Абсорбирование банковской ликвидности (трлн руб.)

В 2006 г. размещение ОБР проводилось Банком России на стан­дартный срок (6 месяцев) с последующим регулярным доразмеще-нием. К тому же аукционы по размещению новых выпусков ОБР сопровождаются предложением о выкупе уже обращающегося вы-62


пуска. Данная практика обеспечивает поддержку постоянного сро­ка обращения выпусков ОБР, способствует постепенному повыше­нию ликвидности рынка ОБР и вследствие этого — расширению стерилизационных возможностей Банка России.

Помимо этого, с 1 октября 2006 г. совет директоров Банка Рос­сии принял решение о повышении норматива обязательных резер­вов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нере­зидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте с 2 до 3,5%. Это вместе с другими мерами будет способствовать ограничению прироста денежного предложения и снижению тем­пов инфляции.

К тому же принято решение об одновременном повышении коэффициента усреднения с 0,2 до 0,3. Это изменение позволяет кредитным организациям лучше адаптироваться к новым резерв­ным требованиям и расширяет их возможности по управлению собственной ликвидностью.

Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России ежедневно должен предоставлять кредитным организациям внутридневные кредиты, объем которых за январь—сентябрь 2006 г. достиг 7,5 трлн руб. и по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. увеличился в 2 раза.

Для управления собственной ликвидностью кредитные орга­низации должны активно использовать усреднение обязательных резервов, т. е. выполнять часть резервных требований путем под­держания соответствующего среднемесячного остатка на коррес­пондентском счете и субсчетах, открытых в Банке России.

Ставки по операциям Банка России и однодневная ставка MIACR (% годовых)

Когда у кредитных организаций возникает дополнительная потребность в ликвидности, например, в основном это связано с необходимостью уплаты налогов в бюджетную систему их клиен­тами, то в таких случаях Банк России использует инструменты предоставления денежных средств кредитным организациям, это необходимо в целях поддержания общего уровня ликвидности банковского сектора и сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов. Для указанных целей наиболее востребованным рыночным инструментом могут быть использо­ваны аукционы однодневного прямого РЕПО. Предоставленный кредитным организациям в январе-сентябре 2006 г. совокупный


объем средств посредством операций прямого РЕПО составил 475,0 млрд руб. при средневзвешенной ставке 6,1% (в январе— сентябре 2005 г. — 304,2 млрд руб.). К тому же в качестве других источников пополнения ликвидности банковского сектора исполь­зуются кредиты «овернайт» и ломбардные кредиты Банка России, совокупный объем которых за девять месяцев 2006 г. по сравне­нию с аналогичным периодом 2005 г. увеличился на 41% и соста­вил 34,0 млрд руб.

В 2006 г. была продолжена работа по расширению перечня цен­ных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка Рос­сии (Ломбардного списка Банка России). По состоянию на на­чало октября 2006 г. в структуре портфеля ценных бумаг, которые заблокированы кредитными организациями в целях обеспечения кредитов Банка России, 89,2% составляли облигации федераль­ного займа. А остальная часть разделилась между облигациями Банка России, облигациями субъектов Российской Федерации, облигациями кредитных организаций, облигациями прочих юри­дических лиц и ипотечными ценными бумагами, которые входят в Ломбардный список Банка России.

В 2006 г., когда замедлялись темпы инфляции, совет дирек­торов Банка России дважды принимал решения о снижении став­ки рефинансирования Банка России: с 26.06.2006 г. — с 12,0 до 11,5% годовых, с 23.10.2006 г. — до 11,0% годовых. При этом так­же снижены, до 11,0% годовых, процентные ставки по кредитам «овернайт» и сделкам «валютный своп».

Под инфляцией понимается повышение общего уровня цен, для измерения которого используется показатель изменения ин­декса цен по отношению к базисному периоду. Существуют 2 типа инфляции:

1) инфляция спроса — вызывается увеличением спроса на про­дукцию, т. е. когда за определенный товар покупатель готов за­платить больше. Экономика может сделать «попытку» потра­тить больше, чем она способна производить; также она может стремиться к какой-то точке, которая находится вне кривой своих производственных возможностей. Так как производители мгновенно не могут отреагировать ростом выпуска продукции на данное увеличение спроса, то они увеличивают цены или объем выпуска продукции — в зависимости от обстоятельств;


2) инфляция предложения — спрос относительно постоянен, а цены на товары растут за счет роста издержек, т. е. растет се­бестоимость продукции. Поскольку предприятия не могут дол­го торговать себе в убыток, то они вынуждены повышать цену на свою продукцию. По закону спроса и предложения, если уве­личиваются цены, то количество единиц проданной продукции уменьшается и если правительство не примет адекватных мер, то в экономике может начаться период спада. Инфляция измеряется с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ), который фиксирует изменения во времени затрат на покупку стандартной корзины благ. Рыночная корзина включает в себя цены на продукты питания, жилье, одежду, топливо, транс­порт, образование, медицинские услуги и другие товары и услу­ги, приобретаемые в повседневной жизни.

Инфляция в большинстве развитых стран считается серьезной социально-экономической проблемой, так как приводит к росту цен, обесценению сбережений, бегству капиталов в иностранные активы, драгоценные металлы и недвижимость, снижению стиму­лов к инвестированию. К тому же замедляются темпы экономи­ческого роста, затрудняется долгосрочное планирование. Инфляция в своих крайних формах нагнетает социальную и политическую напряженность в обществе. В настоящее время многие страны ис­пользуют денежные агрегаты или валютные курсы в качестве про­межуточных целей национальной денежно-кредитной политики. Однако некоторые индустриально развитые страны в 1990-е гг. порвали с этой традицией, направив свое внимание на показа­тель инфляции. Такой подход к контролю над инфляцией получил название «инфляционное таргетирование»: достижение стабиль­ности цен (низкого и постоянного уровня инфляции) является важ­нейшим фактором, обеспечивающим экономический рост.

Исходя из опыта, когда власти пытались достичь других целей экономической политики (высокого уровня занятости и роста произ­водства), это противоречило принципу стабильности цен.

Суть инфляционного таргетирования состоит в следующем:

1) центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инф­ляции;

2) прогноз сравнивается с целевыми значениями инфляции, которых желательно достичь;


3) разница между прогнозом и целью свидетельствует о необ­ходимых масштабах корректировки денежно-кредитной поли­тики.

Следовательно, денежные власти устанавливают плановый уро­вень инфляции и используют все средства для его достижения. Инфляционное таргетирование требует выполнения 2 условий:

1) Центральный банк должен иметь достаточную степень не­
зависимости — по крайней мере, располагать свободой в вы­
боре инструментария, с помощью которого планируется дости­
жение целевого уровня инфляции. Для выполнения этого
условия стране необходимо отказаться от принципа «фискаль­
ного доминирования», т. е. бюджетно-налоговая политика не
должна оказывать никакого влияния на денежно-кредитную
политику (низкий или нулевой уровень правительственных
заимствований у Центрального банка и достаточная степень
развитости внутреннего финансового рынка);

2) правительство должно располагать широкой доходной ба­
зой и не рассчитывать систематически на поступления от сеньо-
ража. При сохранении фискального доминирования налого­
вая политика будет стимулировать инфляционное давление,
которое подорвет эффективность денежно-кредитной политики.
В еврозоне в настоящее время используется комбинация де­
нежного таргетирования, которая исходит из установления ориен­
тира денежного агрегата МЗ и инфляционного таргетирования,
опирающегося на гармонизированный индекс потребительских
цен. Все это необходимо не только для снижения темпов инф­
ляции, но и для повышения авторитета своей экономической по­
литики.

Инфляционная цель в разных странах определяется по-раз­ному и основные различия ее касаются трех параметров таргети-рования: временного горизонта, уровня цен и ширины диапазона отклонений инфляционного ориентира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: