Поскольку философия науки имеет своим непосредственным предметом то, что называется «наука» и что с ней происходит в историческом процессе, надо в первую очередь разобраться в сущности реальной науки. Только глубоко и всесторонне уяснив сущность науки, можно методологически верно разобраться во всех остальных проблемах бытия и функционирования научного знания. В этом причина того, что философия науки рассматривает своей исходной категорией не сам по себе внешний мир, воспринимаемый наукой, а собственно науку, в которой внешний мир преобразуется в субъективный мир, т.е. во внутренний мир познающего его субъекта.
Множество людей, не сведущих ни в философии, ни в самой науке, легко определяют науку, объясняют ее сущность, принципы и законы, однако среди науковедов бытует мнение о чрезвычайной сложности системно-целостного философского понимания науки. Один из создателей философии науки канадский философ М.Бунге обоснованно замечает, что «современная наука - это быстро меняющийся и сложный объект, слишком сложный, чтобы быть охваченным каким-нибудь готовым определением».
|
|
В вышедшей в 1961 году в Лондоне «Британской энциклопедии» философ Дж.Бернал, объясняя сущность науки, вопрошает: «Возможно ли определить, что мы подразумеваем под наукой?». И скромно называет ее феноменом, требующим всестороннего изучения, а для простоты восприятия заключает: «Наука - это то, что делают ученые».
Да, наука есть продукт творчества ученых, как искусство является результатом творчества художников слова, кисти и резца. В этой простой формуле «Наука есть то, что делают ученые» заложен ключ к разгадке действительной сущности науки. Наука, научное знание возникает в результате не столько чувственного или теоретического созерцания внешнего мира, сколько упорной, трудной, сложной, предметно очерченной, целенаправленной, сознательно организованной творческой деятельности ученого. Причем не ученого-одиночки, а целых научных коллективов и научных сообществ. Наука относится к продуктам коллективного, совместного, согласованного труда ученых даже разных народов и поколений. В этом смысле ученые принципиально отличаются от художников (поэтов, романистов, скульпторов, композиторов и т. д.). Они творят большей частью индивидуально, создают свои произведения в готовом виде. Если они и вносят купюры в изданные произведения, то опять-таки сами. В науке дело обстоит иначе. Здесь один ученый подает идею, другой выдвигает гипотезу, возможно, и не одну, третий собирает эмпирический материал, четвертый высказывает вытекающий из него вывод, пятый открывает научный закон, шестой его опровергает и находит основание для иного подхода к исследованию объекта.
|
|
У.Стейс заявлял, что сущность науки состоит в том, чтобы отвечать на вопрос «что?», но не на вопрос «почему?». Наука никогда не сможет объяснить даже простейшего события. Другими словами, ее функция состоит просто в том, чтобы описывать явления, а не объяснять их. Для А.Айера наука является сферой познания, которая основана исключительно «на опыте» и обобщении его результатов. По его мнению, научные теории и доказываются и опровергаются через посредство опыта.
Одним из распространенных сегодня представлений о науке является сведение ее преимущественно к готовому знанию. Наука понимается как знание. Однако не все знания, даже истинные, достоверные, образуют собственно науку. Проведение строгого разграничения ненаучных и научных знаний затруднительно, даже невозможно, но знания, образующие науку, отличаются от ненаучных по нескольким признакам.
Научные знания дисциплинарно предметны. Науку образуют не вообще совокупность, сумма знаний, а знания, связанные между собой общей предметной областью, общими принципами и законами, выраженными в базисных категориях конкретных научных дисциплин. Дисциплинарный подход является и одним из принципов классификации научных знаний.
Другой особенностью научных знаний является их претензия на объективность, то есть достоверность и истинность. Они более или менее полно отражают мир, природу, общественные и духовные явления такими, какими они являются в действительности, хотя и возможен отлет мысли от фактов, предметов и процессов из-за сложности самого процесса познания. Вместе с тем научные знания характеризуются определенной системной организацией. Каждое отдельно взятое утверждение существует и функционирует как элемент в общей совокупности утверждений, из единства и взаимосвязи которых вырастает научная теория. Научные знания, кроме того, текстуально оформлены, существуют в виде письменных текстов на основе естественных, специализированных и искусственных языков.
Таким образом, дать ответ на, казалось бы, ясный вопрос, что такое наука, оказывается не так просто. Дело в том, что наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект.
Анализируя современную науку мы можем выделить четыре совершенно различных класса наук, по ряду параметров существенно отличающихся друг от друга: логико-математические; инженерно-технические и технологические; естественнонаучные; социально-гуманитарные. Трудно назвать то общее, что всех их объединяет. Гораздо легче сформулировать отличия, и даже противоположность между математическими, физическими и гуманитарными «науками» по предметам, по способам конструирования знания, по способам обоснования знания, критериям его приемлемости («истинности»), и даже по способам организации научных сообществ и их ценностным ориентациям.
В качестве всеобщей характеристики науки мы, прежде всего, можем назвать то, что наука является рациональным видом познания. Научная рациональность - это, так сказать, «усиленная» рациональность. Основные свойства научной рациональности: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), однозначность, доказанность, проверяемость (эмпирическая или аналитическая), способность к улучшению.
Можно говорить о существовании четырех основных типов научной рациональности. Логико-математическая рациональность: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальная доказательность, аналитическая верифицируемость. Естественнонаучная рациональность: эмпирическая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность, частичная логическая доказательность, опытная верифицируемость и фальсифицируемость. Инженерно-технологическая рациональность: «вещная» предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность. Социально-гуманитарная рациональность: социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность. Следование каждому из типов научной рациональности приводит к порождению соответствующего вида знания, которое, впрочем, только частично зависит от содержания конкретно выделенной «объектной» сферы. Ибо возможны геометрия как физика, физическая биология, социальная технология, философия математики, история техники и т.д. и т.п.
|
|
К всеобщим характеристикам понятия «наука», наряду с определением науки как рационально-предметного вида познания, относится также выделение в ней трех ее основных аспектов (подсистем): наука как специфический тип знания; наука как особый вид деятельности; наука как особый социальный институт. Все эти аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого.
Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. Главной проблемой здесь оказывается выявление и экспликация тех признаков, которые выступают необходимыми и достаточными для различения научного знания и результатов других видов познания (различных форм вненаучного знания). Однако, несмотря на огромные усилия философов науки четко задать и эксплицировать критерии научности, эта проблема по-прежнему далека от однозначного решения. Обычно называют такие критериальные признаки научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, теоретическая и/или эмпирическая обоснованность, инструментальная полезность (практическая применимость). Приверженность этим критериям должно гарантировать объективную истинность научного знания, поэтому часто «научное знание» отождествляют с «объективно-истинным знанием».
|
|
К сожалению, действительная наука в своем функционировании отнюдь не подчиняется единым и «чистым» методологическим стандартам. Идеал логической доказательности не реализуем даже в простейших логических и математических теориях (результаты А.Черча в отношении доказуемости исчисления предикатов второго порядка, теоремы К.Геделя о недоказуемости формальной непротиворечивости арифметики натуральных чисел и др.). Очевидно, что по отношению к более богатым в содержательном плане математическим, естественнонаучным и социально-гуманитарным теориям, требование их логической доказательности тем более не реализуемо в сколько-нибудь значительной степени.
Наука как познавательная деятельность. Ясно, что наука – это когнитивная, познавательная деятельность. Любая деятельность является целенаправленной, процессуальной, структурированной активностью. Сама же деятельность состоит из трех основных элементов: цель, предмет, средства деятельности. В случае научной деятельности цель – это получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, релевантная подлежащей разрешению научной проблеме, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации, способствующие достижению приемлемого для научного сообщества решения заявленной проблемы.
Деятельность всегда персонифицирована, можно говорить о деятельности конкретного человека или группы людей, а наука выступает как некая надиндивидуальная, надличностная деятельность. Это не просто деятельность Галилея, Максвелла или Дарвина. Конечно, труды этих ученых оказали влияние на науку, но каждый из них работал в рамках науки своего времени и подчинялся ее требованиям и законам. Если мы как-то понимаем смысл выражений «работать в науке», «оказывать влияние на науку», «подчиняться требованиям науки», то мы тем самым интуитивно уже противопоставляем науку деятельности отдельного человека или группы людей и должны теперь ответить на вопрос: а что собой представляет это обезличенное целое, выглядывающее из-за спины каждого индивидуального своего представителя?
Наука это деятельность, которая возможна только благодаря традиции или, точнее, множеству традиций, в рамках которых эта деятельность осуществляется. Она сама может быть рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в человеческой культуре. Деятельность и традиции – это два разных, хотя и неразрывно связанных аспекта науки, требующие, вообще говоря, разных подходов и методов исследования. Конечно, деятельность осуществляется в традициях, т.е. не существует без них, а традиции, в свою очередь, не существуют вне деятельности. Сочетание деятельности и традиции позволяет выработать более полное представление о науке.
Философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда.
Меняются от эпохи к эпохе и функции науки в жизни общества, ее место в духовной культуре и ее взаимодействие с другими областями культурного творчества. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, наука обрела новую социальную функцию - стала производительной силой общества. Наука стала активнее применяться в различных сферах управления социальными процессами. Соединяясь с властью, она уже реально воздействует на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль как непосредственной производительной силы.
Наука как социальный институт. Функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре научно-технической политики общества и государства, а также соответствующей системы законодательных норм. Набор внутренних ценностей научного сообщества, имеющих статус моральных норм, получил название «научный этос». Одна из экспликаций норм научного этоса была предложена в 30-х годах XX века основоположником социологического изучения науки Р.Мертоном. Он считал, что наука как особая социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива: универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. Позднее Б.Барбер добавил еще два императива: рационализм и эмоциональную нейтральность.
Наука не представляет собой какую-то единую, монолитную систему, она является скорее конкурентной средой, состоящей из множества мелких и средних по размеру научных сообществ, интересы которых часто не только не совпадают, но и просто противоречат друг другу. Современная наука - это сложная сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений - от лабораторий и кафедр до государственных институтов и академий, от научных инкубаторов и научных парков до научно-инвестиционных корпораций, от дисциплинарных сообществ до национальных научных сообществ и международных объединений. Все они связаны мириадами коммуникационных связей, как между собой, так и с другими подсистемами общества и государства. Вот почему эффективное управление и самоуправление современной наукой невозможно сегодня без постоянного социологического, экономического, правового и организационного мониторинга ее многообразных подсистем и ячеек.
В итоге всего сказанного, наука может быть определена как особая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания, обладающего следующими свойствами: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), общезначимость, обоснованность (эмпирическая и/или теоретическая), определенность, точность, проверяемость (эмпирическая или логическая), воспроизводимость предмета знания (потенциально бесконечная), объективная истинность, полезность (практическая или теоретическая). В различных областях науки эти общие критерии научности знания получают определенную конкретизацию, обусловленную специфическими предметами этих областей, а также характером решаемых научных проблем.