К ним в первую очередь относят так называемые “вольные города”. Это — обобщенное понятие. Данный термин применяется не только к городам, но и к определенным районам. В одном случае соответствующее образование называли вольным городом, в другом — свободной территорией или зоной (например, Вольный город Данциг, Свободная территория Триест)1.
В принципе вольные города создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межгосударственных отношениях напряженности, возникающей по поводу принадлежности какой-либо территории.
Вольный город создается на основе международного договора или решения международной организации и представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью.
Он имеет свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство.
Его вооруженные силы носят чисто оборонительный характер либо являются не вооруженными силами в традиционном понимании, а скорее силами по охране границ и поддержанию правопорядка.
|
|
Создатели вольного города обычно предусматривают способы контроля за соблюдением его статуса, например назначают с этой целью своих представителей или представителя.
На международной арене вольные города представляют либо заинтересованные государства, либо международная организация. Статус Вольного города Данцига, существовавшего в период между двумя мировыми войнами, был гарантирован Лигой Наций, а во внешних сношениях интересы города представляла Польша.
Свободная территория Триест, созданная на основе мирного договора с Италией 1947 года и разделенная между Италией и Югославией соглашением 1954 года, находилась под защитой Совета Безопасности ООН.
Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена.
Внешне Ватикан (Святейший престол) обладает почти всеми атрибутами государства — небольшой территорией, органами власти и управления.
О населении Ватикана, однако, можно говорить только условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви.
Вместе с тем Ватикан — не государство в социальном смысле, как механизм управления определенным обществом, им порожденный и его представляющий. Скорее он может рассматриваться как административный центр католической церкви. Особенность его статуса заключается, помимо всего прочего, в том, что он имеет дипломатические отношения с рядом государств, которые официально признают его субъектом международного права1.
Такое признание практически означает констатацию политической роли католической церкви2.
Мальтийский орден в 1889 году был признан суверенным образованием. Местопребывание ордена — Рим.
Его официальная цель — благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами.
Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность — правовая фикция.