Ширина диапазона

В ширине допустимого диапазона отклонений фактической инф­ляции от запланированного показателя заключается основное разли­чие между странами при определении ориентира инфляции. Выбор варианта диапазона зависит от предполагаемой степени контроля над инфляцией; исходя из этого, властям необходимо найти опти­мальное решение между двумя крайностями: узким диапазоном, ко­торый трудно удержать, и чрезмерно широким, который участники рынка могут интерпретировать как слабость Центрального банка.

Должен Центральный банк эффективно управлять показателем, избранным в качестве промежуточной цели, или никакого смысла в установлении его количественных ориентиров нет? К тому же ин­струменты, находящиеся в распоряжении Центрального банка лю­бой страны, не позволяют непосредственно достигать промежуточ­ных целей и ему приходится подбирать другой набор переменных, называемых операционными целями. Центральный банк при тарге-тировании как инфляции, так и денежных агрегатов использует одни и те же операционные цели: объем резервов, уровень меж­банковской процентной ставки, величину денежной базы и т. д.; таким образом, он потенциально оказывает одинаковое влияние как на инфляцию, так и на денежные агрегаты М2 или МЗ. При переходе от таргетирования денежных агрегатов к таргетированию инфляции не решаются вопросы, связанные с ненадежностью свя­зи между инструментами Центрального банка и промежуточными целями; аналогичная ситуация происходит и с другими промежу­точными целями: процентная ставка, валютный курс или совокуп­ный внутренний кредит. К тому же трансмиссионный механизм промежуточных целей довольно слабо влияет на цены, так как фак­торы (издержки оплаты труда, валютный курс, цены на зарубежное сырье, оказывающие воздействие на динамику потребительских цен) находятся вне досягаемости инструментов денежно-кредит­ной политики.


В России не выполняются условия для применения таргети-рования денежных агрегатов согласно нескольким ключевым моментам:

1) в стране отсутствуют признаки постоянства совокупного мак­роэкономического спроса на деньги, поэтому даже с позиций монетаризма неоправданно основывать денежно-кредитную по­литику на достижении количественных показателей денежной массы. Российская экономика характеризуется частыми эконо­мическими шоками (1994 г. — валютный кризис, 1995 г. — кри­зис на рынке МБК, 1996 г. — выборы, 1997 г. — влияние меж­дународного финансового кризиса, 1998 г. — девальвация рубля и т. д.), которые сводят «на нет» любое монетарное планиро­вание;

2) при переходе от высокой инфляции к низкой трудно пред­сказать скорость денежного обращения. Для реализации де­нежного таргетирования необходимо как минимум на год впе­ред оценить скорость обращения денег, учитывая, что функция спроса на деньги остается неизвестной. Как правило, исполь­зуют постоянную или даже увеличивающуюся скорость обо­рота денег. Но в расчетах должно быть заложено существенное сокращение темпов инфляции, так как с падением инфляции вероятно снижение скорости денежного оборота с двухзнач­ных до однозначных величин. К тому же, исходя из количест­венной теории денег, монетарное таргетирование может исполь­зоваться в средне- и долгосрочной перспективе; стоит учесть, что таргетирование денежных агрегатов в краткосрочном периоде увеличивает вероятность ошибок денежно-кредитной политики;

3) длительная инфляция приводит к глубокой «долларизации» экономики. При предпочтении участниками рынка националь­ной валюте иностранных платежных средств реальное денежное предложение должно рассчитываться с учетом вкладов и налич­ных средств в иностранной валюте. ЦБ РФ для оценки уровня долларизации использует показатель широких денег (М2Х). Но, исходя из того, что валютная составляющая денежного предло­жения властями не контролируется, снижение внутреннего ком­понента предложения денег может дать лишь небольшой эффект в рамках попыток финансовой стабилизации. И к тому же — в странах с высокой инфляцией различие между деньгами и квази­деньгами значительно «размыто». Следовательно, невозможно


определить реальную степень жесткости денежно-кредитной

политики.

Если таргетирование денежных агрегатов представляется мало­эффективным, то можно попробовать заменить его на инфляцион­ное таргетирование. Но, к сожалению, отечественная финансовая система не обладает свободой от фискального доминирования.

Решающее влияние оказывает фискальное доминирование — как на внешнюю, так и на внутреннюю экономическую полити­ку. На сегодняшний день перед государственными финансовыми органами стоят 2 ключевые задачи: собираемость налогов и вы­платы по внешнему долгу. Согласно оценкам западных специали­стов, Россия может собирать налоги в федеральный бюджет на уровне 16—17% ВВП. Это с учетом того, что 50% всех налогов идет в местные бюджеты, т. е. теоретически налоги должны составлять 32—34% ВВП.

Итогом расчета нескольких вариантов развития событий яв­ляется выбор целевого ориентира инфляции. В зависимости от за­данных входных параметров (уровня цен, горизонта таргетирования и др.), экономическая система на выходе может показать разные ре­зультаты. Следовательно, при инфляционном таргетировании важ­на сама технология расчета ориентиров инфляции. Как и во многих развивающихся странах, в России традиционной практикой являют­ся административное регулирование и государственный контроль за ценами. При высокой инфляции управление ценами в долгосроч­ной перспективе не дает существенного эффекта, но зато позволяет контролировать инфляционные ожидания в краткосрочном перио­де. Следовательно, если правительство прибегает к административ­ному регулированию цен, то Центральный банк, в свою очередь, должен корректировать процедуру прогнозирования инфляции с уче­том предположений о периоде и амплитуде изменения цен под влия­нием государства, что подразумевает большую координацию дейст­вий между денежными и фискальными властями по сравнению со странами, где цены устанавливаются рынком. Из чего видно, что в России пока отсутствуют необходимые предпосылки для введе­ния инфляционного таргетирования. Центральный банк РФ в дол­госрочной перспективе в принципе может перейти к таргетиро-ванию инфляции, но для этого необходимо проделать огромную работу: решить проблему внешнего долга и налогообложения, сни­зить инфляцию до управляемого уровня (менее 10%), ввести сво-69


бодно плавающий валютный курс, восстановить банковскую сис­тему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: