Слова категории состояния

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

Категория состояния — это класс знаменательных неизменяемых слов, обозначающих состояние (в широком смысле слова) и в предложении выполняющих функцию главного члена безличных предложений. Например: На Волге так хорошо, сво­бодно, светло (М. Г.); В джунглях было сыро, душно (Из газ.).

Все слова данной части речи по значению можно разделить на группы:

1. Слова, обозначающие состояние окружающей среды (теп­ло, холодно, сыро, жарко, шумно, ветрено и др.). Например: В здании школы было тихо и пустынно (Фад.).

2. Слова, обозначающие физическое состояние живых существ (больно, зябко и др.). Например: Ей душно, жарко, и вся, вскочив, Дрожит она (Л.).

3. Слова, обозначающие психические состояния человека (жутко, стыдно, страшно и др.). Например: А на душе необъятно и чудно, и толпы серебряных видений возникают в ее глубине (Г.).

4. Слова, обозначающие оценку какого-либо состояния (со сто­роны объема, размера, времени, с морально-эстетической стороны и т. д.: красиво, далеко, поздно и др.). Например: Мне далеко до дому, И труден мой путь впереди (Щип.); Над старостью смеять­ся грех (Гр.); Но увидимся мы вскоре, А теперь пора нам в мо­ре (П.).

5. Слова с модальным значением (надо, нужно, можно, нельзя, возможно, невозможно и др.). Например: Надо жизнь сначала переделать, Переделав, можно воспевать (Маяк.).

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

Существует другой термин для обозначения указанных слов — безлично предикативные слова, который подчеркивает их синтаксическую функцию (или просто предикативы). Как особые наречия-сказуемые рассматриваются эти слова в разделе «Наречие» в школьном курсе.

Слова категории состояния не изменяются, и только слова на -о, соотносительные с прилагательными и ественными наречиями, могут образовывать форму сравнитель­ной степени синтетическим или аналитическим способом (стало тише, более тепло, более опасно). Значение превосходной степе­ни выражается только описательно, сочетанием форм сравнитель­ной степени этих слов со словами всех, всего. Например: У него веселее, чем у всех; Холоднее всего было в открытом поле.

Некоторые слова этой группы имеют формы оценки (холод­новато, жутковато, страшновато и т. д.). Например: В комнате стало холодновато.

Как уже говорилось выше, в предложении слова ка­тегории состояния бывают главными членами односоставных безличных конструкций. Можно указать также некоторые особенности сочетания данных слов с другими словами в связной речи. Так, слова категории состояния сочетаются с глаголами-связками отвлеченного или полуотвлечен­ного характера (быть, стать, становиться, делаться и др.), при­чем связка может иметь формы всех времен (было, будет, в настоя­щем времени — нулевая) изъявительного наклонения и форму сослагательного наклонения (было бы холоднее).

При словах категории состояния может быть существительное, местоимение в форме Д. падежа со значением логического субъек­та (Мне холодно), Р. или П. падежа (Без тебя скучно; В лесу темно), могут быть наречия места, времени, количества, меры (Здесь темно; Ночью стало холодно; Стало очень тихо). К сло­вам категории состояния может примыкать инфинитив. Например: Необходимо учиться много, серьезно, честно (М. Г.).

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

К служебным частям речи относятся пред­логи, союзы и частиц ы. Они отличаются от знаменатель­ных частей речи прежде всего тем, что не выполняют но­минативной функции, т. е. ничего не называют. Это пер­вая особенность. Их основная роль — выражать отноше­ния между словами или предложениями, передавать различные грамматические значения или уточнять их: Мороз и солнце! (П.) — союз и показывает, что слова мороз, солнце находятся в равноправных отношениях; Ты поступил бы так же — частица бы вместе с формой глагола передает сослагательное наклоне­ние.

Вторая особенность служебных слов в том, что они не могут употребляться самостоятельно и не могут быть членами предло­жения.

Наконец, следует отметить, что служебные части речи, как правило, безударны. Они образуют одно фонетическое слово вместе с тем словом, значение которого уточняют, если это частицы или предлоги. Если же они соединяют две самостоятель­ные синтаксические единицы (имеются в виду союзы), то они (союзы) всегда примыкают (в плане ударения) к последующему слову.

Ударение сохраняют только те служебные части речи, кото­рые образовались сравнительно недавно из знаменательных частей речи: благодаря, хотя, несмотря на, потому что и др.

По своей функции служебные части речи близки к мор­фемам.

Предлоги

Предлог как часть речи. Предлоги — это служебная часть речи, которая обладает отвлеченным лексическим зна­чением и служит для связи имени существительного с другими словами в словосочетании или предложении, например: войти в дом, вход в музей, недалеко от дома, мы с другом. Вместо имени существительного в роли подчиненного слова могут быть местои­менные существительные (крайний от меня), количественные числительные (прибавить к двум), субстантивированные части речи (Любите при сейчас, любите при всегда! (Вознес).

С помощью предлогов могут передаваться различные отношения.

Наиболее отчетливо выделяются объектные отношения (думать о друге, тосковать по доче­ри) и различные виды обстоятельственных от­ношений:

- временные (в пять часов, в среду, через неделю, на два дня, к понедельнику, между двумя и тремя часами);

- пространственные (жить в деревне, быть на родине, ехать к отцу, идти с завода, зайти за дом, пройти по улице, перейти через мост);

- причинные (не прийти из-за болезни, встретиться благодаря случайности, побелеть от страха);

- целевые (сделать для виду, сделать ради славы, подготовить к параду);

- уступительные (несмотря на погодные условия, вопреки пред­сказаниям);

- определительные (мотоцикл с коляской, платье в полоску, величиной с арбуз);

- совместности (поговорить с братом, поехать вместе с другом) и др.

Большинство предлогов употребляется со строго определен­ной падежной формой и не может употребляться с другими, например: предлог к только с Д. падежом; до, от, для, у, за — с Р.; при — с П. и др. Некоторые предлоги употребляются с двумя падежами: за — с В. и Т. (за домом, за дом, за школу, за школой); на, в — с В. и П. (на двор, на дворе, в школу, в школе).

Редко предлог управляет тремя падежами: с — может употреб­ляться с Р., Т. и В. падежами (взять со стола, взять с собой, вели­чиной с яблоко); по — с Д.; В. и П. падежами (идти по Лесу, ходить по грибы, приехать по весне).

Методическое примечание. Поскольку предлог является важным средством в определении падежей, учителю надо четко самому знать и показывать это ученикам 4-го класса, как с помощью пред­лога можно определить падеж.

Для этого надо особенно хорошо помнить те предлоги, которые упот­ребляются только с одним или преимущественно с одним падежом. Например, только с Р. падежом употребляются предлоги без, для, до. из. из-за, из-под, среди, от, у, около, близ, возле, а также предлоги в течение, в продолжение. Предлог с не может быть разграничителем Р. падежа, поскольку он (предлог) употребляется также с В. и Т. паде­жами.

Только с Д. падежом употребляется предлог к; можно говорить и о предлоге по, который преимущественно употребляется также с Д. падежом. Случаи его употребления с существительным в П. падеже (По ком звонит колокол?) крайне редки и не характерны для языка млад­ших школьников.

Только с В. падежом употребляются предлоги про и через. Предлоги в. на, за, с(со), о(об) употребляются не только с В., но и с другими паде­жами. Поэтому невозможно только по данным предлогам определить падеж существительного.

Творительный падеж не имеет предлога, характерного только для этого падежа. Все предлоги, употребляющиеся с другими падежами: с, за, под, между, употребляются и с Т. падежом.

Показателем П. падежа является предлог при.

Предлог тесно связан не только с зависимым словом в слово­сочетании, но и с главным: нередко с помощью предлога разграни­чиваются оттенки значения главного слова, например: состоять из (вещество состоит из мелких частиц) и состоять в (состоять в членах клуба).

Главное слово может определять значение предлога: прийти в библиотеку и превратить в библиотеку. В первом случае пред­лог вместе с падежной формой имеет значение места, во втором — объектное значение. Независимо от выражаемых смысловых от­ношений некоторые слова требуют определенного предлога в си­лу своих сочетаемостных свойств (предисловие к скучать по зависеть от...). Однако для русского языка характерна также и зависимость предлога от формальных показателей главного слова, в частности от глагольной приставки: въехать во двор, наехать на камень, заехать за ограду, отъехать от станции, съе­хать с дороги и т. п. Ср., однако: перейти через дорогу, заехать на тротуар и т. п.

Русские предлоги обычно стоят перед существительным (или перед прилагательным, если существительное имеет при себе согласованное определение). Очень редко предлоги могут стоять в постпозиции, например: рассудку вопреки, чего ради.

Структура предлогов. В зависимости от структуры все пред­логи делятся на первообразные (непроизвод­ные) и производные (непервообразные).

В группу первообразных входят наиболее древ­ние предлоги, которые с точки зрения современного языка нель­зя связать по происхождению с какой-нибудь частью речи. Коли­чество таких предлогов невелико: без(безо), в(во), до, для, за, из(изо), к(ко), на, над(надо), о, об(обо), от(ото), по, под(подо), пред (предо), перед (передо), при, про, с (со), у, через (чрез).

Предлоги из-за, из-под, по-за, по-над образованы сложением двух простых предлогов и называются двойными или составными.

Производные предлоги имеют мотивированные от­ношения с существительными, наречиями и деепричастиями.

По характеру соотнесенности их можно раз­делить на несколько групп:

- отыменные: в течение, в продолжение, по мере, в ходе, в целях и др.;

- наречные: близ, вдоль, навстречу, напротив, вблизи; отглагольные: благодаря, включая, спустя.

В ряде случаев в современном языке эти слова выступают и в роли предлога, и в роли знаменательных слов: Посмотрел вокруг — все белым-бело. — Вокруг меня собралась толпа; Он ушел благодаря нас за ночлег. — Благодаря своей дисциплинированости он сумел закончить диссертацию раньше срока.

Методическое примечание. Чтобы отличить знаменатель­ную часть речи от предлога, надо подобрать синонимы к ним: Нас предупредили накануне (= только что, недавно — наречие). — Нас пре­дупредили накануне экзамена (= перед экзаменом — предлог); Во время войны я работал на заводе (= в войну — предлог). — В последнее время завод достиг успехов (= в последний период — существитель­ное). — Он вернулся спустя неделю (= через — предлог).

По морфологическому составу производные предлоги делятся на простые, состоящие из одного слова, например: вокруг, около, благодаря, вследствие, исоставные, состоящие из падежной формы существительного с предшествую­щим ему первообразным предлогом: в течение, в продолжение, за исключением, в ходе, по пути, во время. В последнее время все активнее стали развиваться сложные предлоги, представляю­щие собой объединение падежной формы имени существитель­ного с предшествующим и последующим простыми первообраз­ными предлогами: в связи с, в зависимости от, по пути к, по направлению к, ср.: Мы пошли к лесу.— Мы пошли по направ­лению к лесу.

Сложные предлоги характерны для официально-делового, научного и публицистического стилей, хотя в послед­нее время стали проникать и в разговорную речь, создавая неже­лательные оттенки канцеляризма: в деле по распространению русского языка и т. п. Первообразные предлоги в основном имеют нейтральную стилистическую окраску. Только некоторые из них имеют оттенок возвышенности: средь, чрез, пред, предо. Некоторые первообразные предлоги имеют оттенок разговорности: фильм про любовь, пошли по ягоды, ради детей.

Методическое примечание. Учащиеся начальных классов знакомятся с первообразными предлогами уже в период обучения грамоте. Называя предлоги «маленькими словами», учитель обращает внимание детей на то, что эти слова пишутся отдельно от других слов. Это умение развивается практическим путем во 2-м классе (по системе 1-4). В 3-м классе при изучении приставок учитель сопоставляет предлоги и приставки, вновь обращает внимание детей на то, что предлоги пишутся отдельно и никогда не стоят перед глаголами. Затем при изучении имени существительного дети узнают, с какими падежами употребляются предлоги. Особенно много внимания отработке этого навыка уделяется в 4-м классе, когда изучается правописание падеж­ных окончаний имен существительных и требуется по ряду признаков, в том числе и по предлогу, определить падеж существительного.

Кроме того, правильное употребление предлогов — неотъемлемая часть культуры речи. Поэтому учитель должен внимательно следить за правильностью употребления предложно-падежных конструкций. Уже в первых классах следует обращать внимание на употребление предлогов из и с в конструкциях типа из Москвы, с Украины, с почты, из боль­ницы, из школы и т. п. Кроме того, учителю надо добиться от учащихся правильного употребления предлогов с существительным при глаголе скучать. Следует говорить: скучать по маме, скучать о брате, но не *скучать за(!) мамой.

Союзы

Союзы — это служебная часть речи, которая слу­жит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения или для связи отдельных предложений в тексте.

Едет с грамотой гонец И приехал наконец (П.); Дверь тихонь­ко заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь (П.); Приют наш мал, зато спокоен (Л.); Прежде песни тоска наша пела, а теперь наша радость поет (Л.-Кум.).

По происхождению и словообразователь­ной структуре союзы делятся на первообразные и производные. Первообразные возникли давно, и их значение в современном языке не мотивировано. Это такие союзы, как: а, но, да, или, ни, зато, да митд.

Производ­ные союзы появились позднее. Большинство из них образова­лось из местоимений, наречий или из предложно-местоименных, наречных и других сочетаний: прежде чем; хотя; вопреки; благо­даря тому, что; до тех пор пока; ввиду того что; чтобы; где; что; как и др. В современном языке процесс образования союзов продолжается. Новые союзы образуются путем прибавления к уже имеющимся союзам конкретизирующих слов, например: и поэтому, и потому, и тогда, и тем самым, и стало быть, и сверх того, вследствие того что и др.

По морфологическому составу союзы делятся на простые, состоящие из одного слова, и составные, представляющие собой объединение двух и более словесных элементов. Примеры простых союзов: а, но, и, ибо, чтобы, хотя и др. Составные союзы: так как, потому что, в то время как и др. Среди составных союзов выделяется группа двойных союзов: не только... но и, поскольку... постольку, чем... тем и др. Компоненты составных союзов могут следовать друг за другом, не допуская между ними никакого включения, и могут быть расчленены другими словами, как в двойных союзах не только... но и, не столько... сколько.

В составных союзах местоименный элемент может быть выделен путем логического ударения. В этом случае пауза разделяет союз, что на письме обозначается запятой, которая ставится после местоименной части: благодаря тому что; оттого что; в связи с тем что; вследствие того что и др. Ср.: Видимо, эта мысль неоднократ­но занимала капитана, потому что он неоднократно возвращался к ней на полях других книг (Кав.); Я любил свои поездки потому, что оставался один (Пауст.).

От двойных союзов нужно отличать союзы повторяющиеся, которые составляют вторую группу, например: то... то, не то... не то, или... или, и... и, ни... ни и т. д.

По характеру синтаксических отношений, которые устанавливают союзы между связываемыми компонен­тами, союзы делятся на сочинительные и под­чинительные.

Сочинительные союзы объединяют компоненты на основе их равноправия, не указывая на зависимость одного от другого. Они объединяют или однородные члены предложения, или части сложносочиненного предложения.

Подчинительные союзы объединяют неравноправ­ные компоненты и указывают на зависимость одного из них от другого. Подчинительные союзы характерны для сложноподчи­ненного предложения, где присоединяемый ими компонент (при­даточная часть) зависит от главной части, поясняет ее. В редких случаях подчинительные союзы встречаются в простом предложе­нии. Это союз хотя, который может присоединять однородные члены: Погода теплая, хотя и ветреная, и сравнительные союзы, вводящие сравнительные обороты, или стоящие перед сказуемым: День теплее чем ночь; Лес стоит как в сказке. Союз как может употребляться в простом предложении в значении «в качестве», когда он стоит при приложении, например: Беседа как средство воспитания младших школьников широко используется учителями.

Грамматические значения, отношения в каждой из этих групп зависят от качества конкретного союза и содержания соединяемых компонентов. Так, соединительные союзы и, да, ни... ни могут выражать соединительные отношен и я, т. е. такие, при которых объединяются два или несколько однородных компонентов: Дело под вечер, зимой, И морозец знатный (Н.); Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка... (Кр) Такие союзы называются сочинительными соеди­нительными.

Разделительные отношения выражаются с помощью сочинительных разделительных сою­зов или... или, либо... либо, не то... не то, то... то, то ли... то ли. Эти союзы показывают, что связываемые ими компоненты или чередуются, или взаимоисключают друг друга: Что же вас гонит? Судьбы ли лишения, Зависть ли тайная. Злоба ль открытая? (Л.) Сочинительные противительные союзы а, но, да (в значении но) показывают, что связываемые части противо­поставляются или сопоставляются: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (Поел.).

Градационные союзы не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а, соединяя компоненты, выделяют пос­ледний, указывая на его особую важность. Например: Необхо­димо учитывать не только количество ошибок, но и их характер.

Подчинительные союзы также выражают различные отношения зависимости:

- временные: когда, как только, пока, с тех пор как, до тех пор пока и др.;

- причинные: так как, потому что, ибо и др.;

- условные: если, коли, раз;

- целевые: чтобы, для того чтобы, лишь бы;

- уступительные: хотя, несмотря на то что;

- следствия: в результате чего, так что;

- сравнительные: как, словно, будто, точно, как будто, подобно тому как и др.;

- изъяснительные: что, как и др.

Некоторые союзы могут совмещать значения сочинительных и подчинительных союзов, например: Хоть видит око, да зуб неймет. Здесь союз хоть... да имеет противительно-уступительное значение. Союзы, как и другие слова, могут быть многозначными, например союз когда может выражать временные отношения и условные. Ср.: Когда Борис хитрить не перестанет, Давай народ искусно волновать (П.) — союз когда употреблен в условном значении; Когда по окопам прошла перекличка, Когда мы за чаем беседу вели, Порхнула хохлатая, серая птичка Над кромкой ничьей, одичалой земли (Сурк.) — союз когда имеет значение времени.

Как и слова других частей речи, союзы имеют стилистичес­кую окраску. Многие союзы нейтральны в стилистическом отно­шении, например: если, когда, что, как, или, и, но. Часть союзов свойственна только устной речи, в том числе и литературной разговорной: коль скоро, коль, раз, благо. Многие составные союзы принадлежат книжной речи, причем одинаково всем ее разновидностям: вследствие того что, ввиду того что, в силу того что, невзирая на то что и др.

Методическое примечание. В начальных классах нет специальной темы «Союзы», но практически уже в самый начальный период обучения дети знакомятся с союзами а, и, но. Как и предлоги, их называют «маленькими словами». Важно уже в этот период обра­тить внимание детей на то, что союзы пишутся отдельно от других слов и перед а, но всегда ставится запятая. Во 2-м классе на уроках русского языка, особенно при выполнении творческих работ, дети широко пользуются сложноподчиненными предложениями с союзами когда, если, потому что, что.

Здесь можно пропедевтически уже говорить учащимся, что перед этими словами надо ставить запятую. Более подробное зна­комство с сочинительными союзами проводится в 4-м классе (по системе 1-4) при изучении однородных членов предложения. Учащимся сообща­ется, что однородные члены предложения могут быть соединены словами а, и, но, или. Здесь важно обращать внимание детей на различие инто­нации перед этими союзами (чисто практически) и закреплять навык постановки запятой перед союзами а, но. Можно обратить внимание детей на то, что перед одиночным союзом и запятая не ставится, а при повторении она обязательна.

Частицы

Частицы — это часть речи, включающая в се­бя неизменяемые незнаменательные слова, ко­торые служат для выражения смысловых, эмоциональных и мо­дально-волевых оттенков слов, словосочетаний и предложений. Ср.: Я сделал работу.— Я почти сделал работу; Он начал рабо­тать.— Он только начал работать. В этих предложениях частицы показывают степень завершенности действия, т. е. уточняют значе­ние глаголов сделал, начал. Ср. еще: Я приду завтра. — Я вряд ли приду завтра. Частица вряд ли показывает, что достоверность действия подвергнута сомнению. Ср. еще: Разве вы не едете с нами? и Неужели вы не поедете с нами?

Здесь частицы (выде­лены), формируя вместе с интонацией вопросительную модаль­ность предложения, выражают вместе с тем и сомнение, удивле­ние, недоверие говорящего. С помощью частиц могут быть пере­даны различные значения: утверждение (да, так), отрицание (не, ни, нет), сомнение (неужели, разве), неуверенность (вряд ли, едва ли), выделение (именно, прямо), ограничение (только, лишь, лишь только) и другие значения.

По значению и по функции все частицы делятся на следующие разряды:

1. Частицы, выражающие смысловые оттен­ки слов. Сюда относятся: а) определительные частицы: едва (едва говорил), именно, точь-в-точь, почти (почти красный), чуть не (чуть не упал) и т. д.; б) частицы, служащие для выде­ления предмета, признака, действия из ряда других или усили­вающие значение предмета, признака, действия. Эти частицы называются выделительно-ограничительными. Сюда относятся частицы: лишь, даже, еще, хоть, хоть бы, всего, лишь, лишь только. Например: Не хочу и доброй ночи желать тебе (Г.). Здесь частица и, синонимичная даже, усиливает объект действия. Ср. еще: Именно он так сказал; Он сказал именно так; Он именно сказал, а не написал. В этих предложениях частица именно выделяет то слово, перед которым стоит.

2. Эмоционально-экспрессивные частицы. Эти частицы выражают эмоционально-экспрессивное отношение говорящего к высказываемому: Что за прелесть эти сказки! (П.); Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сна­чала искупить наше прошлое, покончить с ним... (Ч.); Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.) Сюда относятся частицы: ведь, ну и, то-то, еще бы, просто, вот так, куда как и др.

3. Модальные и модально-волевые частицы. Эта группа частиц выражает отношение высказываемого к действительности, т. е. они передают утверждение или отри­цание, вопрос или побуждение, показывают достоверность вы­сказываемого, сравнение и др.: Ужель та самая Татьяна? (П.); Да разве об этом расскажешь, В какие ты годы жила? (Исак); Не стыдно ль стен тебе? (Кр.) К модально-волевым части­цам относятся частицы: да, нет, действительно, вряд ли, едва ли, пусть, пускай, разве, неужели, ли, словно, пожалуй и др. Сюда же относятся частицы, обозначающие субъективную передачу чужой речи: мол, дескать.

4. Особую группу частиц составляют фор­мообразующие частицы. Они служат для образова­ния форм наклонений глагола, для образования форм степеней сравнения, например: самый интересный, более красивый, сказал бы, пусть скажет. Эти частицы по своему значению и функции близки к формообразующим аффиксам. Что касается словообра­зовательных частиц -го, -либо, -таки, -ка, кое-, выделяемых некоторыми исследователями в разряде частиц, то их (частицы) следует рассматривать как особый вид словообразовательных аффиксов.

Предложенная классификация частиц не может охватить все их значения, поскольку значения некоторых частиц конкрети­зируются в предложении. Кроме того, многие частицы имеют тесные связи со словами других частей речи. В них в разной степени присутствуют элементы значений наречий (буквально, совершенно, прямо), местоимений (всё, всего, оно, это), глаголов (было, смотри), союзов (а, благо, ведь, даже, пусть, пускай, хоть, чтоб), предлогов (вроде). Нередко наблюдается совмещение значений частицы и союза, частицы и наречия. В этом случае и квалифицировать их надо двояко: союз — частица, частица — наречие и т.п. (Подробнее об этом смотри в разделе «Омониммч частей речи».)

Все частицы, кроме формообразующих, характерны для раз­говорной речи и широко встречаются в художественной литера­туре. Официально-деловому и научному стилям речи они не свойственны.

Методическое примечание. В начальных классах внима­ние к модально-волевым частицам помогает учителю показать специфику вопросительных и восклицательных предложений и дать определенные рекомендации учащимся для выразительного чтения.

Модальные слова

Общая характеристика модальных слов. Модальность — это понятийно-грамматическая категория, выражающая отношение говорящего к высказыванию, отношение высказывания к объективной действительности.

Модальность выражается различными средствами: лексическими, морфологически­ми и синтаксическими. Например, модальное значе­ние могут иметь различные знаменательные слова (хотеть, мочь, предполагать, утверждать, правда, неправда и т. д.). Это лек­сические средства выражения модальности.

Значения модальности выражаются формами гла­гольных наклонений, т. е. морфологически.

Разные модальные значения присущи различным типам пред­ложений: повествовательным, побудительным (функциональная модальность), вопросительным, утвердительным и отрицательным, т. е. это синтаксическое выражение модаль­ности.

Есть и еще один вид модальности — субъективная модальность, которая выражается специальными модаль­ными словами. Модальные слова — это класс неиз­меняемых слов, при помощи которых выражается субъек­тивное отношение говорящего к высказыванию или его части с точки зрения его достоверности / недостоверности. Например: Вы, может быть, слышали — мы уезжаем (И. Т.) — сочетание может быть передает значение предположительности; «Реши­тельно — он прелесть»,— промолвила она не то задумчиво, не то рассеянно (И. Т.) — слово решительно выражает значение уверенности в том, о чем сообщается в предложении.

Модальные слова в предложении граммати­чески не связаны с другими его членами и не являются членами предложения. Чаще всего они выступают в функции вводных слов, выделяясь в тексте инто­национно (на письме — знаками препинания). Например: Биб­лиотека ваша, конечно, выросла с тех пор? (Сол.) Кроме того, модальные слова могут выступать в функции слова-предложения в ответной реплике диалога. Например: «Нет, вы серьезно?» — спросила она, постепенно осознавая всю несообразность неожи­данного события. — «Конечно» (Ант.).

Модальные слова образуются от знаменательных, часто имеют среди них омонимы. Например: Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно (П.). В этом предложении слово непремен­но является наречием, относится к глаголу-сказуемому и ни инто­национно, ни запятыми не выделяется. Непременно, он вернет­ся. В этом предложении слово непременно — модальное, имеет значение уверенности говорящего. Или: Он точно скопировал рисунок. — Он, точно, копирует рисунок.

Разряды модальных слов по значению. По значению, которое придают модальные слова высказыванию или отдельным его частям, их разделяют на несколько групп. Основные из них сле­дующие.

1. Модальные слова, выражающие уверен-ность, достоверность (конечно, несомненно, естественно, точно, безусловно, правда, действительно и др.); сочетания (в самом деле, само собой разумеется, само собой и др.). На­пример: В самом деле: взять да и бросить! (Кав.)

2. Модальные слова, выражающие значение предположительности, неуверенности (кажет­ся, вероятно, по-видимому, едва ли, может быть и др.); сочета­ния (по всей вероятности, по всей видимости и др.). Например: Может быть, вы были правы (И. Т.); Видно, подошла такая минута (Кав.).

Междометия

Междометие как часть речи. Междометия — это класс неизменяемых слов, служащих для выражения различных чувств и волевых побуждений человека (ой, ах! ну! и др.).

В системе частей речи междометия занимают особое место. От служебных слов междометия отличаются тем, что они не связывают члены предложения или части слож­ного предложения, как союзы; не выражают отношений существительных и местоимений к другим словам в предложении, как предлоги; не придают смысловых, модальных и экспрес­сивных значений словам или предложениям, как частицы.

От знаменательных частей речи междоме тия отличаются тем, что они, выражая чувства и побуж­дения, не называют их. Например: Ах, быстро молодость моя Звездой падучею мелькнула (П.). В этом предложении междоме­тие ах выражает чувство сожаления, но не называет его, в отли­чие от слов жаль, сожалею и др. Или: Боже мой, окунь! Ах, ах... скорей! (Ч.) В этом предложении междометное сочетание боже мой и междометие ах выражают чувство восторга. Многие междо­метия могут служить для выражения различных чувств.

Так, например, в произведениях А. С. Пушкина междометие ах упот­ребляется для выражения чувств удивления, догадки, радости, недоверия и др.: Ах!., постойте; какая прекрасная мысль... (вы­ражает чувство радости); Ах, матушка идет... (выражает чувство испуга); Ах, он поручик! ах, злодей! (выражает чувство возму­щения). Междометие а также выражает различные чувства. Например: А! Так-то вы моей послушны воле! (междометие выражает чувство неудовольствия); «А! Петр Андреич!» — сказал он, увидя меня... (выражает чувство радостного удивления).

Некоторые же междометия, несмотря на то что не обладают номинативной функцией, имеют тем не менее закрепленное за ними содержание. Например, междометие увы служит для выра­жения чувства горя, сожаления; междометие караул выражает призыв к оказанию помощи и др.

В предложении междометия синтаксически не связаны с его членами. Они могут выступать в качестве самостоятельного междометного предложения. Напри­мер: «Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства!» (Ч.) Некоторые междометия могут выступать в функции сказуе­мого. Например: Татьяна ах! а он реветь (П.).

В речи междометия произносятся с особой интонацией (по­вышение тона, увеличение силы звука, в некоторых случаях — протяженность гласных).

Разряды междометий. По тому, что выражают меж­дометия, их принято делить на две группы: эмоциональные и побудительные (императивные).

Эмоциональные междометия О! Ах! Ой! Ура! Браво! Батюшки! А! Ух! и др. выражают чувство радости, восторга, одобрения, удивления, недоумения, испуга, а также да­ют характеристику, оценку событий, состояний и т. д. Например: Ах! Скалозуб, душа моя... (Гр.) — междометие служит для выражения чувства радости, восторга; Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна! (Гр.) — междометия выра­жают испуг.

Побудительные междометия выражают различ­ные виды побуждения: Вон! Цыц! Ну! С-с-с! Ш-ш! Марш! Айда!

Например: Гринев, узнав от него об опасности... скомандовал: марш, марш... (П.); Где, Остап, твоя сопилка? А ну-ка козачка! (Г.) Междометия, призывающие к вниманию: Ау! Эй! Алло! На­пример: «Эй, Дуня! — закричал смотритель,—поставь самовар» (П.); Даша молча глядела, как отец крутит ручку телефона, кричит: «Алло, алло!» (Горб.)

К междометиям относят также речевые формулы вежливости, т. е. слова и сочетания, выражающие приветствие, прощание, благодарность и т. д.: Здравствуйте! Спасибо! До свидания! и др.

По структуре междометия делятся на непроиз­водные и производные. К первым относятся междо­метия типа ай, ой, ах, эх, ну, ого и др. Они состоят из одного глас­ного звука: а! э!\ из двух гласных ау!; из гласного и согласного: ох! эх! ба!; из двух гласных и согласного: ага! ого! увы!; из соглас­ных: брр! Некоторые из перечисленных междометий могут вы­ступать в удвоенной и утроенной форме: у-у! хе-хе-хе! Некоторые из этих междометий могут соединяться с частицами (ну же! ну-ка!) или с глагольным постфиксом (Ну-те!).

Производные междометия соотносятся со словами других час­тей речи: глаголами (Смотри! Здравствуйте! Извините), сущест­вительными (Батюшки! Беда! Ужас!), местоимениями (То-то!), наречиями (Полно!): Производные междометия могут быть составными: Вот тебе и раз! Вот так штука!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: