Иные необходимые для приватизации имущества сведения. 14 страница

- имущество перестает быть предметом залога с момента его перехода в собственность приобретателя;

- имущество становится предметом залога с момента возникновения у залогодателя на него права собственности;

- залог товаров в обороте не имеет одного из основных вещно-правовых признаков залога - права следования. Выбывшее из собственности залогодателя имущество перестает быть предметом залога в отличие от общего правила, предусмотренного ст. 353 ГК РФ, в соответствии с которым переход права собственности на заложенное имущество к другому лицу не прекращает залогового права;

- по общему правилу не оплаченный покупателем, но переданный ему товар находится в залоге у продавца в силу закона (п. 5 ст. 488 ГК РФ). Такой товар не подлежит принятию в залог от покупателя без согласия продавца до его оплаты. В этом случае применяются правила ст. 342 ГК РФ о последующем залоге (но с учетом п. 1 названной статьи на практике кредитные организации не принимают такие товары в залог до полной их оплаты покупателем).

Нарушение заемщиком условия об обеспечении кредита (утрата обеспечения либо ухудшение его условий) влечет публично-правовые и частноправовые последствия.

Публично-правовые последствия состоят в обязанности кредитной организации реклассифицировать кредит путем его отнесения к более низкой категории качества и пропорциональному увеличению резерва на возможные потери по ссудам. Частноправовые последствия связаны с действием ст. 813 ГК РФ, которая предоставляет право кредитной организации требовать от заемщика досрочного возврата суммы кредита и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено кредитным договором.

Целевой характер банковского кредитования подразумевает указание в заявлении на получение кредита и самом кредитном договоре цели его использования (финансирование конкретного проекта либо договора, пополнение оборотных средств, модернизация основных средств и т.п.). Указание цели дает возможность банку оценить срок окупаемости проекта и сформировать обоснованное суждение о способности заемщика погасить кредит, а также право контролировать использование суммы кредита. Заемщик в этом случае обязан обеспечить представителю кредитной организации возможность осуществления контроля (как документального, так и фактического) за целевым использованием суммы кредита. При нарушении этой обязанности либо неисполнении условия о целевом характере использования кредита заемщиком кредитная организация имеет право отказаться от дельнейшего кредитования (п. 3 ст. 821 ГК РФ) и требовать от заемщика на основании п. 2 ст. 814 ГК РФ досрочного возврата суммы кредита и уплаты причитающихся процентов (иное может быть предусмотрено в самом кредитном договоре).

Основной правовой формой осуществления банковской операции по размещению привлеченных во вклады денежных средств от своего имени и за свой счет является кредитный договор (§ 2 главы 42 ГК РФ). Но банковское кредитование возможно и без заключения собственно кредитного договора, например, на основании договора банковского счета (при наличии в нем условия об овердрафте - ст. 850 ГК РФ) либо при кредитовании дебиторской задолженности (на основании договора факторинга либо соглашения об учете векселей, в том числе такой его разновидности, как форфейтинг) <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Л.А. Новоселовой "Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2003.

<1> Подробнее о каждом из названных способов кредитования см.: Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 338 - 441; Банковское право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Г.А. Тосунян. М.: Юристъ, 2002. Т. 2. С. 106 - 131; Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997. С. 328 - 331; Новоселова Л.А. Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг. М.: Статут, 2004.

Процедура выдачи кредита состоит из следующих этапов.

Этап 1. Рассмотрение заявления на получение кредита и собеседование с потенциальным заемщиком, структурирование кредита. Типовой бланк заявления разрабатывается самим банком. Как правило, помимо стандартного перечня регистрационных данных о заемщике и сфере его предпринимательской деятельности в нем указывается цель и сумма испрашиваемого кредита, срок его погашения, а также способ обеспечения возврата.

На практике к заявлению, в зависимости от вида конкретного кредита и способа его обеспечения, необходимо приложить следующие документы:

- анкета заемщика (по форме банка) <1>;

--------------------------------

<1> Заполняется обязательно при первом обращении заемщика. При последующих обращениях анкета обновляется в случае, если в учредительные документы, в состав руководителей заемщика и другие данные вносились изменения или если с момента первого обращения прошло более двух лет.

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица <1> (нотариально удостоверенная копия <2>);

--------------------------------

<1> Здесь и далее под юридическим лицом понимается как сам заемщик, так и поручитель либо залогодатель (последние - если обеспечением кредита является поручительство юридического лица либо залог).

<2> Если в банке имеется юридическое дело заемщика (либо поручителя или залогодателя), при обращении за кредитом возможно предоставление ксерокопий документов (заверенных самим заемщиком либо соответственно поручителем или залогодателем), имеющихся в юридическом деле, если в них не вносились изменения и состояние документов соответствует выписке из ЕГРЮЛ на момент рассмотрения заявления на получение кредита. При этом работником банка делается сверка предоставленных документов, о чем делается надпись: "Копии сверены с документами, находящимися в юридическом деле. Число. Подпись".

- свидетельство о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица (нотариально удостоверенная копия по каждому случаю изменений);

- свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. (нотариально удостоверенная копия; необходимо только для юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 г.);

- выписка из ЕГРЮЛ на текущую дату, содержащая полный перечень сведений о юридическом лице (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

- свидетельства о постановке юридического лица на учет в органах Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования (копия, заверенная юридическим лицом);

- устав в действующей редакции, включая внесенные изменения (нотариально удостоверенная копия);

- учредительный договор в действующей редакции, включая внесенные изменения, или решение единственного участника об учреждении юридического лица (нотариально удостоверенная копия);

- нотариально удостоверенная банковская карточка с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться банковским счетом юридического лица, и оттиском печати (в случае если заемщик, поручитель либо залогодатель не имеют счета в банке, в котором испрашивается кредит);

- протокол общего собрания участников (акционеров) или решение единственного участника об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа юридического лица, имеющего право действовать от имени юридического лица при ведении переговоров и подписании договоров, или доверенность (копия, удостоверенная нотариально или юридическим лицом);

- приказ о назначении главного бухгалтера или об исполнении обязанностей главного бухгалтера (совмещении) единоличным исполнительным органом либо иным лицом (копия, удостоверенная юридическим лицом);

- информационное письмо органа Федеральной службы государственной статистики о присвоении юридическому лицу кодов государственной статистики (копия, заверенная юридическим лицом);

- копии общегражданских паспортов работников юридического лица, уполномоченных подписывать договоры с банком;

- лицензии на соответствующий вид предпринимательской деятельности (копии, заверенные юридическим лицом);

- контракт с единоличным исполнительным органом юридического лица (копия, удостоверенная юридическим лицом, - предоставляется при невозможности установить срок его полномочий из устава и/или протокола общего собрания/решения учредителя);

- протокол уполномоченного органа юридического лица или решение единственного участника о заключении сделки (ряда взаимосвязанных сделок), являющейся крупной для юридического лица (получение кредита, предоставление поручительства, передача имущества в залог) (копия, заверенная юридическим лицом). Предоставляются в случае, если сумма данной сделки превышает 25 процентов имущества юридического лица (крупная сделка) <1>. В случае если сумма сделки менее 25 процентов имущества юридического лица, в банк предоставляется справка за подписью главного бухгалтера, скрепленной печатью. Справка должна содержать ссылку на все существенные условия сделки по кредиту (поручительству, залогу), указание на размер собственных активов (имущества) и вывод о том, что сделка не является крупной;

--------------------------------

<1> Статья 46 Закона об ООО; ст. ст. 78 - 79 Закона об АО - см. ниже.

- протокол уполномоченного органа юридического лица об одобрении сделки с заинтересованностью <1> (копия, заверенная юридическим лицом);

--------------------------------

<1> Статья 45 Закона об ООО; ст. ст. 81, 83 Закона об АО - см. ниже.

- график ожидаемых поступлений и прибыли юридического лица от всех видов деятельности (по форме банка);

- технико-экономическое обоснование или бизнес-план (составляется заемщиком в произвольной форме, подписывается руководителем и главным бухгалтером заемщика и скрепляется печатью);

- расшифровка дебиторской и кредиторской задолженностей на текущую дату (по форме банка);

- баланс (форма N 1 с расшифровкой статей) и отчет о прибылях и убытках (форма N 2) <1>, отчет о движении денежных средств (форма N 4), отчет о движении капитала (форма N 3), отчет о движении имущества (форма N 5) на две последние отчетные даты;

--------------------------------

<1> Баланс и отчет о прибылях и убытках должны быть заверены органом Федеральной налоговой службы (если представляется копия, она должна быть заверена печатью юридического лица и подписью руководителя и главного бухгалтера).

- справка обслуживающего банка о кредиторской задолженности юридического лица (по кредитам, вексельным операциям, гарантиям), поступлениях на все его счета за последние 6 месяцев (помесячно), о наличии/отсутствии картотеки N 2 и открытых лимитах кредитования;

- копии действующих кредитных договоров, копии договоров обеспечения под данные кредитные договоры, заверенные юридическим лицом;

- проекты договоров заемщика на покупку и продажу приобретаемого товара (услуг) или предложения продавца и покупателей (с условиями поставки и ценой);

- сведения о выданных гарантиях и предоставленных поручительствах, полученных и выданных займах на текущую дату;

- правоустанавливающие документы по предлагаемому в залог имуществу.

Акционерные общества дополнительно представляют:

- реестр акционеров (выписка) на текущую дату;

- уведомление из органа Федеральной службы по финансовым рынкам о регистрации выпуска акций (нотариально удостоверенная копия по каждому выпуску акций);

- отчет о выпуске акций с регистрационной надписью органа Федеральной службы по финансовым рынкам (нотариально удостоверенная копия по каждому выпуску акций).

При получении указанного комплекта документов внутренние структурные подразделения банка проводят их изучение с целью оценить кредитоспособность заемщика, инвестиционную привлекательность проекта, достаточность, приемлемость и ликвидность предоставляемого обеспечения и готовят заключение для принятия уполномоченным лицом (как правило, начальником кредитного подразделения) либо кредитным комитетом банка решения о предоставлении кредита.

Для оценки кредитоспособности заемщика банк может использовать, с его письменного разрешения, информацию, содержащуюся в кредитной истории заемщика, которая характеризует исполнение им принятых на себя обязательств по ранее заключенным договорам займа и кредита и хранится в специализированной организации - бюро кредитных историй <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 44 (в ред. от 21 июля 2005 г.).

На данном этапе происходит также разработка общей схемы финансирования проекта и согласование конкретных параметров кредитования (структурирование кредита). К примеру, если кредит предоставляется не единовременно, а несколькими платежами (траншами), устанавливаются размеры и сроки перечисления каждого транша. Кроме того, согласовывается размер процентной ставки за пользование кредитом и комиссии банка за его обслуживание. Указанные параметры прописываются в кредитном договоре, проект которого визируется соответствующими структурными подразделениями банка, включая юридическую службу. Работа специалистов юридической службы состоит в проверке соответствия формы и содержания кредитного договора и представленных документов действующему законодательству, правоспособности заемщика, поручителей, залогодателей, а также правомочности лиц, подписывающих документы от имени соответственно заемщика, поручителей, залогодателей.

Этап 2. Рассмотрение вопроса о предоставлении кредита руководителем кредитного подразделения банка либо кредитным комитетом и заключение кредитного договора. Распределение полномочий по санкционированию выдачи кредита между руководителем кредитного подразделения банка и кредитным комитетом осуществляется в соответствии с внутренними документами банка. На кредитный комитет выносятся, как правило, вопросы предоставления крупных или нестандартных кредитов.

Определенные особенности имеет кредитование хозяйствующих обществ и унитарных предприятий, если для последних кредитный договор является сделкой с заинтересованностью либо крупной сделкой. Эти особенности главным образом состоят в необходимости получения согласия (одобрения) соответствующего органа управления хозяйствующего общества либо собственника имущества унитарного предприятия.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <1> унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования в форме кредитов по договорам с кредитными организациями только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия таких параметров кредита, как его объем и направления использования. Кроме того, в силу ст. 23 названного Закона решение о получении унитарным предприятием кредита в размере более 50 тыс. МРОТ (5 млн. рублей) должно также приниматься с согласия собственника его имущества.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746 (с изм. от 8 декабря 2003 г.).

Для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью кредитный договор является крупной сделкой, если сумма кредита и процентов за его использование (без учета процентов за несвоевременное исполнение обязательств по возврату кредита) составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. В акционерных обществах такая сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном ст. 79 Закона об АО. Решение о совершении данной сделки в обществах с ограниченной ответственностью принимается общим собранием участников общества, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 4 и 6 ст. 46 Закона об ООО.

При этом необходимо иметь в виду, что если кредит получен хозяйствующим обществом без указания цели его использования либо на осуществление текущих хозяйственных операций (например, при овердрафте), то он может рассматриваться в качестве сделки, совершаемой в процессе обычной хозяйственной деятельности, для которой одобрения соответствующего органа управления общества получать не нужно <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 5 информационного письма ВАС РФ от 13 марта 2001 г. N 62 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность" // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.

Кредит, в получении которого имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, может быть выдан только при наличии согласия собственника имущества унитарного предприятия. Случаи, когда руководитель признается заинтересованным в его получении, указаны в ст. 22 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

В обществах с ограниченной ответственностью получение кредитов, в которых заинтересованы члены совета директоров (наблюдательного совета), лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа общества, члены коллегиального исполнительного органа общества или есть заинтересованность участника общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества, может осуществляться только с согласия общего собрания участников общества. Случаи, когда у названных лиц имеется заинтересованность, приведены в ст. 45 Закона об ООО.

Аналогичный подход прослеживается и в ст. ст. 81 - 83 Закона об АО с той лишь разницей, что сделка должна быть одобрена до ее совершения советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров.

Необходимо также иметь в виду, что не все хозяйствующие субъекты имеют право получать кредиты. Так, запрет на получение кредитов и займов у кредитных организаций, других юридических лиц, физических лиц, а также из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен для бюджетных учреждений (п. 8 ст. 161 БК РФ). Поэтому выдача кредита бюджетному учреждению будет являться ничтожной сделкой, как противоречащая требованиям БК РФ (ст. 168 ГК РФ). К такой сделке применяются последствия недействительности в виде двусторонней реституции: бюджетное учреждение обязано возвратить кредитной организации сумму кредита и уплатить проценты в размере ставки рефинансирования Банка России в соответствии со ст. 395 ГК РФ за незаконное пользование чужими денежными средствами; при этом проценты, предусмотренные кредитным договором, уплате не подлежат (п. п. 29, 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14) <1>.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1998. N 11 (с изм. от 4 декабря 2000 г.).

Этап 3. Предоставление кредита. В соответствии с Положением Банка России от 31 августа 1998 г. N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" <1> денежные средства хозяйствующим субъектам (как в рублях, так и в иностранной валюте) предоставляются только в безналичном порядке путем зачисления на расчетный, текущий или корреспондентский счет.

--------------------------------

<1> ВБР. 2001. N 73 (с изм. от 27 июля 2001 г.).

Этап 4. Кредитный мониторинг. С момента предоставления кредита и до полного возврата его суммы, включая уплату причитающихся процентов, банк осуществляет кредитный мониторинг - контролирует целевое использование кредита, текущую финансово-хозяйственную деятельность заемщика, своевременность исполнения им графика погашения кредита (в случае погашения кредита периодическими платежами).

Этап 5. Погашение кредита. Кредит и проценты по нему могут быть погашены (возвращены) хозяйствующим субъектом в следующем порядке:

- путем списания денежных средств с банковского счета заемщика по его платежному поручению;

- путем списания денежных средств в порядке очередности, установленной ст. 855 ГК РФ, с банковского счета заемщика (обслуживающегося в другом банке) на основании платежного требования банка-кредитора (в поле "Условия оплаты" платежного требования указывается "без акцепта") при условии, если договором предусмотрена возможность списания денежных средств без распоряжения владельца счета (при этом заемщик обязан письменно уведомить банк, в котором открыт его банковский счет, о своем согласии на безакцептное списание средств в соответствии с заключенным договором/соглашением в порядке, установленном ст. 847 ГК РФ);

- путем списания денежных средств с банковского счета заемщика, обслуживающегося в банке-кредиторе, на основании платежного требования банка-кредитора (в поле "Условия оплаты" платежного требования указывается "без акцепта"), если условиями договора предусмотрено проведение указанной операции.

Л.Г. Ефимова также приводит следующие способы погашения кредита, минуя расчетный счет, которые используются в банковской практике <1>:

--------------------------------

<1> Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика: Монография. М.: НИМП, 2001. С. 539 - 540.

- возложение заемщиком на своего должника (дебитора) обязанности погасить им вместо себя полученный кредит в порядке ст. 313 ГК РФ путем перечисления денежных средств с расчетного счет дебитора на корреспондентский счет банка;

- оформление банком-кредитором с дебитором заемщика договора поручительства в обеспечение исполнения заемщиком обязательства по возврату кредита (в этом случае дебитор-поручитель, возвратив кредит банку, получает регрессное требование к заемщику и объявляет его к зачету по отношению к тому требованию, которое имеет заемщик к дебитору);

- в случае наличия в банке-кредиторе депозита заемщика - зачет встречных требований по выданному кредиту и по привлеченному депозиту (ст. 410 ГК РФ);

- если депозит заемщика находится в другом банке - уступка заемщиком банку-кредитору права на получение этого депозита в порядке ст. 382 ГК РФ;

- в случае согласия банка-кредитора получить в собственность какое-либо имущество заемщика - заключение договора об отступном (ст. 409 ГК РФ) либо договора купли-продажи имущества заемщика и договора о зачете взаимных требований по кредитному договору и договору купли-продажи.

Кроме банковского ГК РФ предусматривает товарное и коммерческое кредитование хозяйствующих субъектов.

Например, между хозяйствующими субъектами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). Как правило, по договору товарного кредита предоставляются вещи потребляемые (зерно, нефть, нефтепродукты и пр.), с обязательством вернуть не те же самые вещи, а аналогичное количество вещей того же рода и качества. В этом состоит отличие договора товарного кредита от договора аренды. Поэтому к договору товарного кредита применяются нормы ГК РФ о банковском кредитовании, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства.

Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров (ст. ст. 465 - 485 ГК РФ), если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

В отличие от банковского и товарного кредитования, которое оформляется самостоятельными договорами, коммерческое кредитование не существует в рамках обособленного договорного отношения, а является составной частью договоров, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, и в которых предусматривается предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. Следовательно, коммерческое кредитование имеет место в тех случаях, когда исполнение взаимных обязательств между контрагентами происходит не одновременно, а с некоторой разницей во времени, в течение которой "одна из сторон такого договора предоставляет свое исполнение контрагенту как бы в кредит, с отсрочкой получения предусмотренного договором встречного исполнения со стороны этого контрагента" <1>.

--------------------------------

<1> Витрянский В.В. Договор займа: общие положения и отдельные виды договора. М.: Статут, 2004. С. 305.

К коммерческому кредиту, соответственно, применяются правила главы 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.

Глава 19. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ

В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

19.1. Информация как объект правового регулирования

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - сложное общенаучное понятие, определяемое в зависимости от особенностей его интерпретации в рамках отдельных естественных, технических, общественных наук (математики, кибернетики, биологии, социологии и т.д.) <1>.

--------------------------------

<1> Так, создатель теории информации К. Шеннон понимал информацию как снимаемую неопределенность в результате получения сообщений (Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. М., 1963); основоположник кибернетики Н. Винер писал, что информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему (Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1951. С. 31).

Исходя из целей правового регулирования данное понятие формулируется и в законодательстве, которое понимает под информацией сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления <1>.

--------------------------------

<1> Статья 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. (в ред. от 10 января 2003 г.) N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

В силу универсальности информационных процессов, пронизывающих всю социальную жизнь, все сферы жизнедеятельности общества, практически нет отраслей законодательства, акты которого не затрагивали бы в той или иной степени вопросов информации.

Вместе с тем существует целый ряд законов, которые непосредственно регулируют отношения по поводу сбора, обработки, накопления, поиска, распространения и предоставления информации (информационные отношения).

В последние годы сложился массив нормативно-правовых актов, посвященных проблемам информации, информатизации, создания и использования информационных технологий, что позволяет говорить о формировании самостоятельной отрасли информационного законодательства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бачило И.Л. Информационное право. М., 2001. С. 312 - 337.

Его конституционную основу составляют нормы ст. ст. 23, 24, 29, 71 Конституции РФ, устанавливающие общие положения о праве на информацию, основные принципы ее правового регулирования и защиты. Согласно ст. 71 Конституции информация находится в ведении Российской Федерации (п. "и").

Информация как объект гражданских прав и предмет гражданско-правовых договоров регулируется ГК РФ (ст. ст. 128, 139, гл. 37, 38, 54 и др.).

Основополагающими специальными нормативными актами в рассматриваемой области являются Федеральные законы от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон об информации), от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" <1>, от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне) <2>, от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" <3>, от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронно-цифровой подписи" <4>, Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <5>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347.

<2> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

<3> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.

<4> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

<5> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235.

Среди иных законодательных актов следует назвать также Федеральные законы "О рекламе", "О бухгалтерском учете", "О рынке ценных бумаг", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "Об акционерных обществах", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", НК РФ и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: