Понятие науки. Основные аспекты бытия науки

Поскольку философия науки имеет своим непосредственным предметом то, что называется «наука» и что с ней происходит в историческом процессе, надо в первую очередь разобраться в сущности реальной науки. Только глубоко и всесторонне уяснив сущность науки, можно методологически верно разобраться во всех остальных проблемах бытия и функ­ционирования научного знания. В этом причина того, что фило­софия науки рассматривает своей исходной категорией не сам по себе внешний мир, воспринимаемый наукой, а собственно науку, в которой внешний мир преобразуется в субъективный мир, т.е. во внутренний мир познающего его субъекта.

Множество людей, не сведущих ни в философии, ни в самой науке, легко определяют науку, объясняют ее сущность, прин­ципы и законы, однако среди науковедов бытует мнение о чрезвычайной сложности системно-целостного фило­софского понимания науки. Один из созда­телей философии науки канадский философ М.Бунге обоснован­но замечает, что «современная наука - это быстро меняющийся и сложный объект, слишком сложный, чтобы быть охваченным каким-нибудь готовым определением».

В вышедшей в 1961 году в Лондоне «Британской энциклопедии» философ Дж.Бернал, объяс­няя сущность науки, вопрошает: «Возможно ли определить, что мы подразумеваем под наукой?». И скромно называет ее феноме­ном, требующим всестороннего изучения, а для простоты воспри­ятия заключает: «Наука - это то, что делают ученые».

Да, на­ука есть продукт творчества ученых, как искусство является ре­зультатом творчества художников слова, кисти и резца. В этой простой формуле «Наука есть то, что делают ученые» заложен ключ к разгадке действительной сущности науки. Наука, науч­ное знание возникает в результате не столько чувственного или теоретического созерцания внешнего мира, сколько упорной, трудной, сложной, предметно очерченной, целенаправленной, со­знательно организованной творческой деятельности ученого. При­чем не ученого-одиночки, а целых научных коллективов и на­учных сообществ. Наука относится к продуктам коллективного, совместного, согласованного труда ученых даже разных народов и поколений. В этом смысле ученые принципиально отличаются от художников (поэтов, романистов, скульпторов, композиторов и т. д.). Они творят большей частью индивидуально, создают свои произведения в готовом виде. Если они и вносят купюры в из­данные произведения, то опять-таки сами. В науке дело обстоит иначе. Здесь один ученый подает идею, другой выдвигает гипоте­зу, возможно, и не одну, третий собирает эмпирический матери­ал, четвертый высказывает вытекающий из него вывод, пятый открывает научный закон, шестой его опровергает и находит ос­нование для иного подхода к исследованию объекта.

У.Стейс заявлял, что сущность науки состоит в том, чтобы отвечать на вопрос «что?», но не на вопрос «почему?». Наука никогда не сможет объяснить даже простейшего события. Другими словами, ее функция состоит просто в том, чтобы описывать яв­ления, а не объяснять их. Для А.Айера наука является сферой познания, которая основана исключительно «на опыте» и обобщении его результатов. По его мнению, научные теории и доказываются и опровергаются через посредство опыта.

Одним из распространенных сегодня представлений о науке является сведение ее преимущественно к готовому знанию. Наука понимается как знание. Однако не все знания, даже истинные, достоверные, образуют собственно науку. Проведение строгого разграничения ненаучных и научных знаний затруднительно, даже невозможно, но знания, образующие науку, отличаются от ненаучных по нескольким признакам.

Научные знания дисциплинарно предметны. Науку образу­ют не вообще совокупность, сумма знаний, а знания, связанные между собой общей предметной областью, общими принципами и законами, выраженными в базисных категориях конкретных научных дисциплин. Дисциплинарный подход является и одним из принципов классификации научных знаний.

Другой особенностью научных знаний является их претензия на объективность, то есть достоверность и истинность. Они более или менее полно отражают мир, природу, общественные и ду­ховные явления такими, какими они являются в действительно­сти, хотя и возможен отлет мысли от фактов, предметов и процессов из-за сложности самого процесса познания. Вместе с тем научные знания характеризуются определенной системной орга­низацией. Каждое отдельно взятое утверждение существует и функционирует как элемент в общей совокупности утверждений, из единства и взаимосвязи которых вырастает научная теория. Научные знания, кроме того, текстуально оформлены, существуют в виде письменных текстов на основе ес­тественных, специализированных и искусственных языков.

Таким образом, дать ответ на, казалось бы, ясный вопрос, что такое наука, оказывается не так просто. Дело в том, что наука представляет собой очень сложный и во многих отно­шениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект.

Анализируя современную науку мы можем выделить четыре совершенно различных класса наук, по ряду параметров существенно отличающих­ся друг от друга: логико-математические; инженерно-технические и техно­логические; есте­ственнонаучные; социально-гуманитарные. Трудно на­звать то общее, что всех их объединяет. Гораздо лег­че сформулировать отличия, и даже противоположность между математическими, физическими и гуманитарны­ми «науками» по предметам, по способам констру­ирования знания, по способам обоснования знания, критериям его приемлемости («истинности»), и даже по способам организации научных сообществ и их ценностным ориентациям.

В качестве всеобщей характеристики науки мы, прежде всего, можем назвать то, что наука является рациональным видом познания. Научная раци­ональность - это, так сказать, «усиленная» рациональ­ность. Основные свойства научной рациональности: объектная предметность (эмпирическая или теорети­ческая), однозначность, доказанность, проверяемость (эмпирическая или аналитическая), способность к улуч­шению.

Можно говорить о существовании четырех основ­ных типов научной рациональности. Логико-матема­тическая рациональность: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальная доказатель­ность, аналитическая верифицируемость. Естественно­научная рациональность: эмпирическая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность, частичная логическая доказа­тельность, опытная верифицируемость и фальсифицируемость. Инженерно-технологи­ческая рациональность: «вещная» предметность, конст­руктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность. Социально-гуманитарная рациональность: социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полез­ность. Следование каждому из типов научной рацио­нальности приводит к порождению соответствующего вида знания, которое, впрочем, только частично зависит от содержания конкретно выделенной «объектной» сфе­ры. Ибо возможны геометрия как физика, физическая биология, социальная технология, философия матема­тики, история техники и т.д. и т.п.

К всеобщим характеристикам понятия «наука», на­ряду с определением науки как рационально-предмет­ного вида познания, относится также выделение в ней трех ее основных аспектов (подсистем): наука как специфический тип знания; наука как особый вид деятельности; наука как особый социальный институт. Все эти аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно опи­сать функционирование реальной науки как целого.

Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. Главной проблемой здесь оказывается выявление и экспликация тех признаков, которые выступают необходимыми и достаточными для различения научного знания и результатов других ви­дов познания (различных форм вненаучного знания). Однако, несмотря на огромные усилия философов науки четко задать и эксплицировать критерии научности, эта проблема по-прежнему далека от одно­значного решения. Обычно называют такие критери­альные признаки научного знания: предметность, од­нозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, теорети­ческая и/или эмпирическая обоснованность, инстру­ментальная полезность (практическая применимость). Приверженность этим критериям должно гарантировать объек­тивную истинность научного знания, поэтому часто «научное знание» отождествляют с «объективно-истин­ным знанием».

К сожалению, действительная наука в своем функционировании отнюдь не под­чиняется единым и «чистым» методоло­гическим стандартам. Идеал логической дока­зательности не реализуем даже в простейших логических и математических теориях (результаты А.Черча в от­ношении доказуемости исчисления предикатов второ­го порядка, теоремы К.Геделя о недоказуемости фор­мальной непротиворечивости ариф­метики натуральных чисел и др.). Очевидно, что по отношению к более богатым в содержательном плане математическим, естественнонаучным и социально-гуманитарным теориям, требование их логической доказательности тем более не реализуемо в сколько-нибудь значительной степени.

Наука как познавательная деятельность. Ясно, что наука – это когнитивная, познавательная деятельность. Любая деятельность является целенаправленной, процессуальной, структурирован­ной активностью. Сама же деятельность состо­ит из трех основных элементов: цель, предмет, сред­ства деятельности. В случае научной деятельности цель – это получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информа­ция, релевантная подлежащей разрешению научной проблеме, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации, спо­собствующие достижению приемлемого для научного сообщества решения заявленной проблемы.

Деятельность всегда персонифицирована, можно говорить о деятельности конкретного человека или группы людей, а наука выступает как некая надиндивидуальная, надличностная деятельность. Это не просто деятельность Галилея, Максвелла или Дарвина. Конечно, труды этих ученых оказали влияние на науку, но каждый из них работал в рамках науки своего времени и подчинялся ее требованиям и законам. Если мы как-то понимаем смысл выражений «работать в науке», «оказывать влияние на науку», «подчиняться требованиям науки», то мы тем самым интуитивно уже противопоставляем науку деятельности отдельного человека или группы людей и должны теперь ответить на вопрос: а что собой представляет это обезличенное целое, выглядывающее из-за спины каждого индивидуального своего представителя?

Наука это деятельность, которая возможна только благодаря традиции или, точнее, множеству традиций, в рамках которых эта деятельность осуществляется. Она сама может быть рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в человеческой культуре. Деятельность и традиции – это два разных, хотя и неразрывно связанных аспекта науки, требующие, вообще говоря, разных подходов и методов исследования. Конечно, деятельность осуществляется в традициях, т.е. не существует без них, а традиции, в свою очередь, не существуют вне деятельности. Сочетание деятельности и традиции позволяет выработать более полное представление о науке.

Философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда.

Меняются от эпохи к эпохе и функции науки в жизни общества, ее место в духовной культуре и ее взаимодействие с другими областями культурного творчества. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, наука обрела новую социальную функцию - стала производительной силой общества. Наука стала активнее применяться в различных сферах управления социальными процессами. Соединяясь с властью, она уже реально воздействует на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль как непосредственной производительной силы.

Наука как социальный институт. Функционирование научного сообщества, эффектив­ное регулирование взаимоотношений между его члена­ми, а также между наукой, обществом и государством осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре научно-технической политики общества и го­сударства, а также соответствующей системы законода­тельных норм. Набор внутренних ценностей научного сообщества, имеющих статус моральных норм, получил название «научный этос». Одна из экспликаций норм научного этоса была предложена в 30-х годах XX века основоположником социологического изучения на­уки Р.Мертоном. Он считал, что наука как особая соци­альная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива: универсализм, кол­лективизм, бескорыстность и организованный скепти­цизм. Позднее Б.Барбер добавил еще два императива: рационализм и эмоциональную нейтральность.

Наука не представляет собой какую-то еди­ную, монолитную систему, она является скорее конкурентной средой, состоящей из множества мелких и средних по размеру научных сооб­ществ, интересы которых часто не только не совпадают, но и просто противоречат друг другу. Современная на­ука - это сложная сеть взаимодействующих друг с дру­гом коллективов, организаций и учреждений - от лабо­раторий и кафедр до государственных институтов и академий, от научных инкубаторов и научных парков до научно-инвестиционных корпораций, от дисциплинарных сообществ до национальных научных сообществ и международных объединений. Все они связаны мириадами коммуникаци­онных связей, как между собой, так и с другими подсистемами общества и государства. Вот почему эф­фективное управление и самоуправление современной наукой невозможно сегодня без постоянного социологи­ческого, экономического, правового и организационного мониторинга ее многообразных подсистем и ячеек.

В итоге всего сказанного, наука может быть определена как осо­бая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания, обладающего следующими свойствами: объектная пред­метность (эмпирическая или теоретическая), общезначи­мость, обоснованность (эмпирическая и/или теоретичес­кая), определенность, точность, проверяемость (эмпири­ческая или логическая), воспроизводимость предмета знания (потенциально бесконечная), объективная истин­ность, полезность (практическая или теоретическая). В различных областях науки эти общие критерии научно­сти знания получают определенную конкретизацию, обус­ловленную специфическими предметами этих областей, а также характером решаемых научных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: