1. Какие разделы науки о русском языке вы знаете?
2. Что изучает каждый из этих разделов?
3. Вспомните, что вам известно об орфоэпии. Что изучает орфоэпия? С какими разделами языка она связана?
4. С какими разделами науки о языке связаны орфография и пунктуация?
5. Что такое орфография? Что такое орфограмма? Назовите разделы орфографии, а в каждом из разделов – основные группы орфограмм.
6. Вспомните правописание морфем (значимых частей слова).
Корень слова
7. Назовите правила орфографии, которые помогут вам в безошибочном написании безударных гласных в корне.
8. Какое правило орфографии поможет вам не ошибиться в написании гласных е (ё) – о после шипящих в корне слова; в написании ы – и после приставок в корне слова?
9. Расскажите о правописании согласных в корне: проверяемых, непроизносимых, двойных согласных.
Приставка
10. Неизменяемые на письме приставки – что это такое?
11. Расскажите о правописании согласных в приставках на з (с); гласных в приставках пре-, при-.
Окончание
|
|
12. Сформулируйте правило правописания гласных е и и в окончаниях имен существительных; в личных окончаниях глагола.
13. Какое правило вам поможет в правильном написании безударных гласных в окончаниях прилагательных и причастий?
Суффикс
14. Вспомните правило, которое поможет вам избежать ошибок в написании гласных е (ё) и о после шипящих в суффиксах (и окончаниях) имен существительных и прилагательных.
15. Вспомните правило о написании н и нн в существительных и прилагательных.
16. Сформулируйте правило написания суффиксов существительных: -чик, -щик; -ек, - ик; суффиксов прилагательных: -ск-, -ов-, -ев-, -чив-, -лив-, и др.
17. Расскажите об употреблении ъ и ь.
18. Сформулируйте правила написания: а) ь после шипящих в конце слова; б) ь для обозначения мягкости согласного; в) ъ и ь, выполняющих разделительную функцию.
Лексика
1. Что такое лексическое и грамматическое значение слова?
2. Расскажите об однозначных и многозначных словах; прямом и переносном значении слова.
3. Какие вы знаете выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова? Расскажите о них.
4. Расскажите об омонимах и их разновидностях.
5. В чем отличие многозначности слова от омонимии?
6. В чем различие омонимов и паронимов?
7. Расскажите о синонимах: лексических, стилистических, синтаксических.
8. Как проявляется взаимосвязь градации и синонимов?
9. Что вы знаете об антонимах? Что такое контекстуальные антонимы?
10. Расскажите о художественно-выразительных средствах языка, построенных на антонимии.
11. Назовите и охарактеризуйте группы слов русского языка по их происхождению.
|
|
12. Что вы знаете о диалектной и специальной лексике, сфере ее употребления? Что входит в понятие «специальная лексика»?
13. Расскажите о терминах и профессионализмах. Есть ли между ними различие?
14. Объясните значение слов историзм и архаизм. Какое общее понятие объединяет их? Чем они различаются?
15. Что вы понимаете под термином «неологизмы»? Расскажите о них подробнее.
16. Какие толковые словари вы знаете? Назовите их.
17. Расскажите о словарях антонимов, синонимов и других лингвистических словарях.
18. Какие школьные словари у вас есть, расскажите о них.
Фразеология
1. Что такое свободные и несвободные словосочетания? Каковы их отличия?
2. Фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое словосочетание, фразеологическое выражение – одинаково ли их значение?
3. Назовите группы фразеологизмов по их происхождению.
4. Бывают ли фразеологизмы -омонимы, -синонимы, -антонимы?
5. Какими еще особенностями обладают фразеологизмы, являясь частью словарного состава русского языка?
6. Различаются ли фразеологизмы сферой их употребления?
7. Расскажите о грамматической роли фразеологизмов в предложении.
8. Пополняется ли в настоящее время словарный состав русского языка фразеологизмами?
9. Есть ли фразеологизмы устаревшие, профессиональные?
10. Какие фразеологические словари вы знаете, расскажите о них.