ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ
Категория состояния — это класс знаменательных неизменяемых слов, обозначающих состояние (в широком смысле слова) и в предложении выполняющих функцию главного члена безличных предложений. Например: На Волге так хорошо, свободно, светло (М. Г.); В джунглях было сыро, душно (Из газ.).
Все слова данной части речи по значению можно разделить на группы:
1. Слова, обозначающие состояние окружающей среды (тепло, холодно, сыро, жарко, шумно, ветрено и др.). Например: В здании школы было тихо и пустынно (Фад.).
2. Слова, обозначающие физическое состояние живых существ (больно, зябко и др.). Например: Ей душно, жарко, и вся, вскочив, Дрожит она (Л.).
3. Слова, обозначающие психические состояния человека (жутко, стыдно, страшно и др.). Например: А на душе необъятно и чудно, и толпы серебряных видений возникают в ее глубине (Г.).
4. Слова, обозначающие оценку какого-либо состояния (со стороны объема, размера, времени, с морально-эстетической стороны и т. д.: красиво, далеко, поздно и др.). Например: Мне далеко до дому, И труден мой путь впереди (Щип.); Над старостью смеяться грех (Гр.); Но увидимся мы вскоре, А теперь пора нам в море (П.).
5. Слова с модальным значением (надо, нужно, можно, нельзя, возможно, невозможно и др.). Например: Надо жизнь сначала переделать, Переделав, можно воспевать (Маяк.).
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ
Существует другой термин для обозначения указанных слов — безлично предикативные слова, который подчеркивает их синтаксическую функцию (или просто предикативы). Как особые наречия-сказуемые рассматриваются эти слова в разделе «Наречие» в школьном курсе. |
Слова категории состояния не изменяются, и только слова на -о, соотносительные с прилагательными и ественными наречиями, могут образовывать форму сравнительной степени синтетическим или аналитическим способом (стало тише, более тепло, более опасно). Значение превосходной степени выражается только описательно, сочетанием форм сравнительной степени этих слов со словами всех, всего. Например: У него веселее, чем у всех; Холоднее всего было в открытом поле.
Некоторые слова этой группы имеют формы оценки (холодновато, жутковато, страшновато и т. д.). Например: В комнате стало холодновато.
Как уже говорилось выше, в предложении слова категории состояния бывают главными членами односоставных безличных конструкций. Можно указать также некоторые особенности сочетания данных слов с другими словами в связной речи. Так, слова категории состояния сочетаются с глаголами-связками отвлеченного или полуотвлеченного характера (быть, стать, становиться, делаться и др.), причем связка может иметь формы всех времен (было, будет, в настоящем времени — нулевая) изъявительного наклонения и форму сослагательного наклонения (было бы холоднее).
При словах категории состояния может быть существительное, местоимение в форме Д. падежа со значением логического субъекта (Мне холодно), Р. или П. падежа (Без тебя скучно; В лесу темно), могут быть наречия места, времени, количества, меры (Здесь темно; Ночью стало холодно; Стало очень тихо). К словам категории состояния может примыкать инфинитив. Например: Необходимо учиться много, серьезно, честно (М. Г.).
К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частиц ы. Они отличаются от знаменательных частей речи прежде всего тем, что не выполняют номинативной функции, т. е. ничего не называют. Это первая особенность. Их основная роль — выражать отношения между словами или предложениями, передавать различные грамматические значения или уточнять их: Мороз и солнце! (П.) — союз и показывает, что слова мороз, солнце находятся в равноправных отношениях; Ты поступил бы так же — частица бы вместе с формой глагола передает сослагательное наклонение.
Вторая особенность служебных слов в том, что они не могут употребляться самостоятельно и не могут быть членами предложения.
Наконец, следует отметить, что служебные части речи, как правило, безударны. Они образуют одно фонетическое слово вместе с тем словом, значение которого уточняют, если это частицы или предлоги. Если же они соединяют две самостоятельные синтаксические единицы (имеются в виду союзы), то они (союзы) всегда примыкают (в плане ударения) к последующему слову.
Ударение сохраняют только те служебные части речи, которые образовались сравнительно недавно из знаменательных частей речи: благодаря, хотя, несмотря на, потому что и др.
По своей функции служебные части речи близки к морфемам.
Предлоги
Предлог как часть речи. Предлоги — это служебная часть речи, которая обладает отвлеченным лексическим значением и служит для связи имени существительного с другими словами в словосочетании или предложении, например: войти в дом, вход в музей, недалеко от дома, мы с другом. Вместо имени существительного в роли подчиненного слова могут быть местоименные существительные (крайний от меня), количественные числительные (прибавить к двум), субстантивированные части речи (Любите при сейчас, любите при всегда! (Вознес).
С помощью предлогов могут передаваться различные отношения.
Наиболее отчетливо выделяются объектные отношения (думать о друге, тосковать по дочери) и различные виды обстоятельственных отношений:
- временные (в пять часов, в среду, через неделю, на два дня, к понедельнику, между двумя и тремя часами);
- пространственные (жить в деревне, быть на родине, ехать к отцу, идти с завода, зайти за дом, пройти по улице, перейти через мост);
- причинные (не прийти из-за болезни, встретиться благодаря случайности, побелеть от страха);
- целевые (сделать для виду, сделать ради славы, подготовить к параду);
- уступительные (несмотря на погодные условия, вопреки предсказаниям);
- определительные (мотоцикл с коляской, платье в полоску, величиной с арбуз);
- совместности (поговорить с братом, поехать вместе с другом) и др.
Большинство предлогов употребляется со строго определенной падежной формой и не может употребляться с другими, например: предлог к только с Д. падежом; до, от, для, у, за — с Р.; при — с П. и др. Некоторые предлоги употребляются с двумя падежами: за — с В. и Т. (за домом, за дом, за школу, за школой); на, в — с В. и П. (на двор, на дворе, в школу, в школе).
Редко предлог управляет тремя падежами: с — может употребляться с Р., Т. и В. падежами (взять со стола, взять с собой, величиной с яблоко); по — с Д.; В. и П. падежами (идти по Лесу, ходить по грибы, приехать по весне).
Методическое примечание. Поскольку предлог является важным средством в определении падежей, учителю надо четко самому знать и показывать это ученикам 4-го класса, как с помощью предлога можно определить падеж.
Для этого надо особенно хорошо помнить те предлоги, которые употребляются только с одним или преимущественно с одним падежом. Например, только с Р. падежом употребляются предлоги без, для, до. из. из-за, из-под, среди, от, у, около, близ, возле, а также предлоги в течение, в продолжение. Предлог с не может быть разграничителем Р. падежа, поскольку он (предлог) употребляется также с В. и Т. падежами.
Только с Д. падежом употребляется предлог к; можно говорить и о предлоге по, который преимущественно употребляется также с Д. падежом. Случаи его употребления с существительным в П. падеже (По ком звонит колокол?) крайне редки и не характерны для языка младших школьников.
Только с В. падежом употребляются предлоги про и через. Предлоги в. на, за, с(со), о(об) употребляются не только с В., но и с другими падежами. Поэтому невозможно только по данным предлогам определить падеж существительного.
Творительный падеж не имеет предлога, характерного только для этого падежа. Все предлоги, употребляющиеся с другими падежами: с, за, под, между, употребляются и с Т. падежом.
Показателем П. падежа является предлог при.
Предлог тесно связан не только с зависимым словом в словосочетании, но и с главным: нередко с помощью предлога разграничиваются оттенки значения главного слова, например: состоять из (вещество состоит из мелких частиц) и состоять в (состоять в членах клуба).
Главное слово может определять значение предлога: прийти в библиотеку и превратить в библиотеку. В первом случае предлог вместе с падежной формой имеет значение места, во втором — объектное значение. Независимо от выражаемых смысловых отношений некоторые слова требуют определенного предлога в силу своих сочетаемостных свойств (предисловие к скучать по зависеть от...). Однако для русского языка характерна также и зависимость предлога от формальных показателей главного слова, в частности от глагольной приставки: въехать во двор, наехать на камень, заехать за ограду, отъехать от станции, съехать с дороги и т. п. Ср., однако: перейти через дорогу, заехать на тротуар и т. п.
Русские предлоги обычно стоят перед существительным (или перед прилагательным, если существительное имеет при себе согласованное определение). Очень редко предлоги могут стоять в постпозиции, например: рассудку вопреки, чего ради.
Структура предлогов. В зависимости от структуры все предлоги делятся на первообразные (непроизводные) и производные (непервообразные).
В группу первообразных входят наиболее древние предлоги, которые с точки зрения современного языка нельзя связать по происхождению с какой-нибудь частью речи. Количество таких предлогов невелико: без(безо), в(во), до, для, за, из(изо), к(ко), на, над(надо), о, об(обо), от(ото), по, под(подо), пред (предо), перед (передо), при, про, с (со), у, через (чрез).
Предлоги из-за, из-под, по-за, по-над образованы сложением двух простых предлогов и называются двойными или составными.
Производные предлоги имеют мотивированные отношения с существительными, наречиями и деепричастиями.
По характеру соотнесенности их можно разделить на несколько групп:
- отыменные: в течение, в продолжение, по мере, в ходе, в целях и др.;
- наречные: близ, вдоль, навстречу, напротив, вблизи; отглагольные: благодаря, включая, спустя.
В ряде случаев в современном языке эти слова выступают и в роли предлога, и в роли знаменательных слов: Посмотрел вокруг — все белым-бело. — Вокруг меня собралась толпа; Он ушел благодаря нас за ночлег. — Благодаря своей дисциплинированости он сумел закончить диссертацию раньше срока.
Методическое примечание. Чтобы отличить знаменательную часть речи от предлога, надо подобрать синонимы к ним: Нас предупредили накануне (= только что, недавно — наречие). — Нас предупредили накануне экзамена (= перед экзаменом — предлог); Во время войны я работал на заводе (= в войну — предлог). — В последнее время завод достиг успехов (= в последний период — существительное). — Он вернулся спустя неделю (= через — предлог).
По морфологическому составу производные предлоги делятся на простые, состоящие из одного слова, например: вокруг, около, благодаря, вследствие, исоставные, состоящие из падежной формы существительного с предшествующим ему первообразным предлогом: в течение, в продолжение, за исключением, в ходе, по пути, во время. В последнее время все активнее стали развиваться сложные предлоги, представляющие собой объединение падежной формы имени существительного с предшествующим и последующим простыми первообразными предлогами: в связи с, в зависимости от, по пути к, по направлению к, ср.: Мы пошли к лесу.— Мы пошли по направлению к лесу.
Сложные предлоги характерны для официально-делового, научного и публицистического стилей, хотя в последнее время стали проникать и в разговорную речь, создавая нежелательные оттенки канцеляризма: в деле по распространению русского языка и т. п. Первообразные предлоги в основном имеют нейтральную стилистическую окраску. Только некоторые из них имеют оттенок возвышенности: средь, чрез, пред, предо. Некоторые первообразные предлоги имеют оттенок разговорности: фильм про любовь, пошли по ягоды, ради детей.
Методическое примечание. Учащиеся начальных классов знакомятся с первообразными предлогами уже в период обучения грамоте. Называя предлоги «маленькими словами», учитель обращает внимание детей на то, что эти слова пишутся отдельно от других слов. Это умение развивается практическим путем во 2-м классе (по системе 1-4). В 3-м классе при изучении приставок учитель сопоставляет предлоги и приставки, вновь обращает внимание детей на то, что предлоги пишутся отдельно и никогда не стоят перед глаголами. Затем при изучении имени существительного дети узнают, с какими падежами употребляются предлоги. Особенно много внимания отработке этого навыка уделяется в 4-м классе, когда изучается правописание падежных окончаний имен существительных и требуется по ряду признаков, в том числе и по предлогу, определить падеж существительного.
Кроме того, правильное употребление предлогов — неотъемлемая часть культуры речи. Поэтому учитель должен внимательно следить за правильностью употребления предложно-падежных конструкций. Уже в первых классах следует обращать внимание на употребление предлогов из и с в конструкциях типа из Москвы, с Украины, с почты, из больницы, из школы и т. п. Кроме того, учителю надо добиться от учащихся правильного употребления предлогов с существительным при глаголе скучать. Следует говорить: скучать по маме, скучать о брате, но не *скучать за(!) мамой.
Союзы
Союзы — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения или для связи отдельных предложений в тексте.
Едет с грамотой гонец И приехал наконец (П.); Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь (П.); Приют наш мал, зато спокоен (Л.); Прежде песни тоска наша пела, а теперь наша радость поет (Л.-Кум.).
По происхождению и словообразовательной структуре союзы делятся на первообразные и производные. Первообразные возникли давно, и их значение в современном языке не мотивировано. Это такие союзы, как: а, но, да, или, ни, зато, да митд.
Производные союзы появились позднее. Большинство из них образовалось из местоимений, наречий или из предложно-местоименных, наречных и других сочетаний: прежде чем; хотя; вопреки; благодаря тому, что; до тех пор пока; ввиду того что; чтобы; где; что; как и др. В современном языке процесс образования союзов продолжается. Новые союзы образуются путем прибавления к уже имеющимся союзам конкретизирующих слов, например: и поэтому, и потому, и тогда, и тем самым, и стало быть, и сверх того, вследствие того что и др.
По морфологическому составу союзы делятся на простые, состоящие из одного слова, и составные, представляющие собой объединение двух и более словесных элементов. Примеры простых союзов: а, но, и, ибо, чтобы, хотя и др. Составные союзы: так как, потому что, в то время как и др. Среди составных союзов выделяется группа двойных союзов: не только... но и, поскольку... постольку, чем... тем и др. Компоненты составных союзов могут следовать друг за другом, не допуская между ними никакого включения, и могут быть расчленены другими словами, как в двойных союзах не только... но и, не столько... сколько.
В составных союзах местоименный элемент может быть выделен путем логического ударения. В этом случае пауза разделяет союз, что на письме обозначается запятой, которая ставится после местоименной части: благодаря тому что; оттого что; в связи с тем что; вследствие того что и др. Ср.: Видимо, эта мысль неоднократно занимала капитана, потому что он неоднократно возвращался к ней на полях других книг (Кав.); Я любил свои поездки потому, что оставался один (Пауст.).
От двойных союзов нужно отличать союзы повторяющиеся, которые составляют вторую группу, например: то... то, не то... не то, или... или, и... и, ни... ни и т. д.
По характеру синтаксических отношений, которые устанавливают союзы между связываемыми компонентами, союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы объединяют компоненты на основе их равноправия, не указывая на зависимость одного от другого. Они объединяют или однородные члены предложения, или части сложносочиненного предложения.
Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из них от другого. Подчинительные союзы характерны для сложноподчиненного предложения, где присоединяемый ими компонент (придаточная часть) зависит от главной части, поясняет ее. В редких случаях подчинительные союзы встречаются в простом предложении. Это союз хотя, который может присоединять однородные члены: Погода теплая, хотя и ветреная, и сравнительные союзы, вводящие сравнительные обороты, или стоящие перед сказуемым: День теплее чем ночь; Лес стоит как в сказке. Союз как может употребляться в простом предложении в значении «в качестве», когда он стоит при приложении, например: Беседа как средство воспитания младших школьников широко используется учителями.
Грамматические значения, отношения в каждой из этих групп зависят от качества конкретного союза и содержания соединяемых компонентов. Так, соединительные союзы и, да, ни... ни могут выражать соединительные отношен и я, т. е. такие, при которых объединяются два или несколько однородных компонентов: Дело под вечер, зимой, И морозец знатный (Н.); Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка... (Кр) Такие союзы называются сочинительными соединительными.
Разделительные отношения выражаются с помощью сочинительных разделительных союзов или... или, либо... либо, не то... не то, то... то, то ли... то ли. Эти союзы показывают, что связываемые ими компоненты или чередуются, или взаимоисключают друг друга: Что же вас гонит? Судьбы ли лишения, Зависть ли тайная. Злоба ль открытая? (Л.) Сочинительные противительные союзы а, но, да (в значении но) показывают, что связываемые части противопоставляются или сопоставляются: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (Поел.).
Градационные союзы не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а, соединяя компоненты, выделяют последний, указывая на его особую важность. Например: Необходимо учитывать не только количество ошибок, но и их характер.
Подчинительные союзы также выражают различные отношения зависимости:
- временные: когда, как только, пока, с тех пор как, до тех пор пока и др.;
- причинные: так как, потому что, ибо и др.;
- условные: если, коли, раз;
- целевые: чтобы, для того чтобы, лишь бы;
- уступительные: хотя, несмотря на то что;
- следствия: в результате чего, так что;
- сравнительные: как, словно, будто, точно, как будто, подобно тому как и др.;
- изъяснительные: что, как и др.
Некоторые союзы могут совмещать значения сочинительных и подчинительных союзов, например: Хоть видит око, да зуб неймет. Здесь союз хоть... да имеет противительно-уступительное значение. Союзы, как и другие слова, могут быть многозначными, например союз когда может выражать временные отношения и условные. Ср.: Когда Борис хитрить не перестанет, Давай народ искусно волновать (П.) — союз когда употреблен в условном значении; Когда по окопам прошла перекличка, Когда мы за чаем беседу вели, Порхнула хохлатая, серая птичка Над кромкой ничьей, одичалой земли (Сурк.) — союз когда имеет значение времени.
Как и слова других частей речи, союзы имеют стилистическую окраску. Многие союзы нейтральны в стилистическом отношении, например: если, когда, что, как, или, и, но. Часть союзов свойственна только устной речи, в том числе и литературной разговорной: коль скоро, коль, раз, благо. Многие составные союзы принадлежат книжной речи, причем одинаково всем ее разновидностям: вследствие того что, ввиду того что, в силу того что, невзирая на то что и др.
Методическое примечание. В начальных классах нет специальной темы «Союзы», но практически уже в самый начальный период обучения дети знакомятся с союзами а, и, но. Как и предлоги, их называют «маленькими словами». Важно уже в этот период обратить внимание детей на то, что союзы пишутся отдельно от других слов и перед а, но всегда ставится запятая. Во 2-м классе на уроках русского языка, особенно при выполнении творческих работ, дети широко пользуются сложноподчиненными предложениями с союзами когда, если, потому что, что.
Здесь можно пропедевтически уже говорить учащимся, что перед этими словами надо ставить запятую. Более подробное знакомство с сочинительными союзами проводится в 4-м классе (по системе 1-4) при изучении однородных членов предложения. Учащимся сообщается, что однородные члены предложения могут быть соединены словами а, и, но, или. Здесь важно обращать внимание детей на различие интонации перед этими союзами (чисто практически) и закреплять навык постановки запятой перед союзами а, но. Можно обратить внимание детей на то, что перед одиночным союзом и запятая не ставится, а при повторении она обязательна.
Частицы
Частицы — это часть речи, включающая в себя неизменяемые незнаменательные слова, которые служат для выражения смысловых, эмоциональных и модально-волевых оттенков слов, словосочетаний и предложений. Ср.: Я сделал работу.— Я почти сделал работу; Он начал работать.— Он только начал работать. В этих предложениях частицы показывают степень завершенности действия, т. е. уточняют значение глаголов сделал, начал. Ср. еще: Я приду завтра. — Я вряд ли приду завтра. Частица вряд ли показывает, что достоверность действия подвергнута сомнению. Ср. еще: Разве вы не едете с нами? и Неужели вы не поедете с нами?
Здесь частицы (выделены), формируя вместе с интонацией вопросительную модальность предложения, выражают вместе с тем и сомнение, удивление, недоверие говорящего. С помощью частиц могут быть переданы различные значения: утверждение (да, так), отрицание (не, ни, нет), сомнение (неужели, разве), неуверенность (вряд ли, едва ли), выделение (именно, прямо), ограничение (только, лишь, лишь только) и другие значения.
По значению и по функции все частицы делятся на следующие разряды:
1. Частицы, выражающие смысловые оттенки слов. Сюда относятся: а) определительные частицы: едва (едва говорил), именно, точь-в-точь, почти (почти красный), чуть не (чуть не упал) и т. д.; б) частицы, служащие для выделения предмета, признака, действия из ряда других или усиливающие значение предмета, признака, действия. Эти частицы называются выделительно-ограничительными. Сюда относятся частицы: лишь, даже, еще, хоть, хоть бы, всего, лишь, лишь только. Например: Не хочу и доброй ночи желать тебе (Г.). Здесь частица и, синонимичная даже, усиливает объект действия. Ср. еще: Именно он так сказал; Он сказал именно так; Он именно сказал, а не написал. В этих предложениях частица именно выделяет то слово, перед которым стоит.
2. Эмоционально-экспрессивные частицы. Эти частицы выражают эмоционально-экспрессивное отношение говорящего к высказываемому: Что за прелесть эти сказки! (П.); Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним... (Ч.); Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.) Сюда относятся частицы: ведь, ну и, то-то, еще бы, просто, вот так, куда как и др.
3. Модальные и модально-волевые частицы. Эта группа частиц выражает отношение высказываемого к действительности, т. е. они передают утверждение или отрицание, вопрос или побуждение, показывают достоверность высказываемого, сравнение и др.: Ужель та самая Татьяна? (П.); Да разве об этом расскажешь, В какие ты годы жила? (Исак); Не стыдно ль стен тебе? (Кр.) К модально-волевым частицам относятся частицы: да, нет, действительно, вряд ли, едва ли, пусть, пускай, разве, неужели, ли, словно, пожалуй и др. Сюда же относятся частицы, обозначающие субъективную передачу чужой речи: мол, дескать.
4. Особую группу частиц составляют формообразующие частицы. Они служат для образования форм наклонений глагола, для образования форм степеней сравнения, например: самый интересный, более красивый, сказал бы, пусть скажет. Эти частицы по своему значению и функции близки к формообразующим аффиксам. Что касается словообразовательных частиц -го, -либо, -таки, -ка, кое-, выделяемых некоторыми исследователями в разряде частиц, то их (частицы) следует рассматривать как особый вид словообразовательных аффиксов.
Предложенная классификация частиц не может охватить все их значения, поскольку значения некоторых частиц конкретизируются в предложении. Кроме того, многие частицы имеют тесные связи со словами других частей речи. В них в разной степени присутствуют элементы значений наречий (буквально, совершенно, прямо), местоимений (всё, всего, оно, это), глаголов (было, смотри), союзов (а, благо, ведь, даже, пусть, пускай, хоть, чтоб), предлогов (вроде). Нередко наблюдается совмещение значений частицы и союза, частицы и наречия. В этом случае и квалифицировать их надо двояко: союз — частица, частица — наречие и т.п. (Подробнее об этом смотри в разделе «Омониммч частей речи».)
Все частицы, кроме формообразующих, характерны для разговорной речи и широко встречаются в художественной литературе. Официально-деловому и научному стилям речи они не свойственны.
Методическое примечание. В начальных классах внимание к модально-волевым частицам помогает учителю показать специфику вопросительных и восклицательных предложений и дать определенные рекомендации учащимся для выразительного чтения.
Модальные слова
Общая характеристика модальных слов. Модальность — это понятийно-грамматическая категория, выражающая отношение говорящего к высказыванию, отношение высказывания к объективной действительности.
Модальность выражается различными средствами: лексическими, морфологическими и синтаксическими. Например, модальное значение могут иметь различные знаменательные слова (хотеть, мочь, предполагать, утверждать, правда, неправда и т. д.). Это лексические средства выражения модальности.
Значения модальности выражаются формами глагольных наклонений, т. е. морфологически.
Разные модальные значения присущи различным типам предложений: повествовательным, побудительным (функциональная модальность), вопросительным, утвердительным и отрицательным, т. е. это синтаксическое выражение модальности.
Есть и еще один вид модальности — субъективная модальность, которая выражается специальными модальными словами. Модальные слова — это класс неизменяемых слов, при помощи которых выражается субъективное отношение говорящего к высказыванию или его части с точки зрения его достоверности / недостоверности. Например: Вы, может быть, слышали — мы уезжаем (И. Т.) — сочетание может быть передает значение предположительности; «Решительно — он прелесть»,— промолвила она не то задумчиво, не то рассеянно (И. Т.) — слово решительно выражает значение уверенности в том, о чем сообщается в предложении.
Модальные слова в предложении грамматически не связаны с другими его членами и не являются членами предложения. Чаще всего они выступают в функции вводных слов, выделяясь в тексте интонационно (на письме — знаками препинания). Например: Библиотека ваша, конечно, выросла с тех пор? (Сол.) Кроме того, модальные слова могут выступать в функции слова-предложения в ответной реплике диалога. Например: «Нет, вы серьезно?» — спросила она, постепенно осознавая всю несообразность неожиданного события. — «Конечно» (Ант.).
Модальные слова образуются от знаменательных, часто имеют среди них омонимы. Например: Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно (П.). В этом предложении слово непременно является наречием, относится к глаголу-сказуемому и ни интонационно, ни запятыми не выделяется. Непременно, он вернется. В этом предложении слово непременно — модальное, имеет значение уверенности говорящего. Или: Он точно скопировал рисунок. — Он, точно, копирует рисунок.
Разряды модальных слов по значению. По значению, которое придают модальные слова высказыванию или отдельным его частям, их разделяют на несколько групп. Основные из них следующие.
1. Модальные слова, выражающие уверен-ность, достоверность (конечно, несомненно, естественно, точно, безусловно, правда, действительно и др.); сочетания (в самом деле, само собой разумеется, само собой и др.). Например: В самом деле: взять да и бросить! (Кав.)
2. Модальные слова, выражающие значение предположительности, неуверенности (кажется, вероятно, по-видимому, едва ли, может быть и др.); сочетания (по всей вероятности, по всей видимости и др.). Например: Может быть, вы были правы (И. Т.); Видно, подошла такая минута (Кав.).
Междометия
Междометие как часть речи. Междометия — это класс неизменяемых слов, служащих для выражения различных чувств и волевых побуждений человека (ой, ах! ну! и др.).
В системе частей речи междометия занимают особое место. От служебных слов междометия отличаются тем, что они не связывают члены предложения или части сложного предложения, как союзы; не выражают отношений существительных и местоимений к другим словам в предложении, как предлоги; не придают смысловых, модальных и экспрессивных значений словам или предложениям, как частицы.
От знаменательных частей речи междоме тия отличаются тем, что они, выражая чувства и побуждения, не называют их. Например: Ах, быстро молодость моя Звездой падучею мелькнула (П.). В этом предложении междометие ах выражает чувство сожаления, но не называет его, в отличие от слов жаль, сожалею и др. Или: Боже мой, окунь! Ах, ах... скорей! (Ч.) В этом предложении междометное сочетание боже мой и междометие ах выражают чувство восторга. Многие междометия могут служить для выражения различных чувств.
Так, например, в произведениях А. С. Пушкина междометие ах употребляется для выражения чувств удивления, догадки, радости, недоверия и др.: Ах!., постойте; какая прекрасная мысль... (выражает чувство радости); Ах, матушка идет... (выражает чувство испуга); Ах, он поручик! ах, злодей! (выражает чувство возмущения). Междометие а также выражает различные чувства. Например: А! Так-то вы моей послушны воле! (междометие выражает чувство неудовольствия); «А! Петр Андреич!» — сказал он, увидя меня... (выражает чувство радостного удивления).
Некоторые же междометия, несмотря на то что не обладают номинативной функцией, имеют тем не менее закрепленное за ними содержание. Например, междометие увы служит для выражения чувства горя, сожаления; междометие караул выражает призыв к оказанию помощи и др.
В предложении междометия синтаксически не связаны с его членами. Они могут выступать в качестве самостоятельного междометного предложения. Например: «Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства!» (Ч.) Некоторые междометия могут выступать в функции сказуемого. Например: Татьяна ах! а он реветь (П.).
В речи междометия произносятся с особой интонацией (повышение тона, увеличение силы звука, в некоторых случаях — протяженность гласных).
Разряды междометий. По тому, что выражают междометия, их принято делить на две группы: эмоциональные и побудительные (императивные).
Эмоциональные междометия О! Ах! Ой! Ура! Браво! Батюшки! А! Ух! и др. выражают чувство радости, восторга, одобрения, удивления, недоумения, испуга, а также дают характеристику, оценку событий, состояний и т. д. Например: Ах! Скалозуб, душа моя... (Гр.) — междометие служит для выражения чувства радости, восторга; Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна! (Гр.) — междометия выражают испуг.
Побудительные междометия выражают различные виды побуждения: Вон! Цыц! Ну! С-с-с! Ш-ш! Марш! Айда!
Например: Гринев, узнав от него об опасности... скомандовал: марш, марш... (П.); Где, Остап, твоя сопилка? А ну-ка козачка! (Г.) Междометия, призывающие к вниманию: Ау! Эй! Алло! Например: «Эй, Дуня! — закричал смотритель,—поставь самовар» (П.); Даша молча глядела, как отец крутит ручку телефона, кричит: «Алло, алло!» (Горб.)
К междометиям относят также речевые формулы вежливости, т. е. слова и сочетания, выражающие приветствие, прощание, благодарность и т. д.: Здравствуйте! Спасибо! До свидания! и др.
По структуре междометия делятся на непроизводные и производные. К первым относятся междометия типа ай, ой, ах, эх, ну, ого и др. Они состоят из одного гласного звука: а! э!\ из двух гласных ау!; из гласного и согласного: ох! эх! ба!; из двух гласных и согласного: ага! ого! увы!; из согласных: брр! Некоторые из перечисленных междометий могут выступать в удвоенной и утроенной форме: у-у! хе-хе-хе! Некоторые из этих междометий могут соединяться с частицами (ну же! ну-ка!) или с глагольным постфиксом (Ну-те!).
Производные междометия соотносятся со словами других частей речи: глаголами (Смотри! Здравствуйте! Извините), существительными (Батюшки! Беда! Ужас!), местоимениями (То-то!), наречиями (Полно!): Производные междометия могут быть составными: Вот тебе и раз! Вот так штука!