Основы глагола и образование от них глагольных форм

ГЛАГОЛ

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Глагол[1] — это знаменательная часть речи, которая вклю­чает в себя знаменательные слова, обозначает действие или состояние как процесс и передает это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени, лица. Основная синтаксическая функция глагола —быть сказуе­мым.

Значения действия и состояния — это наиболее обобщенные-значения глагола. Они могут быть и конкретизированы. Так, глаголы могут обозначать физические действия (колоть, рубить), перемещения в пространстве (бежать, лететь), чувства (радовать­ся, горевать), состояние (спать, висеть), становление признака (краснеть, зеленеть), речь (говорить, кричать), мысль (думать, полагать) и др.

По своим признакам глагол противопоставлен имени.

Признаки
существительных глаголов
1. Обозначают предмет (в ши­роком смысле слова) 2. Основные категории: род, число, падеж 3. Склоняются 4. Самый продуктивный способ словообразования — суф­фиксальный 5. Основная синтаксическая функция — подлежащее, до­полнение   1. Обозначают действие (в ши­роком смысле слова) 2. Основные категории: вид, залог, наклонение, время, лицо 3. Спрягаются 4. Самый продуктивный способ словообразования — пре­фиксальный 5. Основная синтаксическая функция — сказуемое  

Глагол богат грамматическими категориями и соответству­ющими формами, причем у глагола есть категории, которые присущи только этой части речи,— категории вида, залога, накло­нения, времени.

Есть такие глагольные категории, которые присущи любой глагольной форме: это категории вида и залога. Остальные кате­гории присущи только личным формам.

Парадигма глагола — это сложная система, состоящая из нескольких подсистем.

Все глагольные формы делятся на две груп­пы: спрягаемые формы (предикативные) и неспря­гаемые (непредикативные). Ядро глагольных форм составля­ют формы личные, спрягаемые. Они имеют значение наклонения, времени, лица, числа (а некоторые и рода), например: глагол пишу имеет значение изъявительного наклонения, настоящего времени, 1-го лица, ед. числа; писала бы — значение сослага­тельного наклонения, ед. числа, жен. рода; пишите — значение повелительного наклонения, 2-го лица, мн. числа и т. д.

Итак, с п р я г а е м ы е формы — это словоизмени­тельные формы глагола: формы наклонения, времени, лица, числа и рода.

К неспрягаемым, неличным формам относят­ся инфинитив (неопределенная форма), причастие и еепричастие. С другими глагольными формами их объеди-'пот категории вида и залога.

ИНФИНИТИВ

Инфинитив, иначе неопределенная форма, рассматривается, подобно И. падежу имени существи­тельного, в качестве начальной, исходной формы глагольной парадигм ы. Это неизменяемая фор­ма, она имеет значение только вида (решать — решить), зало­га (доставлять письма — действительный залог, доставляться поч­тальоном — страдательный залог).

Инфинитив имеет свои формальные показатели: суффиксы -ть, -ти, -чь1. Самым распространенным является суффикс -ты чи­тать, писать, говорить и т. д. Все новые глаголы имеют только >т суффикс.

Небольшая группа глаголов имеет суффикс -ти: идти, везти, >сти, грести и др. У всех непроизводных глаголов этот суффикс 1арный; ударение сохраняется и в префиксальных глаголах, юме тех, которые образованы при помощи префикса вы- (раз- 9стйвывезти). У ряда глаголов с суффиксом -ти при образо-шии форм настоящего/будущего времени в основах происхо-нерегулярные чередования согласных: грести — гребут, плес-— плетут и т. д. (плести — из плетти, грести — из гребти).

У немногих глаголов инфинитив оканчивается на -чь: жечь, хь, мочь, беречь, печь, стеречь и др. Это глаголы с основой г и к в настоящем/будущем времени. Поскольку теперь эти федования воспринимаются как регулярные, то -чь относится ювременно и к корню, и к суффиксу, т. е. налицо наложение, тликация (исторически же печь из пекти; кт/ч).

Синтаксические функции инфинитива различны. Он может выступать в роли любого члена предложения. Так, он может быть несогласованным определением: Желание учиться никогда не покидало его 1.Т.); дополнением: Прошу уволить меня от дальнейших вопро­се (Пауст.); обстоятельством цели: Я, ваш старинный сват кум, пришел мириться к вам... (Кр.) Однако прежде всего 1финитив входит в состав сказуемого. Например: Курить — коровью вредить (Поел.). Здесь первый глагол в форме инфи­нитива является подлежащим, второй — сказуемым. Около полу­дня Омелько... вывел из конюшни тройку лошадей и начал привя­зывать их веревкою к величественному экипажу (Г.). Инфини­тив входит в состав сказуемого.

В односоставных предложениях инфинитив может быть глав ным членом предложения: Вам не видать таких сражений (Л.).

Методическое примечание. Изучению глагола в курс-г русского языка начальной школы отводится большое место. Изучает ся глагол во 2-м и 3-м классах. Во 2-м классе дается определение, учитываюшее семантику (обозначает действие), и вопросы, на которые отвечают глаголы в связной речи.

В 3-м классе понятия о глаголе расширяются. В частности, дается понятие о неопределенной форме: обращается внимание на вопросы к неопределенной форме, а также дается указание на отсутствие у этой формы одного из грамматических признаков — значения времени.

ОСНОВЫ ГЛАГОЛА И ОБРАЗОВАНИЕ ОТ НИХ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Глаголы, в отличие от имен, образуют фор мы не от одной основы, т. е. различные глаголь­ные формы могут образовываться от раз­ных основ.

У подавляющего большинства глаголов выде­ляется две основы: основа инфинитива и ос­нова настоящего времени (читать — чита\-ут, ри-сова-ть — pucyj-ут, бежать — бег-ут, говори-ть — говор'-ат и т.д.). Основа инфинитива находится путем отбрасы­вания суффикса, основа настоящего времени — личных окончаний в форме 3-го лица мн. числа глаголов настоя щего/будущего простого. Чаще всего основа инфинитива оканчи­вается на гласный, а основа настоящего/будущего времени — на согласный. Кроме того, между этими двумя основами наблю­даются и другие различия. Основа настоящего времени может быть короче инфинитива, т. е. происходит процесс усечения ос­новы {говори-ть — говор'-ат, писа-ть — пиш-ут и т. д.). Может происходить и обратный процесс — процесс наращения (чи­тать— чита'уут, дума-ть — дума\-ут и т. д.). В основах могут быть различные чередования гласных и согласных (писа-ть — пиш-ут, плака-ть — плач-ут, пе-ть — noj-ут, мя-ть — мн-ут и т. д.)

Некоторые глаголы имеют три основы: ин­финитива, настоящего времени и прошедшего времени, так как основы инфинитива и прошедшего времени у них не совпадают (тере-тьтер — тр-ут; мокнуть — мок — мокнут и др.). В таких случаях у ряда глаголов образуются параллельные формы: мок//мокнул, мокший //мокнувший и т. Д-(т. е. формы образуются и от основы инфинитива, и от основы прошедшего времени).

От основы инфинитива образуются следу­ющие глагольные формы:

1) формы прошедшего времени изъявительного наклонения па-\-л, писа-\-л);

2) формы сослагательного наклонения (чита-\-л бы, писа+л

3) причастия прошедшего времени действительного залога 1та -\-вш-\-ий, писа-\-вш-\-ий), страдательного залога (написа-\-

1 -\-ый, чита-\-нн-\-ый);

4) деепричастия от глаголов совершенного вида (написа-\-в,
шита
+ в).

От основы настоящего времени образу­йся:

1) формы настоящего/будущего времени (пиш -ут, чита \-ут)\

2) формы повелительного наклонения (пиш-\-и, 4UTaj -\-e);

3) причастия настоящего времени действительные (пиш+ \-\-ий, чита }+ущ -\-ий) и страдательные (чита}-\-эм-\-ый);

4) деепричастия от глаголов несовершенного вида (чита\-\-•а, говор''+а).

У некоторых глаголов на -ти имеется только одна основа, е. основы инфинитива и настоящего времени у них не разли-нотся: нес-тинес-ут, вез-тивез-ут).

У глаголов типа узнавать, сознавать формы повелительного 1Клонения образуются от основы, содержащей суффикс -ва-узнавай, узнавай), который отсутствует в основе настояще-)/будущего времени (узна\-ут, созна\-ут).

КЛАССЫ ГЛАГОЛА

Глаголы с одинаковым соотношением ос-в инфинитива и настоящего времени объединяются в группы, которые принято называть к л а с-ами глаголов. Так, в один класс объединяются глаголы основой на -а(ть) в инфинитиве и на -а] — в настоящем вре-;ни: чита-ть — чита\-ут, дума-ть — дума\-ут и др. В другой iacc объединяются глаголы с другим соотношением основ.

Классы глаголов делятся на продуктивные непродуктивные. Продуктивные классы — это 1ассы, пополняющиеся новыми глаголами с таким же соотно­си ж".! основ. Непродуктивные классы новыми глаго-1ми не пополняются.

В русском языке продуктивных классов пять, ■й класс. Основа инфинитива на -а(ть), основа настоящего)емени на -aj (бега-ть — бега\-ут, поднима-ть — поднима}-ут). \о подсчетам исследователей, приблизительно половина русских 1аголов относится к 1-му продуктивному классу/Продуктивность &еспечивается прежде всего образованием глаголов несовершен­но вида от глаголов совершенного вида других продуктивных непродуктивных классов с помощью суффиксов -ыва-, -ва-, Например: подписа-ть — подпиш-ут (непродуктивный iacc)-»- подписыва-ть — подписыва\-ут (1-й продуктивный класс); поджари-ть — поджар'-ат (5-й продуктивный класс)-* поджаривать— поджарива\-ут (1-й продуктивный класс).

К 1-му продуктивному классу относятся: отыменные глаголы (заземлять, столярничать, обедать и т. д.)-глаголы, образованные от междометий и звукоподражательных слов (ахать, охать, бухать); многие термины, в том числе и линг­вистические (акать, окать, екать, икать).

2-й класс. Основа инфинитива на -е(ть), настоящего времени на -ej (зелене-ть — зелене\-ут, черне-ть — чернеуут).

Продуктивность класса обеспечивается отыменными образо­ваниями, в первую очередь от прилагательных со значением «проявлять признак», «становиться таким» (толстый — толстеть, худой — худеть, ум — обезуметь и т. д.).

3-й класс. Основа инфинитива на -ова(ть) ева(ть), основа

настоящего времени на -у\ (атакова-ть — атакуj-ут, агитиро ва-ть — агитиру\-ут). Этот класс пополняется прежде всего счет заимствованных слов (классифицировать, диктовать, аресто­вать и др.). Глаголы этого класса образуются от имен (бедст­вовать, бороновать, голосовать, ночевать, зимовать и др.) 4-й класс. Основа инфинитива на -ну(ть), настоящего времени -н (ишгну-ть — шагн-ут, стукну-ть — стукн-ут).

Класс продуктивный и многочисленный прежде всего за счет образования глаголов однократного способа действия, т. е. таких, которые обозначают действие, совершенное в один прием, один раз (толкнуть, ахнуть, крикнуть и т. д.).

5-й класс. Основа инфинитива на -и(ть), основа настоящего вре­мени на согласный (лови-ть — лов'-аг, пусти-ть — пуст'-ат). Этот класс пополняется отыменными глаголами (мастерить, утюжить, рыбачить и др.). Значительную группу составляют гла­голы, образованные от прилагательных со значением «делать таким» (черный — чернить, белить, чистить, укрупнить, уплот­нить и др.).

Для глаголов данного класса характерны чередования в ос­нове настоящего времени и чередования в двух основах (прост -ить — прощ-у — прост'-ат, объяви-ть — объявл'-у — объяв'-ат и т. д.).

Все остальные глаголы относятся к непродуктивным классам Среди глаголов непродуктивных классов выделяются несколько групп, ограниченных по своему.составу, включающих древ­нейшие по образованию и весьма употребительные глаголы Например: да-ть — да-м, взя-ть — возьм-ут и т. д.

Можно выделить несколько групп непродуктивных классов глаголов.

1. Глаголы с основой инфинитива на -а(ть), которого нет в основе настоящего времени (бра-ть — бер-ут, паха-ть — паш-у-плака-ть — плач-у и др.).

2. В основе инфинитива -ере(ть), в основе настоящего времени -р (умере-ть -* умр-ут, тереть — тр-ут, запере-ть — запр-ут и др.)-

3. Глаголы с полногласным сочетанием -оло-, -оро- в конце ос­новы инфинитива и с л', р' в конце основы настоящего времени (поло-ть — пол'-у, боро-ть-ся — бор'-у-с'в и др.).

Примечание. У некоторых глаголов 1-го продуктивного класса имеются параллельные формы. Так, от глагола воспитывать образуются формы причастий воспитываемый и воспитуемый; испытывать — испы­тываемый — испытуемый; наказывать — наказываемый — наказуемый; связывать — связывающий и связующий (звено); указывать — указы­вающий и указующий. Как можно заметить, вторые формы образуются по модели 3-го продуктивного класса. Вторые формы употребляются в книжной речи; часть из них термины (наказуемый, воспитуемый) и перешли в прилагательные или существительные.

Глаголы непродуктивных классов испытывают влияние глаголов продуктивных классов, поэтому образуются параллельные формы: маха-ть — маш-у — *маха\-у; плака-ть — плач-у — *плака}-у (в речи детей младшего возраста) и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: