Причины снижения коэффициента общей (текущей) ликвидности

Снижение коэффициента общей (текущей) ликвидности Убытки, недостаточные результаты деятельности (результат и прибыль недостаточны)
Капитальные вложения, превышающие финансовые возможности предприятия (сумма полученной прибыли и размер привлеченных долгосрочных кредитов)
Краткосрочные кредиты, привлеченные на финансирование капитальных вложений
Изменение условий взаиморасчетов предприятия с покупателями и поставщиками в сторону преобладания доли авансов покупателей и кредиторской задолженности. При этом будет наблюдаться прирост денежных средств

Еще одна причина снижения коэффициента ликвидности свя­зана с финансированием затрат на приобретение основных фондов. Стоит соблюдать правила, что краткосрочные кредиты должны при-104


влекаться на финансирование оборотного капитала, долгосрочные — на финансирование капитальных затрат, т. е. для сохранения нор­мальной ликвидности величина капитальных затрат не должна быть выше суммы заработанной за период прибыли и долгосрочного кре­дитования, привлеченного за период. К сожалению, в реальности не все могут получить долгосрочное кредитование на строительство, перевооружение и на модернизацию. Приходится искать выход — привлекать краткосрочные кредиты на финансирование капиталь­ных затрат, следовательно, в этом случае можно ожидать снижения показателей ликвидности.

Из этого, можно сделать вывод, что в большинстве случаев при­чиной уменьшения коэффициента ликвидности является то, что пред­приятие мало заработало, т. е. не получило достаточно прибыли или оказалось в убытке, либо потратило на текущую деятельность боль­ше, чем смогло получить.

Анализы показателей рентабельности и финансовой независи­мости аналогичны.

Коэффициент рентабельности всего капитала — это отношение за­работанной за период чистой прибыли к итогу баланса, что свидетель­ствует о возможности предприятия зарабатывать дополнительные деньги, наращивать свой капитал, т. е. рентабельность организации определяется прибыльностью деятельности и оборачиваемостью ак­тивов.

Зависимость рентабельности от величины получаемой прибы­ли неоспорима, так как чем дольше изначальное сырье хранится на складе до отпуска в производство, тем длиннее цикл изготов­ления продукции; а также чем дольше готовая продукция хра­нится на складе и чем дольше покупатели не оплачивают счета за отгруженную продукцию, тем, соответственно, дольше мы будем ждать оплаты заработанного (окончания цепочки Деньги—Товар— Деньги новые). Действительно, чем дольше приходится ждать бу­дущих доходов, тем менее приятна ситуация для собственника, вложившего деньги.

Из всего вышесказанного следует вывод, что проблемы с пла­тежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют одни корни: или у организации нет возможности сохранять достойное финансовое положение (предприятие зарабатывает не­достаточно для того, чтобы быть финансово здоровым), или она не­рационально распоряжается результатами своей деятельности. По


аналогии с нашим личным бюджетом: не хватает денег (низкая лик­видность), не нравится свой уровень жизни (низкая рентабельность), долги знакомым (зависимость от кредиторов) связаны либо с тем, что мы мало зарабатываем, либо с тем, что мы не умеем рационально тра­тить деньги.

Но на этом успокаиваться не стоит — необходимы, во-первых, дальнейшие уточнения причин, во-вторых, предложения по ис­правлению ситуации.

Сначала разберемся с недостаточной прибылью, т. е. на предмет достаточности величину прибыли можно оценить по абсолютной величине, динамике колебаний (растет, падает) и коэффициенту прибыльности продаж (как отношение прибыли к выручке от реа­лизации).

Полученная прибыль определяется не только объемами про­даж и ценами, но нередко причиной низкой прибыли являются недостаточные усилия по продвижению продукции, т. е. необхо­димы поиск клиентов, участие в выставках, рассылка инфор­мации.

Возможно, что продукция продвигалась очень хорошо, а при­быль все равно невысока. Вероятнее всего причиной этого могут быть высокие затраты, т. е. если поставщики повышают цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги, то необходимо искать поставщиков, предлагающих более низкие цены.

Причиной высоких затрат могут быть не только поставщики, но и само предприятие, т. е. большие затраты на отопление, осве­щение, потребление воды, которые возникают из-за того, что их никто не контролирует. Для крупных предприятий это особенно характерно.

В некоторых случаях снижение затрат требует сокращения производственных фондов предприятия, т. е. сокращения масш­табов компании. Только из-за сокращения затрат многие круп­ные предприятия сегодня продают свои вспомогательные произ­водства.

Прибыль, которую предприятие заработало, остается в его рас­поряжении не в полном объеме. Часть полученной прибыли мо­жет уйти на погашение штрафов, пеней за просроченные задол­женности или невыполненные договора, часть — на всевозможные подарки и приобретения личного характера. Сокращение непроиз­водственных расходов из прибыли, вероятнее всего, тоже сыграет


роль в оптимизации прибыли и, следовательно, финансового поло­жения организации (табл. 18).

Таблица 18


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: