Снижение коэффициента общей (текущей) ликвидности | Убытки, недостаточные результаты деятельности (результат и прибыль недостаточны) |
Капитальные вложения, превышающие финансовые возможности предприятия (сумма полученной прибыли и размер привлеченных долгосрочных кредитов) | |
Краткосрочные кредиты, привлеченные на финансирование капитальных вложений | |
Изменение условий взаиморасчетов предприятия с покупателями и поставщиками в сторону преобладания доли авансов покупателей и кредиторской задолженности. При этом будет наблюдаться прирост денежных средств |
Еще одна причина снижения коэффициента ликвидности связана с финансированием затрат на приобретение основных фондов. Стоит соблюдать правила, что краткосрочные кредиты должны при-104
влекаться на финансирование оборотного капитала, долгосрочные — на финансирование капитальных затрат, т. е. для сохранения нормальной ликвидности величина капитальных затрат не должна быть выше суммы заработанной за период прибыли и долгосрочного кредитования, привлеченного за период. К сожалению, в реальности не все могут получить долгосрочное кредитование на строительство, перевооружение и на модернизацию. Приходится искать выход — привлекать краткосрочные кредиты на финансирование капитальных затрат, следовательно, в этом случае можно ожидать снижения показателей ликвидности.
Из этого, можно сделать вывод, что в большинстве случаев причиной уменьшения коэффициента ликвидности является то, что предприятие мало заработало, т. е. не получило достаточно прибыли или оказалось в убытке, либо потратило на текущую деятельность больше, чем смогло получить.
Анализы показателей рентабельности и финансовой независимости аналогичны.
Коэффициент рентабельности всего капитала — это отношение заработанной за период чистой прибыли к итогу баланса, что свидетельствует о возможности предприятия зарабатывать дополнительные деньги, наращивать свой капитал, т. е. рентабельность организации определяется прибыльностью деятельности и оборачиваемостью активов.
Зависимость рентабельности от величины получаемой прибыли неоспорима, так как чем дольше изначальное сырье хранится на складе до отпуска в производство, тем длиннее цикл изготовления продукции; а также чем дольше готовая продукция хранится на складе и чем дольше покупатели не оплачивают счета за отгруженную продукцию, тем, соответственно, дольше мы будем ждать оплаты заработанного (окончания цепочки Деньги—Товар— Деньги новые). Действительно, чем дольше приходится ждать будущих доходов, тем менее приятна ситуация для собственника, вложившего деньги.
Из всего вышесказанного следует вывод, что проблемы с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют одни корни: или у организации нет возможности сохранять достойное финансовое положение (предприятие зарабатывает недостаточно для того, чтобы быть финансово здоровым), или она нерационально распоряжается результатами своей деятельности. По
аналогии с нашим личным бюджетом: не хватает денег (низкая ликвидность), не нравится свой уровень жизни (низкая рентабельность), долги знакомым (зависимость от кредиторов) связаны либо с тем, что мы мало зарабатываем, либо с тем, что мы не умеем рационально тратить деньги.
Но на этом успокаиваться не стоит — необходимы, во-первых, дальнейшие уточнения причин, во-вторых, предложения по исправлению ситуации.
Сначала разберемся с недостаточной прибылью, т. е. на предмет достаточности величину прибыли можно оценить по абсолютной величине, динамике колебаний (растет, падает) и коэффициенту прибыльности продаж (как отношение прибыли к выручке от реализации).
Полученная прибыль определяется не только объемами продаж и ценами, но нередко причиной низкой прибыли являются недостаточные усилия по продвижению продукции, т. е. необходимы поиск клиентов, участие в выставках, рассылка информации.
Возможно, что продукция продвигалась очень хорошо, а прибыль все равно невысока. Вероятнее всего причиной этого могут быть высокие затраты, т. е. если поставщики повышают цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги, то необходимо искать поставщиков, предлагающих более низкие цены.
Причиной высоких затрат могут быть не только поставщики, но и само предприятие, т. е. большие затраты на отопление, освещение, потребление воды, которые возникают из-за того, что их никто не контролирует. Для крупных предприятий это особенно характерно.
В некоторых случаях снижение затрат требует сокращения производственных фондов предприятия, т. е. сокращения масштабов компании. Только из-за сокращения затрат многие крупные предприятия сегодня продают свои вспомогательные производства.
Прибыль, которую предприятие заработало, остается в его распоряжении не в полном объеме. Часть полученной прибыли может уйти на погашение штрафов, пеней за просроченные задолженности или невыполненные договора, часть — на всевозможные подарки и приобретения личного характера. Сокращение непроизводственных расходов из прибыли, вероятнее всего, тоже сыграет
роль в оптимизации прибыли и, следовательно, финансового положения организации (табл. 18).
Таблица 18