В 2006 г. размещение ОБР проводилось Банком России на стандартный срок (6 месяцев) с последующим регулярным доразмеще-нием. К тому же аукционы по размещению новых выпусков ОБР сопровождаются предложением о выкупе уже обращающегося вы-62
пуска. Данная практика обеспечивает поддержку постоянного срока обращения выпусков ОБР, способствует постепенному повышению ликвидности рынка ОБР и вследствие этого — расширению стерилизационных возможностей Банка России.
Помимо этого, с 1 октября 2006 г. совет директоров Банка России принял решение о повышении норматива обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте с 2 до 3,5%. Это вместе с другими мерами будет способствовать ограничению прироста денежного предложения и снижению темпов инфляции.
К тому же принято решение об одновременном повышении коэффициента усреднения с 0,2 до 0,3. Это изменение позволяет кредитным организациям лучше адаптироваться к новым резервным требованиям и расширяет их возможности по управлению собственной ликвидностью.
|
|
Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России ежедневно должен предоставлять кредитным организациям внутридневные кредиты, объем которых за январь—сентябрь 2006 г. достиг 7,5 трлн руб. и по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. увеличился в 2 раза.
Для управления собственной ликвидностью кредитные организации должны активно использовать усреднение обязательных резервов, т. е. выполнять часть резервных требований путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка на корреспондентском счете и субсчетах, открытых в Банке России.
Ставки по операциям Банка России и однодневная ставка MIACR (% годовых)
Когда у кредитных организаций возникает дополнительная потребность в ликвидности, например, в основном это связано с необходимостью уплаты налогов в бюджетную систему их клиентами, то в таких случаях Банк России использует инструменты предоставления денежных средств кредитным организациям, это необходимо в целях поддержания общего уровня ликвидности банковского сектора и сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов. Для указанных целей наиболее востребованным рыночным инструментом могут быть использованы аукционы однодневного прямого РЕПО. Предоставленный кредитным организациям в январе-сентябре 2006 г. совокупный
объем средств посредством операций прямого РЕПО составил 475,0 млрд руб. при средневзвешенной ставке 6,1% (в январе— сентябре 2005 г. — 304,2 млрд руб.). К тому же в качестве других источников пополнения ликвидности банковского сектора используются кредиты «овернайт» и ломбардные кредиты Банка России, совокупный объем которых за девять месяцев 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. увеличился на 41% и составил 34,0 млрд руб.
|
|
В 2006 г. была продолжена работа по расширению перечня ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России (Ломбардного списка Банка России). По состоянию на начало октября 2006 г. в структуре портфеля ценных бумаг, которые заблокированы кредитными организациями в целях обеспечения кредитов Банка России, 89,2% составляли облигации федерального займа. А остальная часть разделилась между облигациями Банка России, облигациями субъектов Российской Федерации, облигациями кредитных организаций, облигациями прочих юридических лиц и ипотечными ценными бумагами, которые входят в Ломбардный список Банка России.
В 2006 г., когда замедлялись темпы инфляции, совет директоров Банка России дважды принимал решения о снижении ставки рефинансирования Банка России: с 26.06.2006 г. — с 12,0 до 11,5% годовых, с 23.10.2006 г. — до 11,0% годовых. При этом также снижены, до 11,0% годовых, процентные ставки по кредитам «овернайт» и сделкам «валютный своп».
Под инфляцией понимается повышение общего уровня цен, для измерения которого используется показатель изменения индекса цен по отношению к базисному периоду. Существуют 2 типа инфляции:
1) инфляция спроса — вызывается увеличением спроса на продукцию, т. е. когда за определенный товар покупатель готов заплатить больше. Экономика может сделать «попытку» потратить больше, чем она способна производить; также она может стремиться к какой-то точке, которая находится вне кривой своих производственных возможностей. Так как производители мгновенно не могут отреагировать ростом выпуска продукции на данное увеличение спроса, то они увеличивают цены или объем выпуска продукции — в зависимости от обстоятельств;
2) инфляция предложения — спрос относительно постоянен, а цены на товары растут за счет роста издержек, т. е. растет себестоимость продукции. Поскольку предприятия не могут долго торговать себе в убыток, то они вынуждены повышать цену на свою продукцию. По закону спроса и предложения, если увеличиваются цены, то количество единиц проданной продукции уменьшается и если правительство не примет адекватных мер, то в экономике может начаться период спада. Инфляция измеряется с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ), который фиксирует изменения во времени затрат на покупку стандартной корзины благ. Рыночная корзина включает в себя цены на продукты питания, жилье, одежду, топливо, транспорт, образование, медицинские услуги и другие товары и услуги, приобретаемые в повседневной жизни.
Инфляция в большинстве развитых стран считается серьезной социально-экономической проблемой, так как приводит к росту цен, обесценению сбережений, бегству капиталов в иностранные активы, драгоценные металлы и недвижимость, снижению стимулов к инвестированию. К тому же замедляются темпы экономического роста, затрудняется долгосрочное планирование. Инфляция в своих крайних формах нагнетает социальную и политическую напряженность в обществе. В настоящее время многие страны используют денежные агрегаты или валютные курсы в качестве промежуточных целей национальной денежно-кредитной политики. Однако некоторые индустриально развитые страны в 1990-е гг. порвали с этой традицией, направив свое внимание на показатель инфляции. Такой подход к контролю над инфляцией получил название «инфляционное таргетирование»: достижение стабильности цен (низкого и постоянного уровня инфляции) является важнейшим фактором, обеспечивающим экономический рост.
|
|
Исходя из опыта, когда власти пытались достичь других целей экономической политики (высокого уровня занятости и роста производства), это противоречило принципу стабильности цен.
Суть инфляционного таргетирования состоит в следующем:
1) центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции;
2) прогноз сравнивается с целевыми значениями инфляции, которых желательно достичь;
3) разница между прогнозом и целью свидетельствует о необходимых масштабах корректировки денежно-кредитной политики.
Следовательно, денежные власти устанавливают плановый уровень инфляции и используют все средства для его достижения. Инфляционное таргетирование требует выполнения 2 условий:
1) Центральный банк должен иметь достаточную степень не
зависимости — по крайней мере, располагать свободой в вы
боре инструментария, с помощью которого планируется дости
жение целевого уровня инфляции. Для выполнения этого
условия стране необходимо отказаться от принципа «фискаль
ного доминирования», т. е. бюджетно-налоговая политика не
должна оказывать никакого влияния на денежно-кредитную
политику (низкий или нулевой уровень правительственных
заимствований у Центрального банка и достаточная степень
развитости внутреннего финансового рынка);
2) правительство должно располагать широкой доходной ба
зой и не рассчитывать систематически на поступления от сеньо-
ража. При сохранении фискального доминирования налого
вая политика будет стимулировать инфляционное давление,
которое подорвет эффективность денежно-кредитной политики.
В еврозоне в настоящее время используется комбинация де
нежного таргетирования, которая исходит из установления ориен
тира денежного агрегата МЗ и инфляционного таргетирования,
опирающегося на гармонизированный индекс потребительских
цен. Все это необходимо не только для снижения темпов инф
ляции, но и для повышения авторитета своей экономической по
литики.
Инфляционная цель в разных странах определяется по-разному и основные различия ее касаются трех параметров таргети-рования: временного горизонта, уровня цен и ширины диапазона отклонений инфляционного ориентира.
|
|