1. Назовите механизмы реакций гиперчувствительности немедленного типа: а) реакции токсических иммунных комплексов; б) реакции клеточной цитотоксичности; в) гранулематоз; г) реакции трансплантационного иммунитета; д) реакции истощения лимфоидной ткани.
2. Назовите механизмы реакций гиперчувствительности замедленного типа: а) реакция токсических иммунных комплексов; б) цитотоксичность, опосредованная комплементом; в) гранулематоз; г) цитотоксичность, опосредованная антителами; д) реакция трансплантационного иммунитета.
3. Назовите общепатологические процессы, характеризующие реакции гиперчувствительности немедленного типа: а) гиперплазия; б) острое воспаление; в) острое венозное полнокровие; г) дисплазия; д) инфаркт.
4. Назовите общепатологические процессы, характеризующие реакции гиперчувствительности замедленного типа: а) инфаркт; б) фибриноидный некроз; в) хроническое воспаление; г) гиперплазия; д) хроническое венозное полнокровие.
5. Назовите истинное аутоиммунное заболевание: а) язвенная болезнь желудка; б) струма Хасимото; в) туберкулез; г) хроническая аневризма; д) цирроз печени.
Оценка____________________
Подпись
Преподавателя_____________
дата _____________
ЗАНЯТИЕ № 8 КОМПЕНСАТОРНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Цель занятия: Научиться определять сущность компенсаторно-приспособительных процессов, механизмы их развития и функциональное значение.
План занятия (с хронометражем)
Определение исходного уровня знаний – 5 минут
Объяснения преподавателя – 10 минут.
Самостоятельная работа студентов – 45 минут.
Демонстрация органов, взятых при вскрытии – 10 мин.
Определение итогового уровня знаний – 20 минут.
Студенты должны знать:
сущность приспособления и компенсации;
стадии компенсаторно-приспособительных процессов, их морфологическую характеристику;
определение различных видов компенсаторно-приспособительных процессов, механизм их развития;
виды компенсаторно-приспособительных процессов на основании макроскопической, микроскопической и ультраструктурной характеристики;
функциональное значение компенсаторно-приспособительных процессов.
Студенты должны уметь:
назвать стадии компенсаторно-приспособительных процессов, давать их морфологическую характеристику;
различать виды компенсаторно-приспособительных процессов на основании макроскопической, микроскопической и ультраструктурной характеристики;
зарисовать микропрепарат в альбом и указать патологические изменения.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Определение понятий «приспособление» и «компенсация», их виды.
2. Регенерация. Ее виды и уровни, морфологическая характеристика.
3. Гипертрофия. Определение, виды, морфологическая характеристика.
4: Атрофия. Определение, общая, а также местные виды. Морфологическая характеристика.
5. Заживление ран. Виды заживления, их морфологическая характеристика.
6. Понятие об организации и перестройке тканей.
Оснащение занятия: с ветовые микроскопы, набор микропрепаратов по теме занятия, макропрепараты относящиеся к данной теме, плакаты по теме, морфологические атласы. Информационные материалы для работы на занятии: конспект лекции по теме, основная и дополнительная литература.