Возрастные этапы и кризисы в онтогенезе психического развития

Вопрос о том, что такое возраст, или возрастные стадии развития, получил самое разное толкование в психологической, педагогической, медицинской литературе. Ответ на этот вопрос зависит от общего подхода к пониманию природы психического развития человека. В отечественной психологии развиваются положения, сформулированные Л. С. Выготским и П. П. Блонским, об историческом характере возрастных периодов. Развитие человека рассматривается не как простое накопление знаний и навыков, а как культурно-исторический процесс, в котором особое место занимают постоянно изменяющиеся общие социальные условия, включающие также изменение возрастных этапов развития человека.

Однако при этом не следует умалять роли биологических (конституционально-генетических) факторов в развитии человека. Это особенно важно на первых возрастных этапах детского развития. Известно, как сказываются на физическом и психиче­ском развитии ребенка такие врожденные аномалии, как хромосомная абберация (болезнь Дауна), наследственные психические заболевания, различные формы недоразвития головного мозга, родовые и постродовые травмы головы, интоксикация головного мозга и пр. Изначально дефектная биологическая основа отражается на психическом и, прежде всего, интеллектуальном развитии. Впоследствии такие дети обнаруживают различного рода аномалии в эмоционально-личностной сфере. В этих случаях культурно-исторические условия обучения и воспитания осуществляются с учетом дефектных и сохранных сторон психической деятельности, что также способствует переходу от одного возрастного этапа к другому.

Видный отечественный психолог Л. С. Выготский (1984) рассматривал возраст как определенную эпоху (ступень) развития, как известный, относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущие периоды, перестраивается и изменяется самый ход развития. Таким образом, каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития (Д.Б. Эльконин, 1960; Л. И. Божович, 1968; А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, 1968; Н.И.Непомнящая, 1979; В. С. Мухина, 1985, и др.).

Особенности того или иного возраста определяются совокупностью многих условий. К ним относят: систему требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни; определенные отношения, которые складываются между ребенком и окружающими его сверстниками и взрослыми; тип знаний и деятельности, которыми он овладевает, способы усвоения знаний, а также особенности различных сторон физического развития ребенка (например, созревание определенных морфологических образований в раннем возрасте, особенность перестройки организма в подростковом возрасте и т. п.). Внешние и внутренние условия, определяющие особенности возраста, действуют на подрастающего человека как непосредственно, так и опосредованно. Так, объективно одни и те же элементы среды влияют по-разному на каждого ребенка в зависимости от того, через какие, ранее предшествовавшие психологические свойства они преломляются. Совокупность внешних и внутренних условий определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.

Переход от одного возрастного этапа к другому у одних детей может осуществляться постепенно, у других это происходит резко, критически. Так, или иначе, смена возрастных фаз осуществляется посредством переживания кризиса психического развития. По мнению Л.С. Выготского (1972), в период кризиса превалируют процессы отмирания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. В то же время еще не сформировалось то новое, психологически значимое, которое может характеризовать ребенка с позиций нового возрастного этапа. Все это и порождает кризис психического развития, при котором могут доминировать отрицательные характеристики в аффективной, мотивационной, познавательной сферах личности. В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к нему, не поспевает за быстрыми изменениями его личности (Л.С.Выготский, 1984). Однако было бы неверным связывать кризисы психического развития только с отрицательным содержанием. Положительные новообразования кризиса характеризуются появлением новых или дальнейшим формированием уже наметившихся ранее черт личности, расширением зоны актуального развития в интеллектуальной сфере посредством новых интересов и потребностей, мотивации поведения.

Диалектика физического и психического развития детей всегда представляет собой процессы свертывания, отмирания прежнего, старого и формирование нового в структуре личности (П.П. Блонский, 1930; Л. С. Выготский, 1931; R. Zazzo, 1960). Механизмы смены возрастных периодов развития ребенка определяются наличием сформировавшихся связей между уровнем его знаний и способностями применять эти знания на практике. Это и представляет собой внутреннее основание, то есть движущую силу (по Д.Б.Эльконину, 1971) перехода к следующим возрастным этапам. Например, в подростковом возрасте совокупность достижений предшествующего развития и изменения условий жизни ребенка приводят к необходимости качественно изменить содержание и способы его взаимоотношений с окружающими, изменить формы отношений к нему взрослых. Кризисные состояния психики ребенка более выражены в тех случаях, когда в системе воспитания не учитывают изменившихся отношений, или когда нарушено соответствие между сложившимися способами взаимоотношений с окружающими, характерными для предыдущего этапа, и развивающимися в течение этого периода возможностями ребенка. В дальнейшем расширение возможностей деятельности ребенка, включение его в новую систему отношений со взрослыми благоприятно скажутся на уровне психического его развития.

В литературе по возрастной и педагогической психологии (А. В. Петровский и соавт., 1979) чаще используют периодизацию, основанную на педагогических критериях. При этом выделяют периоды дошкольного (ранний, младший, средний, старший) и школьного (младший — от 1-го до 4-го классов, средний — от 4-го до 7—8 классов, старший — от 8-го до 11-го классов). Выделяя возрастную периодизацию (табл. 1), психологов интересуют качественные психические новообразования того или иного возраста, как они согласуются с уровнем физиче­ского развития, с процессами обучения и воспитания (Д. Б. Эльконин, 1971; В. В. Давыдов, 1974).

Таблица 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: