Позитивистская традиция в философии науки

С середины XIX в. духовная культура Европы обогащается появлением новой философской традиции, связанной с достижениями позитивизма, уделяющего самое пристальное внимание науке и ее роли в развитии общества. Позитивизм первым обратил пристальное внимание на серьезные успехи науки. Первые позитивисты, вдохновленные гигантскими успехами науки, связывали с ней небывалые возможности постижения и преобразования всего мира. Позитивизм сразу занимает достойное место в ряду влиятельных традиционных учений, таких как идеализм, материализм, рационализм, эмпиризм и др.

Позитивизм одновременно зарождается в Англии и Франции XIX века. Первые идеи складываются в английском и французском позитивизме независимо друг от друга, но в дальнейшем их синтез и интеграция обогащают и усиливают друг друга, постепенно вырастая в одно целостное учение. Общие требования позитивизма можно свести к следующим положениям: а) господство естественнонаучного метода во всех сферах познания; б) абсолютизация каузальности и детерминизма не только в природе, но и в обществе; в) общество должно изучаться естественными науками (социология как социальная физика) г) исторический прогресс является результатом человеческой изобретательности. Позитивизм был призван изгнать все метафизические вопросы, которые принципиально неразрешимы.

Концепция «позитивизма» как утверждения позиций положительной науки представлена деятельностью французского мыслителя Огюста Конта(1798-1857). В своем главном произведении «Курс позитивной философии» в шести томах, изданных в 1830-1846г., Конт пропагандировал идею научности применительно ко всем проявлениям природы и общества. И до сих пор его имя вспоминается в связи с созданной им первой классификацией наук и с самой идеей «социологии» как науки об общественной жизни, включающей в себя социальную статику и социальную динамику. Философия предстает в ее новом качестве - как сугубо строгая система, обобщающая результаты различных ветвей научного познания, и только в этом значении она может иметь право на существование.

Наука, с позиции О.Конта, есть высшее достижение интеллектуальной эволюции. Высшая, научная стадия содействует рациональной организации жизни всего общества. Она показывает всю бесплодность попыток осознать первые начала и конечные причины всего сущего, свойственные метафизике. Необходимым оказывается отказ от всех теологических притязаний. Именно накопление положительного, позитивного опыта, становление профессиональной структуры научной деятельности, исследование индуктивных логических процедур опытного знания - вот то, что достойно внимания и интеллектуальных усилий. Позитивная философия, по мнению Конта, действительно представляет собой окончательное состояние человеческого ума.

На позитивной стадии интеллектуального развития человечества, по Конту, вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Наблюдение - универсальный метод приобретения знания. Он помогает освободиться от ненаучных догматических напластований, стать на твердую почву фактов. «Все здравомыслящие люди повторяют со времен Бэкона, что только те знания истинны, которые опираются на наблюдения». Да и сам реальный ход развития науки в XIX столетии свидетельствовал о тяготении ее к накоплению материала, к его описанию и классификации. Но поскольку наблюдаются лишь явления, а не причины и сущности, научное знание по своему характеру оказывается описательным и феноменальным. Этим объясняется знаменитая контовская идея о замене слова «почему» словом «как». Место объяснения у Конта занимает описание. Тем не менее, предвидение в качестве функции позитивной философии провозглашается как наиболее важная и значимая способность положительного мышления.

Основной характер позитивной философии, согласно Конту, выражается в признании всех явлений, подчиненных неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем недоступным и бессмысленным искание причин, как первичных, так и конечных. Изучение позитивной философии даст нам единственное средство открывать логические законы человеческого разума. Считая все научные теории великими логическими фактами, мы только путем глубокого наблюдения этих фактов можем подняться до понимания логических законов. Первым важным и прямым результатом позитивной философии должно стать обнаружение законов, по которым совершаются наши умственные действия. Наше теологическое, метафизическое и литературное воспитание должно быть заменено воспитанием позитивным, соответствующим духу нашей эпохи, что предполагает совокупность понятий обо всех видах естественных явлений.

Как позитивист, О.Конт стремился выяснить объективное основание человеческой мудрости, связывая с ним по первоначальному впечатлению рассудок, надлежаще подчиненный чувству и приобретший на основании этого авторитет. Рассудок действует на наши страсти, ибо они находят в нем источник устойчивости, способный удерживать прирожденное им непостоянство и непосредственно пробуждать симпатические инстинкты. Итак, именно рассудок предохраняет от праздного блуждания и дает правильную оценку всех реальных законов, а иначе и не могло быть, ведь рассудок для позитивизма и есть основная опора познания.

Основателем английского позитивизма был Джон Стюарт Милль (1806-1873). Дж.Милль в своем труде под названием «Огюст Конт и позитивизм» разделяет установки логического позитивизма французского философа и отвергает его социально-политическую доктрину, представляющую собой систему духовного и политического деспотизма и опровергающую свободу и индивидуальность. С точки зрения Дж.Милля, позитивизм должен рассматриваться как вариант феноменологии. «Основная доктрина истинной философии, по мнению Конта, равно как и характер ее определения позитивной философии, может быть кратко выражена таким образом: мы познаем одни только феномены, да и знание наше о феноменах относительно, а не абсолютно. Мы не знаем ни сущности, ни даже действительного способа возникновения ни одного факта: мы знаем только отношения последовательности или сходства фактов друг к другу. Эти отношения постоянны, т.е. всегда одни и те же при одних и тех же обстоятельствах. Постоянные сходства, связывающие явления между собой, и постоянная последовательность, объединяющая их в виде предшествующих и последующих, называются законами этих явлений. Законы явлений - вот все, что мы знаем относительно явлений. Сущность их природы и их первичные, деятельные или конечные причины остаются нам неизвестными и для нас недоступными».

Основным произведением Дж.Милля считается «Система логики» в двух томах, решенная традиционно, с позиций индуктивистской логики как общей методологии науки. «Положение, что порядок природы единообразен, есть основной закон, общая аксиома индукции». Интерес, однако, представляет и то, что уже первый позитивизм признавал роль и значимость интуиции. «Мы познаем истины двояким путем, - отмечает Дж.Милль, - некоторые прямо, некоторые же не прямо, а посредством других истин. Первые составляют содержание интуиции или сознания, последние суть результат вывода. Истины, известные нам при помощи интуиции, служат первоначальными посылками, из которых выводятся все остальные наши познания». Рассуждая же об индукции, Милль выделяет четыре метода опытного исследования: метод сходства, метод различия, метод остатков и метод сопутствующих изменений. Основная идея Милля связана с требованием привести научно-познавательную деятельность в соответствие с методологическим идеалом, основанном на представлении о единообразии природы, о том, что «все знания из опыта» и что законы суть повторяющиеся последовательности.

Другим крупным представителем первого позитивизма был Г.Спенсер (1820-1903). Идея плавного, эволюционного прогресса стала доминирующей в его концепции и главным принципом его методологии. Спенсер утверждал, что «эволюция есть интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения, во время которой материя переходит от состояния неопределенности, несвязной однородности к состоянию определенной и связной разнородности и во время которой неизрасходованное движение претерпевает аналогичное же превращение». Спенсер высказывал идею о ритме эволюции. Понятия интеграции и дезинтеграции, перехода от однородного к разнородному и от неопределенного к определенному, т.е. идея нарастающей структурности, составила содержательную суть его концепции.

В историю философии Спенсер вошел как «специалист» по основаниям. Основаниями философии должны служить фундаментальные положения, т.е. положения, которые не выводимы из более глубоких и которые могут быть обоснованы только обнаружением полного согласия между собой всех результатов, достигнутых через их допущение. Это первичные истины: неуничтожимость материи, непрерывность движения и постоянство количества силы, причем последняя является основной, а предыдущие - производными. Однако если Милль представлял материю и сознание как возможности ощущения, то Спенсер уверен в их символической природе. Он дал феноменологическое истолкование науки, довольствующейся лишь связью внешних явлений. Наука поэтому есть лишь отчасти объединенное знание, в то время как философия - знание вполне объединенное.

Подытоживая знакомство с тремя выдающимися деятелями - О.Контом, Дж.Миллем и Г.Спенсером, стоящими у истоков позитивистской философии науки, зададимся вопросом: какие новшества предложил первый позитивизм? Дж.Милль выделил в качестве общего направления научного познания эмпиризм и индуктивизм. В его трудах провозглашался унифицирующий подход, основанный на вере в единообразие природы. Трудноразрешимой проблемой был вопрос о взаимном сосуществовании религии и науки. В том или ином варианте, но позитивисты не стали полностью игнорировать феномен религии. У Милля сверхъестественное помещалось за пределами эмпирии и проводилась идея конечного Бога.

Эмпиризм, феноменальность и индуктивизм не мешали позитивистам строить планы о создании всеохватывающей, универсальной системы знания. Эту идею Спенсер пытался отразить в 10-томной «Синтетической философии», где еще более усилились и без того явно осознаваемые (особенно после трудов И.Канта) тенденции к преодолению наивного взгляда, что видимый нами мир есть копия существующего вне нас, утверждая, что «реальность, скрывающаяся позади всех явлений, нам неизвестна и навсегда должна остаться неизвестной». Наибольшее позитивное значение имела проводимая им эволюционная идея, которая косвенным образом отразилась и в самом понимании философии. Она представала как «вполне объединенное знание».

Другие основные идеи позитивизма:

- Упор на верификацию: это означает, что значимыми предложениями считаются только те, чья истинность или ложность могут быть установлены некоторым способом.

- Приветствуются наблюдения: то, что мы можем видеть, чувствовать и т.п., обеспечивает наилучшее содержание или основу нашего нематематического знания.

- Антикаузализм: в природе нет причинности, есть лишь постоянство, с которым события одного рода следуют за событиями другого рода.

- Занижение роли объяснений: объяснения могут помочь организовать явления, но не могут дать более глубокого ответа на вопросы «почему»; они лишь утверждают, что явления и вещи регулярно появляются таким-то или иным образом.

- Антитеоретическая сущность: позитивисты стремились не быть реалистами не только потому, что они ограничивали реальность наблюдаемым, но и потому, что они выступали против поиска причин и сомневались относительно объяснений. Позитивисты стремились обосновать свою антиметафизическую направленность. Неверифицируемые предложения, ненаблюдаемые объекты, причины, глубокие объяснения - все это, как говорили позитивисты, метафизический хлам, который нужно выбросить.

Ранним позитивистам, конечно же, был чужд акцент на логике и анализе языка. Первый, или «старый» позитивизм, не был одержим также и теорией значения. Судьбе было угодно распорядиться таким образом, что длившееся более века триумфальное шествие позитивизма закончилось тем, что никто из явных его последователей не захотел называть себя позитивистом. Даже логические позитивисты стали предпочитать имя «логических эмпиристов».

В целом значение интеллектуальных инноваций первого позитивизма для философии науки весомо. В ее дисциплинарный объем в наследство от первого позитивизма перешли: тематические ориентации на проведение четкой классификации наук, идея о том, что во всем властвует закон, акцент на ведущую и основополагающую роль наблюдения, и выявление описания и предсказания как процедур, составляющих цель науки. Милль поддержал строгий детерминизм, высказав идею относительно того, что единообразие природы обеспечивается универсальной причинностью. Спенсер подчеркивал универсальность эволюционного развития научного познания и проводил мысль о необходимости объединения всех знаний, пытался примирить науку с религией, тем самым предлагая неожиданный ход, состоящий в расширении границ рациональности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: