СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ.
1. Предметная сфера философии науки………………………………………….7
2. Понятие науки. Основные аспекты бытия науки……………………………12
3. Эволюция подходов к анализу науки………………………………………...16
4. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки…………….…21
5. Позитивистская традиция в философии науки………………………………23
6. Расширение поля философской проблематики в позитивистской
философии науки. Концепции К.Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна,
П.Фейерабенда, М. Полани………………………………….………………..28
7. Социологический и культурологический подходы к
исследованию развития науки………………………………………….……..37
8. Проблема интернализма и экстернализма в понимании
механизмов научной деятельности…………………………………………...40
9. Базисные ценности современной цивилизации.
Ценность научной рациональности………………………………………….43
Тема 2. МЕСТО И РОЛЬ НАУКИ В РАЗВИТИИ
КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ
|
|
1. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание………………..46
2. Особенности и структура научного познания……………………………….51
3. Наука, философия, искусство………………………………………………....56
4. Функции науки. Роль науки в современном
образовании и формировании личности……………………………………..65
Тема 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ
СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
1. Генезис науки и проблема периодизации ее истории.
Преднаука и наука…………………………………………………………….70
2. Культура античного полиса и становление
первых форм теоретической науки……………………………………….….74
3. Средневековая наука. Организация науки
в средневековых университетах. Формирование
опытной науки в новоевропейской культуре……………………………..…78
4. Наука в собственном смысле слова: классическая наука,
неклассическая и постнеклассическая наука…………………………..……84
5. Формирование науки как профессиональной деятельности.
Возникновение дисциплинарно организованной науки……………………88
6. Становление социальных и гуманитарных наук……………………………98
Тема 4. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1. Научное знание как система.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания……………….106
2. Особенности и структура эмпирического исследования.
Эмпирические факты………………………………………………………….109
3. Специфика теоретического познания.
Структура и функции научной теории……………………………………….114
4. Основания науки. Идеалы и нормы исследования.
Научная картина мира. Философские основания науки……………………120
|
|
Тема 5. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС
ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ.
1. Динамика научного знания: модели роста…………………………………..131
2. Формирование первичных теоретических моделей и законов…………….136
3. Становление развитой научной теории……………………………………...139
4. Проблемные ситуации в науке. Проблема включения
новых теоретических представлений в науку………………………………142
5. Общие закономерности развития науки…………………………………….149
Тема 6. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ.
1. Традиционность науки и виды научных традиций.
Традиции и новации………………………………………………………….153
2. Научные революции как перестройка оснований науки………………….156
3. Глобальные научные революции,
их социокультурные предпосылки………………………………………….160
4. Первая научная революция и формирование
научного типа рациональности……………………………………………...165
5. Вторая глобальная научная революция……………………………………..170
6. Третья глобальная научная революция……………………………………..179
7. Четвертая глобальная научная революция…………………………………184
8. Смена типов научной рациональности……………………………………..189