое распространение определенных вкусов или моды. В контексте нашего подхода очевидно, что если дурной вкус, стиль поведения, получают одобрение от других, то у наблюдателя тоже формируются дурной вкус и соответствующий стиль поведения. Только одна весьма эксцентрично одетая красивая девушка может с огромной силой распространить свой дурной вкус, если парни на данном потоке курса будут настойчиво обращать внимание на нее. Внимание является подкреплением и большинство перенимающих дурной вкус не понимают того, что внимание парней вызвано ее естественной красотой, а не вкусом. А эксцентричность не представляет собою ценности, а только средство обратить на себя внимание. Положительный герой фильма, эффективно и красиво совершающий насилие над плохими людьми, в конечном счете, формирует у наблюдателя агрессию и склонность к насилию, которые получают положительное викарное подкрепление. Когда же поведение возникло, оно может быть направлено не только против плохих людей. Современное кино обучает подрастающее поколению преступлениям не меньше, чем места заключения. Оно превратилось в весьма эффективный домашний университет подготовки кадров уголовного мира.

Личность может быть описана особенностями черт ее составляющих. Развитие личности всегда представляет собою развитие черт ее. Викарное научение способствует формированию черт личности: восприятие ребенком поведения педантичного родителя, если оно одобряется авторитетными членами семьи, например, матерью, способствует становлению аккуратности у детей, независимо от того обращают внимание родители на соответствующие свойства поведения детей или нет.

Дети научаются речи сами, без специального обучения. Если заинтересоваться ролью обычного и викарного научения то придется констатировать, что примерно на 80 процентов речь возникает в результате викарного научения. При этом усваиваются и дефекты речи своего окружения. Родители имеют обыкновение демонстрировать речевые успехи детей. Однажды в гостях девочка взобравшись с ногами на стул стала громко читать стихи с ужасным дефектом речи. Мама заметила: "Катя! Не надо как папа. Рассказывай как бабушка!" Девочка сразу же устранила дефект, как будто что-то в ней переключилось, и прочитала тот же стих из А.Барто с превосходной дикцией. Оказывается, она любила папу больше, чем бабушку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: