Вопросы и задания. 1. Почему инфинитив получил название неопределенной формы глагола?

1. Почему инфинитив получил название неопределенной формы глагола?

2. Почему неопределенную форму глагола называют иначе словарной?

3. Определите отличия глаголов от существительных, обозначающих опредмеченное действие, и прилагательных, обозначающих признак; определите отношения мотивации между словами, имеющими один корень. Например: дарова-ниj-э ← дарова-ть. Решите предложенные орфографичес-кие и пунктуационные задачи.

1. Железная крыша давно (не) краше(?)ая краснела от ржавчины. (Л. Т.) 2. Гаснут красные крылья заката. Тихо дремл..т в туман.. плетни. (Ес.) 3. Месяц стал над рекою, чуть краснеется. В неб.. тучка плывет, чуть беле..т(ть)ся. (Полон.) 4. Езд..т изво(?)ики, от стука из пр..леток и телег вздраг..вают стекла в окнах. (М. Г.)

5. Дож.. в окно стучал печаль. (П.)

Почему писатель А. Югов назвал глагол «самой огнедышащей, самой живой частью речи»?

4. Какие семантические и грамматические свойства глаголов подчеркивают следующие высказывания?

1. …Думаю о глаголах. Чтобы написать действие, нужно много глаголов, немного существительных и чуть-чуть прилагательных. Русский язык – язык глаголов. У нас из каждого глагола вырастает по несколько существительных. Немецкий язык – стоячий, он из существительных, и чем они длиннее, тем немцу лучше. Француз-ский – это пляшущее прилагательное. Существительное – для фик-сации, прилагательное – для восторга и ненависти, глагол – для мысли и движения. «Глаголом жги сердца людей». Тут глагол в смысле «слово», но характерно, что глагол и слово – синонимы, а я бы взял эту строку эпиграфом для своих поисков. (П. Павленко)

2. …Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе. (А. Н. Толстой)

5. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания; проанализируйте его по плану. Какими частями речи являются выделенные слова?

Выпишите из текста спрягаемые и неспрягаемые формы глагола, укажите их грамматические признаки. В спрягаемых глаголах выделите основы настоящего (будущего) времени и инфинитива.

Вам пр..ходилось просыпат?ся от птич?его стука в окно? Это очень пр..ятное пробуждение. Открываеш? глаза и если стекло (н..)затянуто снежным узором видиш? Ч..рную голову белые щ..ки и ч..рные бусинки глаз. Синица уже «на ногах» удары клювом в стекло озн..чают пора завтр..кать пора открывать форт..чку и посыпать на подокон?ник горсть семечек…

С первым снегом с наступлением холодов к нашим домам из рощ? и лесов тянут?ся птиц(и, ы). Около человека легче пережить суровое время.

Из лесных гостей пр..летающих к нам пок..рмит?ся чаще всего мы видим синиц. В поисках корма возле домов они входят в к..мпанию с воробьями но от серых вор..ватых (н..)доверч..вых птиц отличают?ся ре..кой смелостью и доверием к человеку. Ак?уратно давая корм можно легко пр..учить синицу залетать в сени садит?ся на руку. Горсть семечек ежедневно крошки еды со стола и дюжина птиц с вашей помощью легко доживет до весны…

Птиц(ы, и) возле окошка – это посланцы больш..го мира Природы с которым мы связаны множеством нитей. Они доверч..во пр..летели, и мы должны быть достойны доверия. (В. Песков)

6. Образуйте неопределенную форму следующих глаголов, сохраняя её вид и возвратность. Используйте в качестве вспомогательного средства грам-матические вопросы что делать?, что сделать? Cуффиксы инфинитива обо-значьте графически. Какие существуют точки зрения по вопросу о количестве суффиксов инфинитива и как они решаются?

Выведу, завлеку, гребу, вытру, ложусь, отсоветую, пыхчу, тя-нусь, дойду, развлекусь.

Каков характер глагольной основы при формообразовании? (Подвижный, изменяющийся, неподвижный, неизменный).

7. Найдите в предложениях глаголы в неопределенной форме, опреде-лите их синтаксическую функцию. Решите орфографические и пунктуационные задачи. Сделайте аргументированный вывод о синтаксических особенностях инфинитива.

1. Загремела вражеская артиллерия и без перерыва стала рват?ся шрапнель. (Сераф.) 2. У меня одной было на душе много невысказа(?)ого и я желала бы найти человека которому могло бы раскрыться мое бедное сер?це. (Черн.) 3. Разве будет Косых так заботит?ся о людях? Разве он будет так печ?ся о блеске и славе завода? (Пан.) 4. Сюда гусары отпускные спешат явит?ся прогре-меть блеснуть пленить и улететь. (П.) 5. Через час явилась возмож-ность ехать; метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились. (Л.) 6. Кое-как я её успокоил, дал ей напи?ся, разбудил горничную и вышел. (Т.) 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских ребятишек. (Т.)

8. Выпишите инфинитивы и определите, с помощью каких суффиксов они образованы. Найдите субъектные и объектные инфинитивы. Определите синтаксические функции инфинитивов.

1. Над старостью смеяться грех. (Гр.) 2. Ехать полем было невозможно. (П.) 3. Мой долг вам повиноваться. (П.) 4. Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье. (П.) 5. Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне еще сильнее. (П.) 6. Она решилась пойти ожидать его там, как только станет смеркаться. (П.) 7. Да, я тот несчастный, которого ваш отец послал грабить на больших дорогах. (П.) 8. Имел я счастье графа знать, семь лет служил при нем. (П.) 9. Я запер дверь, не велел никому входить и снова просил его выстрелить. (П.) 10. Чихать никому и нигде не возбраняется. (Ч.)

9. Найдите у следующих глаголов формообразующие основы – основу инфинитива (прошедшего времени) и основу настоящего времени (простого будущего). Графически обозначьте их, сравните и сделайте вывод.

Беречь, беспокоиться, бледнеть, брести, везти, вести, влюбляться, гулять, заняться, плести.

10. Определите, какие глагольные формы записаны ниже. Графически обозначьте основы, от которых они образовались. Учтите то, что глаголы совершенного и несовершенного видов – это разные слова. Объедините глагольные формы в зависимости от основы образования и запишите их столбиками. Сделайте вывод о необходимости выделения двух глагольных основ. (Задание выполняется по вариантам.)

1. Начинай, начни, начинающий, начнёт, начавший, начиная, начали, начинали, начнём, начинаем, начавшись, начинаясь, начал бы, начались. 2. Лёжа, лежал, лёг, ложись, ложившийся, лягте, лежим, лежащий, ложусь, лежу, лягут, ложатся, ложился, ляжем.

11. С каким понятием в характеристике глаголов связано соотношение между двумя глагольными основами? Приведите соответствующие примеры.

Тема 21. Вид и аспектуальность глагола

План

1. Категория вида глагола, ее семантика и способы выражения. Совершенный и несовершенный виды глагола, морфологические отличия (связь категории вида с категорией наклонения и времени глагола).

2. Аспектуальность русского глагола. Способы глагольного действия как лексико-грамматические разряды глаголов совершен-ного и несовершенного вида.

3. Понятие видовой пары. Основные формы выражения видо-вой корреляции: префиксация и суффиксация. Непродуктивные спо-собы образования видовой корреляции: чередование звуков в осно-вах глагола, супплетивизм, изменение ударения.

4. Одновидовые глаголы. Двувидовые глаголы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: