Фонетика. Орфоэпия. Орфография

1. Какие разделы науки о русском языке вы знаете?

2. Что изучает каждый из этих разделов?

3. Вспомните, что вам известно об орфоэпии. Что изучает орфоэпия? С какими разделами языка она связана?

4. С какими разделами науки о языке связаны орфография и пунктуация?

5. Что такое орфография? Что такое орфограмма? Назовите разделы орфографии, а в каждом из разделов – основные группы орфограмм.

6. Вспомните правописание морфем (значимых частей слова).

Корень слова

7. Назовите правила орфографии, которые помогут вам в безошибочном написании безударных гласных в корне.

8. Какое правило орфографии поможет вам не ошибиться в написании гласных е (ё) – о после шипящих в корне слова; в написании ыи после приставок в корне слова?

9. Расскажите о правописании согласных в корне: проверяемых, непроизносимых, двойных согласных.

Приставка

10. Неизменяемые на письме приставки – что это такое?

11. Расскажите о правописании согласных в приставках на з (с); гласных в приставках пре-, при-.

Окончание

12. Сформулируйте правило правописания гласных е и и в окончаниях имен существительных; в личных окончаниях глагола.

13. Какое правило вам поможет в правильном написании безударных гласных в окончаниях прилагательных и причастий?

Суффикс

14. Вспомните правило, которое поможет вам избежать ошибок в написании гласных е (ё) и о после шипящих в суффиксах (и окончаниях) имен существительных и прилагательных.

15. Вспомните правило о написании н и нн в существительных и прилагательных.

16. Сформулируйте правило написания суффиксов существительных: -чик, -щик; -ек, - ик; суффиксов прилагательных: -ск-, -ов-, -ев-, -чив-, -лив-, и др.

17. Расскажите об употреблении ъ и ь.

18. Сформулируйте правила написания: а) ь после шипящих в конце слова; б) ь для обозначения мягкости согласного; в) ъ и ь, выполняющих разделительную функцию.

Лексика

1. Что такое лексическое и грамматическое значение слова?

2. Расскажите об однозначных и многозначных словах; прямом и переносном значении слова.

3. Какие вы знаете выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова? Расскажите о них.

4. Расскажите об омонимах и их разновидностях.

5. В чем отличие многозначности слова от омонимии?

6. В чем различие омонимов и паронимов?

7. Расскажите о синонимах: лексических, стилистических, синтаксических.

8. Как проявляется взаимосвязь градации и синонимов?

9. Что вы знаете об антонимах? Что такое контекстуальные антонимы?

10. Расскажите о художественно-выразительных средствах языка, построенных на антонимии.

11. Назовите и охарактеризуйте группы слов русского языка по их происхождению.

12. Что вы знаете о диалектной и специальной лексике, сфере ее употребления? Что входит в понятие «специальная лексика»?

13. Расскажите о терминах и профессионализмах. Есть ли между ними различие?

14. Объясните значение слов историзм и архаизм. Какое общее понятие объединяет их? Чем они различаются?

15. Что вы понимаете под термином «неологизмы»? Расскажите о них подробнее.

16. Какие толковые словари вы знаете? Назовите их.

17. Расскажите о словарях антонимов, синонимов и других лингвистических словарях.

18. Какие школьные словари у вас есть, расскажите о них.

Фразеология

1. Что такое свободные и несвободные словосочетания? Каковы их отличия?

2. Фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое словосочетание, фразеологическое выражение – одинаково ли их значение?

3. Назовите группы фразеологизмов по их происхождению.

4. Бывают ли фразеологизмы -омонимы, -синонимы, -антонимы?

5. Какими еще особенностями обладают фразеологизмы, являясь частью словарного состава русского языка?

6. Различаются ли фразеологизмы сферой их употребления?

7. Расскажите о грамматической роли фразеологизмов в предложении.

8. Пополняется ли в настоящее время словарный состав русского языка фразеологизмами?

9. Есть ли фразеологизмы устаревшие, профессиональные?

10. Какие фразеологические словари вы знаете, расскажите о них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: