Последствия восприятия поведения

Любое действие имеет свои последствия. Восприятие - не исключение. Наблюдаемое поведение имеет не только информативное, но и стимулирующее значение. Здесь, невидимому, действует эмоциональное заражение. Когда простодушные мальчишки увидели, с каким наслаждением Том Сойер красит забор, то все захотели красить и ради этого могли отказаться от других удовольствий.

Восприятие моделей поведения облегчает формирование ожиданий, которые возникнув способствуют появлению в наблюдателе программ соответствующего поведения. Причем это происходит независимо оттого, совершает эти поведения сам наблюдатель или нет. Друзья Тома, невидимому, никогда не красили заборы, но быстро этому- научились, так как видели как это делается. На скорость становления ожиданий оказывает влияние значимость наблюдаемого поведения. Поведение, соответствующее системе ценностей наблюдателя усваивается быстрее, чем противоречащее ей.

Викарное научение происходит и в научении умственных операций и стиля мышления. Когда в речи другого человека и его поведении мы улавливаем ход его мыслей, то усвоение их находятся в зависимости от того возрастает ли благополучие этого другого человека, получает ли он эмоциональные подкрепление. Оказывается, что мысли человека, который сразу же после их высказывания получает положительное подкрепление усваиваются наблюдателем немедленно, а при отрицательном подкреплении - не усваиваются. Вы невольно начинаете верить человеку, который вам рассказывает каким образом он вылечился и имеет отменное здоровье. Его образ мыслей усваивается лучше, чем если бы он был неблагополучен.

Эта закономерность способствует научению многим нашим эмоциям. Если некоторая ситуация в другом человеке вызывает неприятную эмоцию, то в наблюдателе происходит викарное научение, в результате которого происходит связывание ситуации с неприятным переживанием другого человека. Если наблюдатель с этим человеком связан эмоционально, любит его, то в наблюдателе происходит научение той эмоции, которую переживает любимый человек. Поэтому для того чтобы быть обидчивым или ревнивым нужно иметь обидчивую и ревнивую мать. Точно так же наслаждению успехом или удовольствиям от еды ребенок в большей мере обучается вследствие восприятия удовольствия успехом, или наслаждения от еды любимого человека. Такие эмоции как обида, вина, зависть, гордость, отвращение, страх в значительной мере являются следствием викарного научения, а именно восприятия переживания этих эмоций в другом.

Если мы знаем, каким образом возникают эти эмоции, то можем и установить способы их изживания. Избавление от обиды или иной неприятной эмоции является сильным положительным подкреплением.

Если вы кратко и просто опишете другому человеку те ходы мыслей и те умственные операции, с помощью которых вы легко избавляетесь от обиды или ревности, то ваш слушатель немедленно усваивает этот ход мыслей, даже если он в данный момент не обижен или не испытывает ревности.

Наблюдаемое поведение может способствовать развитию или угашению эмоций, если наблюдаемое поведение эмоционально и получает или не получает подкрепления. Если ребенок видит, что когда кто либо из домашних обижается другие реагируют на его обиду чувством вины и хотят ее загладить, то в нем формируется обидчивость. Воздействие научения усиливается если ребенок видит, что мама может управлять поведением папы путем переживания обиды. Это как раз и способствует путем викарного научения формированию у ребенка обидчивости способности обижаться. Если же другие, к примеру в воспитательных целях, перестанут реагировать на обиду, то это будет способствовать угашению обиды и обидчивости.

Викарное научение способствует и развитию потребностей человека, если мы наблюдаем потребностный цикл другого человека: возбуждение потребности и ее удовлетворение. Например, восприятие ситуации, в которой активизируются ожидания повышения престижа и признания, поведения значимого человека, направленного на повышение престижа и удовлетворения этой потребности через признание и восхищение других людей, высоко оценивающих полученный результат, способствует в наблюдателе формирование функциональных элементов потребности в престиже то есть установки на получение специфического одобрения от других, например, за успешное исполнение какого-либо дела. Если старшего брата награждают за успех, мотивация достижения формируется и у младшего, который это видит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: