Отрицательный и положительный перенос

Перенос может быть отрицательным, когда предшествующая деятельность ухудшает усвоение последующей деятельности. Так, научившись печатать на машинке с одним распределением шрифта, человек испытывает большие трудности при усвоении печатания на машинке с другим расположения шрифта. При этом он делает больше ошибок, по сравнению с тем, если бы он вовсе не умел печать на машинке.

Положительным называется такой перенос, при котором предшествующая деятельность повышает эффективность научения последующей. Это научение связано с переносом различных функциональных элементов структуры одного действия в другое.

Действие переноса зависит от сходства или различия двух действий. Здесь возможны четыре варианта.

Если у двух, предшествующего и последующего действия цели и способы ее достижения сходны, то происходит интенсивный перенос. Очевидно, городской житель, занимающийся скалолазанием быстрее научится взбираться на дерево, чем тот, кто никогда не взбирался по отвесным стенам. Папуас же упадет в траву в припадке безудержного смеха, когда увидит, что скалолаз попытается взобраться по длинному и гладкому стволу дерева с помощью своих привычных инструментов. Через пять минут после того, как у него припадок смеха пройдет, он покажет как это делается, непостижимым образом цепляясь примитивным крючками за ствол и ступая ступнями по вертикальному стволу как по асфальту.

Очевидно, что если же цели сходны, а способы достижения их различны, то происходит негативный перенос, так как предшествующее действие ухудшает эффективность последующего.

Если же способы достижения цели (планы и программы) первого и последующего действий сходны, а цели различны, то наблюдается слабый положительный перенос. Конечно, скалолаз быстрее научится у папуаса пользовать его методом, чем обыкновенный городской житель.

Если же цели идентичны, а способы их достижения противоположны, то наблюдается наибольший отрицательный перенос, то есть предшествующее действие дезорганизует и препятствует научению последующему действию, что заметит каждый севший в английскую или японскую машину с рулем справа. В г. Балашове я видел могилы пятидесятых года, когда десятки военных летчиков погибли в мирное время вследствие того, что расположение кнопок и рычагов управления на пульте управления самолета были усовершенствованы без учета прошлых навыков летчиков.

Можно предполагать, что в патогенезе имеет место наличие положительного переноса в научении симптомам. Например, склонность организма реагировать воспалением в одной части тела облегчает возникновение этих симптомов в другой. Желудок реагирующий кислым соком на белковую пищу сохранит свое обыкновение реагировать подобным образом и на углеводную пищу, если она сохранит некоторые признаки первой. Например общепитовские котлеты рассматриваются желудком как белковая пища, а на самом деле они на две трети состоят из углеводов. Несварение в этом случае можно рассматривать как следствие положительного переноса.

То, что мы узнали, позволяет уточнить некоторые фундаментальные понятия научения. Так называемая генерализация реакций на стимул можно рассматривать как содержащий в себе положительный перенос, а научение различению как отрицательный перенос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: