Возрастная периодизация (по Л. С. Выготскому, 1984)

Периоды развития Кризисы развития
  Кризис новорожденности
Младенческий возраст (2 мес — 1 год) Кризис 1 года
Раннее детство (1 год — 3 года) Кризис 3 лет
Дошкольный возраст (3 года — 7 лет) Кризис 7 лет
Школьный возраст (8 лет — 12 лет) Кризис 13 лет
Пубертатный возраст (14 лет — 18 лет) Кризис 17 лет

В зарубежной сравнительно-возрастной психологии периодизация психического развития ребенка рассматривается с учетом формирующихся физических и психических новообразований (К. Buhler, 1921; A. Gesell, 1940; J.Piaget, 1967; H. Vallon, 1967). Так, в возрастной периодизации, предложенной швейцарским психологом J. Piaget (1967), выделены: 1) сенсомоторный период (от 0 до 15 мес); 2) период недеятельного интеллекта (2—8 лет); 3) период конкретного интеллекта (9—12 лет); 4) период ло­гических операций (с 13 лет). В экспериментальных исследованиях показаны особенности формирования отдельных психических функций, определены сроки и предпосылки перехода к следующему возрастному этапу психического развития. Более интегральный характер имеет периодизация развития детской психики, разработанная французским психологом H. Vallon (1967), который выделяет стадию моторной импульсивности (1-й год жизни), эмоциональную стадию (1-я половина 2-го года жизни), сенсомоторную стадию (2-я половина 2-го года жизни), стадию подражания и противопоставления (3—4-го года), начальный школьный период (5—6 лет), период замены синкретизма мышления объективностью (7—14 лет). На основании данных экспериментально-психологических исследований описаны особенности психического развития, новообразования в интеллектуальной и личностной сферах, характерные для того или иного возраста (Р. H. Mussen и соавт., 1984).

В психологической периодизации подростково-юношеского возраста принято разграничивать подростковый возраст (отрочество) и юность. Однако хронологические грани этих периодов весьма условны, они часто пересекаются. В литературе по психологии (И. С. Кон, 1980; A. Gesell, 1956) подростковый возраст определен как 13—16 лет для мальчиков и 12—15 лет — для девушек, юношеский возраст начинается с 17 лет и заканчивается у юношей в 22—23 года, а у девушек он начинается с 16 лет и заканчивается в 19—20 лет. Некоторые авторы (А. В. Петровский и соавт., 1979) границы подросткового возраста устанавливают между 11—12 и 14—15 годами, а возраст между 14— 15 и 17 годами определяется ими как ранняя юность. При этом акцент делается не только на особенностях физического, полового созревания, но, прежде всего, на смене ведущих форм деятельности, общественном положении, уровне социализации личности в обществе в целом. Характеристики физической и социальной зрелости являются ведущими в возрастной периодизации, предложенной J. Е. Веггеп (1964). Юность определяется им как возраст 12—17 лет, ранняя зрелость — 17—25 лет, зрелость — 25—50 лет. По мнению И. С. Кона (1980), психологическая периодизация жизненного пути должна отражать те социальные, нормативно-ценностные характеристики, которые предстоит усвоить индивиду, достигшему того или иного возраста с тем, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию.

В медицинской литературе (В. А. Пашкова, 1973; В. Г. Властовский, 1976; А.А.Александров, Е. М. Стабровский, 1984; А.Е. Личко, 1985; D. В. Bromley, 1966) периодизация подросткового возраста рассматривается с позиций интенсивного физического развития, то есть роста тела и развития вторичных половых признаков. Так, D. В. Bromley (1966) цикл юности подразделяет на две стадии: 1) половое созревание — старшее школьное детство — от 11—13 до 15 лет; 2) поздняя юность — 15—21 год. В самих периодах подросткового возраста выделяются фазы, позволяющие сравнивать соответствие и несоответствие физического развития подростка указанному периоду (А. Е. Личко, 1985). Опережение или ускорение физического созревания рассматривается как акселерация, что нередко в подростковом возрасте сопровождается различными социально-психологическими особенностями. Задержка же физического и сексуального развития рассматривается как инфантилизм, который может сопровождаться нервно-психическими расстройствами. По мнению ряда авторов (Г. Е. Сухарева, 1974; В. В. Ковалев, 1979; А. Е. Личко, 1985), физический инфантилизм, как правило, coчетается с психическим инфантилизмом, то есть незрелостью для данного возраста поведения, интересов, недоразвитием чувства долга, ответственности при вполне удовлетворительно развитых интеллектуальных способностях.

В юридической литературе возраст 18-ти лет рассматривается как возраст правовой ответственности, самостоятельности (Я.М.Яковлев, 1966; А. Б. Барский, 1970; А. Р. Ратинов, 1974;

М. М. Коченов, 1980; В. Н. Кудрявцев, 1986; Е. Г. Дозорцева, 1986). Юноши и девушки являются взрослыми людьми, социально зрелыми личностями, способными к самостоятельной жизни, активному участию в общественной жизни общества, а также способными нести ответственность за свои противоправные действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: